ии с частью 19 настоящей статьи, по итогам расширения области аккредитации - в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона. В случае, если аккредитованное лицо при прохождении процедуры подтверждения его компетентности изменяет место или места осуществления своей деятельности, сведения о новом месте или новых местах осуществления деятельности аккредитованного лица вносятся в реестр аккредитованных лиц в течение трех рабочих дней со дня принятия национальным органом по аккредитации одного из решений, предусмотренных частью 19 настоящей статьи.";
д) в части 9 слово "направляется" заменить словами "и программа выездной оценки направляются";
е) в части 10 второе предложение исключить;
ж) в части 11:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"11. Программа выездной оценки формируется на основании методики, утверждаемой национальным органом по аккредитации в соответствии с частью 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, и содержит:";
в пункте 1:
в абзаце первом слова "а именно" заменить словами "предусматривающей в том числе";
дополнить подпунктом "е" следующего содержания:
"е) оценку результатов деятельности аккредитованного лица, в том числе оценку выданных им документов в соответствии с областью аккредитации;";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) перечень мероприятий по оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации по месту или местам осуществления им деятельности в области аккредитации, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации (при необходимости).";
з) в части 13 слова "членам экспертной группы, которые проводят выездную экспертизу, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом экспертизы, а также обеспечить доступ членов экспертной группы" заменить словами "лицам, участвующим в выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной оценки, а также обеспечить доступ указанных лиц";
и) часть 15 дополнить предложениями следующего содержания: "К акту экспертизы прилагается документ, содержащий описание области аккредитации, подписанный экспертом по аккредитации и членами экспертной группы, а также уполномоченным представителем аккредитованного лица. В случае отказа или уклонения уполномоченного представителя аккредитованного лица от подписания документа, содержащего описание области аккредитации, в акт экспертизы вносится соответствующая запись.";
к) в части 18 слова "Акт экспертизы направляется" заменить словами "Акт экспертизы и документ, содержащий описание области аккредитации аккредитованного лица, прилагаемый к этому акту, направляются";
л) в части 19:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"19. По результатам проведения выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, мероприятий по оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации (если такие мероприятия осуществлялись), проверки акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации национальный орган по аккредитации принимает решение:";
в пункте 2 слова "факт устранения выявленных несоответствий аккредитованного лица критериям аккредитации может быть установлен только при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц в форме выездной проверки" заменить словами "выявленное несоответствие аккредитованного лица критериям аккредитации относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации";
в пункте 3 слова "факт устранения выявленных несоответствий аккредитованного лица критериям аккредитации может быть установлен при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц в форме документарной проверки" заменить словами "выявленное несоответствие аккредитованного лица критериям аккредитации не относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации";
18) главу 3 дополнить статьей 241 следующего содержания:
"Статья 241. Особенности осуществления аккредитации национальным органом по аккредитации в отдельных сферах деятельности
1. При обращении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с заявлением об аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органов по сертификации систем менеджмента, органов по сертификации персонала, органов инспекций, органов по сертификации продукции и (или) услуг, выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия, а также органов, выполняющих работы по оценке соответствия, проведению экспертиз, исследований (испытаний) и измерений в случаях, если законодательством Российской Федерации не установлено требование о наличии у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей аккредитации в национальной системе аккредитации, аккредитация таких лиц осуществляется на основании результатов проводимых подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением работ по оценке соответствия заявителей требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации. Заявление об аккредитации в национальной системе аккредитации в данном случае подается после получения заявителем заключения об оценке его соответствия указанным требованиям, выданного заявителю подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением. Решение о прекращении действия аккредитации, приостановлении действия аккредитации, расширении или сокращении области аккредитации аккредитованных в соответствии с настоящей статьей лиц принимается национальным органом по аккредитации по итогам рассмотрения представления, направляемого в национальный орган по аккредитации указанным учреждением по результатам проведения периодической или внеплановой оценки соответствия аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подавалось заявление об аккредитации.
2. Перечень направлений работ по оценке соответствия заявителей, аккредитованных лиц, осуществляемых подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением в соответствии с настоящей статьей, включая описание сфер деятельности аккредитованных лиц из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, и документов, устанавливающих требования, на соответствие которым подается заявление об аккредитации, определяется национальным органом по аккредитации и подлежит размещению на официальном сайте национального органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Оценка соответствия заявителя осуществляется подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением на платной основе на основании договора, заключенного с заявителем. Положениями указанного договора должны быть предусмотрены периодичность, порядок и условия проведения указанным учреждением периодической или внеплановой оценки соответствия аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации, обязательства заявителя после его аккредитации в национальной системе аккредитации представлять в федеральное государственное учреждение сведения о результатах своей деятельности, в том числе о выданных им сертификатах соответствия.
4. В случае обращения с заявлением об аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия в отношении исполнения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия в рамках системы добровольной сертификации, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к этому заявлению об аккредитации должны прилагаться документы, подтверждающие регистрацию системы добровольной сертификации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. При выполнении в соответствии с частью 1 настоящей статьи работ по оценке соответствия заявителей требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации, подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением с лицом или лицами, создавшими систему добровольной сертификации, заключается соглашение.
5. Подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение обеспечивает ведение реестра сертификатов соответствия, выданных лицами, аккредитованными в соответствии с положениями настоящей статьи, на объекты, прошедшие добровольную сертификацию. За внесение сведений в указанный реестр взимается плата. Порядок формирования и ведения указанного реестра, в том числе размер платы, взимаемой с аккредитованных лиц за внесение сведений в указанный реестр, предоставление содержащихся в нем сведений, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.
6. Оценка соответствия заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации проводится в порядке, предусмотренном настоящей статьей, также в следующих случаях:
1) нахождение места или одного из мест осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, обратившихся с заявлением об аккредитации в национальной системе аккредитации или о подтверждении компетентности аккредитованного лица, за пределами территории Российской Федерации;
2) выполнение подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением по просьбе заявителя, аккредитованного лица работ по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подано заявление об аккредитации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, одновременно с проведением оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации;
3) выполнение подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением по просьбе заявителя, аккредитованного лица работ по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации одновременно с выполнением работ:
а) в рамках программ взаимной аккредитации, реализуемых на основании соглашений, заключенных между национальным органом по аккредитации и (или) подведомственным ему федеральным государственным учреждением и органом по аккредитации иностранного государства;
б) по оценке соответствия испытательных лабораторий (центров) требованиям, предъявляемым в целях признания и (или) последующей оценки соответствия испытательных лабораторий (центров) принципам надлежащей лабораторной практики, соответствующим принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития, проводимых в соответствии с порядком, установленным пунктом 12 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
7. Работы по оценке соответствия заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации, проводимые в случаях, установленных частью 6 настоящей статьи, выполняются с согласия национального органа по аккредитации и при условии привлечения к выполнению таких работ экспертов по аккредитации, включенных в реестр экспертов по аккредитации, и технических экспертов, включенных в реестр технических экспертов. При отсутствии указанного в настоящей части согласия работы по оценке соответствия заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации, проводимые в случаях, установленных пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, выполняются без учета особенностей, установленных настоящей статьей.
8. К работам по оценке соответствия заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации и (или) требованиям документов, на соответствие которым подавалось заявление об аккредитации, по месту или местам осуществления деятельности, расположенным за пределами территории Российской Федерации, могут привлекаться органы по аккредитации иностранного государства, если это предусмотрено соглашением, заключенным между национальным органом по аккредитации и (или) подведомственным ему федеральным государственным учреждением и органом по аккредитации иностранного государства.
9. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, устанавливает порядок взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного ему федерального государственного учреждения при осуществлении аккредитации в соответствии с настоящей статьей, порядок принятия национальным органом по аккредитации решений об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации, а также определяет содержание соглашения, указанного в части 4 настоящей статьи, порядок его заключения (в том числе основания отказа в заключении соглашения), основания и порядок расторжения указанного соглашения.
10. Положения настоящей статьи не применяются в отношении систем добровольной сертификации, действующих в сфере общественных отношений, указанных в частях 1 - 4 и 8 статьи 2 настоящего Федерального закона.";
19) в статье 25:
а) в части 1 слова ", обеспечивает функционирование этой системы и доступ к ней" исключить, дополнить предложением следующего содержания: "Функционирование федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и доступ к ней обеспечивает подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение.";
б) дополнить частью 31 следующего содержания:
"31. Федеральная государственная информационная система в области аккредитации должна обеспечивать возможность формирования в автоматическом режиме по запросу аккредитованного лица выписки из реестра аккредитованных лиц (аттестата аккредитации).";
в) дополнить частью 8 следующего содержания:
"8. Формирование и ведение реестров сертификатов соответствия, выданных аккредитованными лицами, иных документов по оценке соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, реестров деклараций о соответствии, в том числе ведение национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза, осуществляются с учетом сведений об аккредитованных лицах, о результатах их деятельности, содержащихся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации.";
г) дополнить частью 9 следующего содержания:
"9. Полномочия национального органа по аккредитации по формированию и ведению реестров, указанных в части 8 настоящей статьи, предоставлению сведений из них, а также по регистрации деклараций о соответствии возлагаются на подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение. За внесение сведений в указанные реестры и предоставление сведений из них, регистрацию деклараций о соответствии с заявителей, аккредитованных лиц указанным учреждением взимается плата в случаях, порядке и размерах, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.";
20) в статье 26:
а) в части 1:
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц;";
пункт 6 признать утратившим силу;
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Реестр аккредитованных лиц содержит также сведения о включении аккредитованного лица в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза. Порядок и основания принятия национальным органом по аккредитации, в том числе с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него определяются Правительством Российской Федерации с учетом права Евразийского экономического союза.";
в) в пункте 1 части 3 слова "телефона и (в случае, если имеется)" заменить словами "телефона и";
г) в пункте 1 части 4 слова "телефона и (в случае, если имеется)" заменить словом "телефона,";
21) в статье 27:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц осуществляется с применением риск-ориентированного подхода. Плановые проверки при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц не проводятся. Предметом внеплановой проверки является соблюдение аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.";
б) в части 2:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) мотивированное представление должностного лица национального органа по аккредитации по результатам рассмотрения, в том числе предварительной проверки, информации о фактах нарушения законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, допущенного экспертной группой при проведении экспертизы, по результатам которой национальным органом по аккредитации принято решение об аккредитации или о подтверждении компетентности;";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) мотивированное представление должностного лица национального органа по аккредитации по результатам рассмотрения, в том числе предварительной проверки, информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, о фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) о фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений либо о возможности таких нарушений, если указанные нарушения относятся к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации, или аккредитованное лицо не исполняет предостережение, выданное ему в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";";
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) получение от аккредитованного лица уведомления об устранении выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.";
в) в части 3:
абзац первый после слов "к деятельности аккредитованных лиц," дополнить словами "за исключением проверки, указанной в части 31 настоящей статьи,";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) выдаче предписания об устранении выявленного нарушения;";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) выдаче предписания об устранении выявленного нарушения и приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или части области аккредитации в случае, если такое нарушение относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации;";
в пункте 4 слова "в установленный срок" исключить;
дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5) прек