ментов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц
1. Срок представления декларантом, перевозчиком, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 340 Кодекса Союза в календарных днях с даты получения соответствующим лицом запроса (требования) о представлении документов и (или) сведений.
2. При вручении запроса (требования) о представлении документов и (или) сведений лицу, указанному в части 1 настоящей статьи (его представителю), датой получения запроса (требования) таможенного органа является дата, указанная в расписке (отметке) указанного лица (его представителя) о получении запроса (требования).
3. При направлении запроса (требования) о представлении документов и (или) сведений заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении запрос (требование) считается полученным:
1) в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении письма адресату либо в других источниках информации, в случае, если такое почтовое уведомление (информация) получено до наступления срока, указанного в пункте 2 настоящей части;
2) на шестой рабочий день со дня направления заказного письма в случае непоступления в указанный срок в таможенный орган почтового уведомления (информации), содержащего дату вручения письма адресату.
4. В случае оформления запроса (требования) о представлении документов и (или) сведений в виде электронного документа он передается проверяемому лицу с использованием сети "Интернет".
5. В случае, если запрашиваемые (истребованные) документы ранее представлялись таможенным органам в ходе таможенного контроля, начатого после выпуска товаров, лицом, которому направлен запрос (требование), и с даты их представления таможенным органам содержащиеся в них сведения не изменились, указанное лицо вправе не представлять повторно такие документы.
6. В случае, указанном в части 5 настоящей статьи, лицо, которому направлен запрос (требование), в срок, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, информирует таможенный орган, от которого поступил запрос (требование), о том, что запрашиваемые (истребованные) документы ранее представлялись таможенным органам (с указанием наименования таможенного органа, а также реквизитов письма, в соответствии с которым запрашиваемые (истребованные) документы представлялись таможенным органам ранее), и о том, что с даты их представления таможенным органам содержащиеся в них сведения не изменились.
7. Положения частей 5 и 6 настоящей статьи не распространяются на случаи:
1) если запрошены (истребованы) документы на бумажном носителе, которые ранее были представлены в электронной форме;
2) если запрошены (истребованы) подлинники документов на бумажном носителе, которые были ранее представлены и возвращены впоследствии лицу либо были представлены в виде копий или в электронной форме;
3) если в запросе (требовании) указано, что запрашиваемые (истребованные) документы, ранее представленные таможенным органам, были утрачены.
Статья 240. Запрос и получение таможенными органами документов и (или) сведений у государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций
В соответствии с пунктом 1 статьи 337, пунктом 7 статьи 340 и пунктом 7 статьи 371 Кодекса Союза таможенные органы запрашивают и получают на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) сведения у иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, совместно с указанными государственными органами.
Статья 241. Запрос и получение таможенными органами документов и (или) сведений у уполномоченных организаций
1. В соответствии с пунктом 7 статьи 340 и пунктом 7 статьи 371 Кодекса Союза таможенный орган вправе запрашивать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля и (или) исполнения запроса таможенного органа другого государства - члена Союза о представлении копий документов и (или) сведений, у следующих организаций, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) Торгово-промышленная палата Российской Федерации и территориальные торгово-промышленные палаты;
2) органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные на выполнение работ по оценке (подтверждению) соответствия в отношении продукции, для которой установлены обязательные требования в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации в сфере технического регулирования;
3) иные уполномоченные организации.
2. При вручении запроса о представлении документов и (или) сведений представителю уполномоченной организации под расписку датой получения запроса таможенного органа является дата, указанная в расписке (отметке) представителя уполномоченной организации о получении запроса.
3. При направлении запроса о представлении документов и (или) сведений по почте заказным письмом запрос считается полученным:
1) в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении письма адресату либо в других источниках информации, в случае, если такое почтовое уведомление (информация) получено до наступления срока, указанного в пункте 2 настоящей части;
2) на шестой рабочий день со дня направления заказного письма в случае непоступления в указанный срок в таможенный орган почтового уведомления (информации), содержащего дату вручения письма адресату.
4. Организация, указанная в части 1 настоящей статьи, получившая мотивированный запрос о представлении документов и (или) сведений, исполняет его в течение пяти рабочих дней со дня получения или в тот же срок информирует запросивший ее таможенный орган о том, что не располагает запрашиваемыми документами и (или) сведениями.
5. Форма запроса, порядок ее заполнения и порядок направления таможенным органом запроса в организацию, указанную в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Статья 242. Запрос (требование) и представление банками и иными кредитными организациями документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля после выпуска товаров
1. Таможенный орган, проводящий таможенную проверку, вправе требовать и получать у банков и иных кредитных организаций, располагающих документами и сведениями, касающимися деятельности проверяемых организаций (индивидуальных предпринимателей) и организаций (индивидуальных предпринимателей), связанных с проверяемыми лицами по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, справку о наличии счетов у организации (индивидуального предпринимателя), заверенные копии контрактов (договоров), заверенные копии паспортов сделок (если такие паспорта сделок должны были быть оформлены), ведомости банковского контроля, заверенные копии представленных банку (иной кредитной организации) указанными лицами подтверждающих документов (за исключением деклараций на товары), заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) и заверенные копии платежных документов к ним, подтверждающих совершение таких операций, в том числе содержащих банковскую тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
2. Таможенный орган, проводящий проверку таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров, в том числе начатую до выпуска товаров в соответствии со статьей 325 Кодекса Союза, вправе запрашивать и получать у банков и иных кредитных организаций, располагающих документами и сведениями, касающимися деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), выступавших в качестве декларанта, документы и сведения, указанные в части 1 настоящей статьи.
3. Таможенный орган не запрашивает заверенные копии контрактов (договоров) и ведомости банковского контроля, если соответствующие документы получены таможенными органами в электронной форме от банков и иных кредитных организаций в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью банка (иной кредитной организации).
4. Запрос (требование) о представлении документов и сведений вручается таможенным органом под расписку представителю банка или иной кредитной организации, имеющему соответствующие полномочия, или направляется таможенным органом в кредитную организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
5. При вручении запроса (требования) о представлении документов и сведений представителю банка или иной кредитной организации под расписку датой получения запроса (требования) таможенного органа является дата, указанная в расписке (отметке) представителя банка (иной кредитной организации) о получении запроса (требования).
6. При направлении запроса (требования) о представлении документов и сведений по почте заказным письмом запрос (требование) считается полученным:
1) в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении письма адресату либо в других источниках информации, в случае, если такое почтовое уведомление (информация) получено до наступления срока, указанного в пункте 2 настоящей части;
2) на шестой рабочий день со дня направления заказного письма в случае непоступления в указанный срок в таможенный орган почтового уведомления (информации), содержащего дату вручения письма адресату.
7. Банк или иная кредитная организация, получившие мотивированный запрос (требование) о представлении документов и сведений, исполняет его в течение пяти рабочих дней со дня получения.
8. В случае, если запрашиваемые (истребованные) документы ранее представлялись банком (иной кредитной организацией) таможенным органам в ходе таможенного или валютного контроля, банк (иная кредитная организация) вправе не представлять повторно такие документы, если с даты их представления таможенным органам содержащиеся в них сведения не изменились.
9. В случае, указанном в части 8 настоящей статьи, банк (иная кредитная организация), которому направлен запрос (требование), в срок, предусмотренный частью 7 настоящей статьи, информирует таможенный орган, от которого поступил запрос (требование), о том, что запрашиваемые (истребованные) документы ранее представлялись таможенным органам (с указанием наименования таможенного органа, а также реквизитов письма, в соответствии с которым запрашиваемые (истребованные) документы представлялись таможенным органам ранее), и о том, что со дня их представления таможенным органам содержащиеся в них сведения не изменились.
10. Положения частей 8 и 9 настоящей статьи не распространяются на случаи, если в запросе (требовании) указано, что запрашиваемые (истребованные) документы, ранее представленные таможенным органам, были утрачены.
11. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых таможенному органу, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости по письменному запросу в произвольной форме таможенный орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Банк или иная кредитная организация обязаны ознакомить таможенные органы с подлинниками документов (при их наличии).
12. Форма и порядок направления (вручения) таможенным органом запроса (требования) в банк или иную кредитную организацию устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
13. Форма и порядок представления банками и иными кредитными организациями документов и сведений по запросам (требованиям) таможенных органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Статья 243. Таможенное наблюдение
1. Доступ должностных лиц таможенного органа для таможенного наблюдения в помещения или на территории лиц проводится при предъявлении предписания на проведение таможенного наблюдения и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа.
2. Предъявление документов, указанных в части 1 настоящей статьи, не требуется при проведении таможенного наблюдения в зонах таможенного контроля и на объектах лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.
3. В случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, результаты таможенного наблюдения оформляются актом таможенного наблюдения.
Статья 244. Проведение проверки наличия системы учета товаров и ведения учета товаров
1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 350 Кодекса Союза проверка наличия системы учета товаров проводится у лиц, претендующих на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и у лиц, включенных в такие реестры.
2. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 350 Кодекса Союза таможенные органы проводят проверку ведения учета товаров лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами и лицами, владеющими и (или) пользующимися товарами, помещенными под таможенные процедуры, предусматривающие ведение учета товаров.
3. Проверка наличия системы учета товаров заключается в проверке наличия у лица системы учета товаров и ее соответствия требованиям, установленным Кодексом Союза и (или) законодательством Российской Федерации, в том числе в проверке первичных документов и записей в документах учета, а также организационно-распорядительных документов, утверждающих принятую лицом учетную политику, на соответствие указанным требованиям.
4. Проверка ведения учета товаров осуществляется путем сверки данных, содержащихся в системе учета и в представляемой таможенным органам отчетности, с иными данными, имеющимися в распоряжении таможенного органа, а также с данными, содержащимися в бухгалтерском учете и отчетности, первичных документах, регистрах.
5. Проверка ведения учета товаров за один и тот же период осуществляется один раз.
6. Результаты проверки наличия системы учета товаров и ведения учета товаров как меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля, применяемой самостоятельно, фиксируются актом проверки наличия системы учета товаров и ведения учета товаров.
7. Результаты проверки наличия системы учета товаров и ведения учета товаров для обеспечения применения формы таможенного контроля фиксируются в документе, оформляемом по результатам применения данной формы таможенного контроля.
Статья 245. Учет товаров для проведения таможенного контроля
1. Лица, осуществляющие внешнеэкономическую и иную деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, или деятельность с товарами, перемещаемыми через таможенную границу, вправе вести учет товаров и операций, совершаемых с товарами.
2. Требования к учету товаров для проведения таможенного контроля для лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, с учетом следующих основных положений:
1) ведение натурального измерения фактов хозяйственной жизни;
2) при использовании единиц измерения, отличающихся от единиц измерения товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указание коэффициента пересчета единиц измерения для сопоставления количества товаров, указанного в таможенных декларациях, и количества товаров, указанного в документах учета, с отражением методологии определения коэффициента пересчета во внутреннем распорядительном документе, предусмотренном частью 3 настоящей статьи;
3) при использовании в хозяйственной или иной деятельности товаров, полностью произведенных на территории Российской Федерации, указанные товары подлежат учету в соответствии с положениями настоящей статьи, если они используются для производства новых товаров вместе с товарами, ввезенными в Российскую Федерацию, либо являются взаимозаменяемыми с товарами, ввезенными в Российскую Федерацию;
4) при принятии товаров к учету указываются номера таможенных деклараций, а также статус товаров, в том числе:
а) товары, ввозимые в Российскую Федерацию из третьих стран;
б) товары, полностью произведенные на территориях Российской Федерации и (или) других государств - участников Союза;
в) условно выпущенные товары;
5) учет товаров ведется в электронной форме;
6) при использовании товаров для производства новых товаров либо совершении иных операций с товарами, в результате проведения которых изменяется их состояние (включая простые операции по смешиванию, переупаковке), во внутреннем распорядительном документе, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, указываются нормы расхода материалов, сырья, компонентов, а также методологии, использованные для их исчисления;
7) учет взаимозаменяемых товаров ведется исходя из предположения, что товары, ввезенные в более ранние сроки, первыми были использованы для осуществления хозяйственной или иной деятельности;
8) лицо осуществляет внутренний контроль ведения учета с отражением порядка организации и порядка проведения такого контроля во внутреннем распорядительном документе, указанном в части 3 настоящей статьи;
9) отчетный период для проведения таможенного контроля может составлять менее одного календарного года, но не менее одного месяца;
10) данные учета должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского учета;
11) требования к учету могут различаться в зависимости от категорий лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также от категорий товаров.
3. Порядок ведения учета для проведения таможенного контроля утверждается внутренним распорядительным документом лица (приказом, распоряжением или иным подобным документом) с указанием лиц, на которых возложено ведение учета, с описанием системы внутреннего контроля, процедуры выявления и устранения ошибок и неточностей.
4. В случае расхождения данных в учете для проведения таможенного контроля с данными, содержащимися в автоматизированной базе таможенных органов, и (или) с данными, полученными при осуществлении инвентаризации товаров (инвентаризации активов и обязательств), и (или) с данными бухгалтерского учета, и (или) с иной информацией, имеющейся в распоряжении таможенных органов, в том числе полученной от налоговых органов, а также при выявлении расхождения данных, содержащихся в учете для проведения таможенного контроля, предполагается, что товары, количество которых превышает количество товаров, принятых к учету в отчетный период, устанавливаемый в соответствии с пунктом 9 части 2 настоящей статьи, или в течение нескольких отчетных периодов, являются товарами, незаконно перемещенными через таможенную границу Союза, либо товарами, выпуск которых не произведен таможенным