его ареста либо заключения под стражу - до отмены избранной меры пресечения;
2) вынесения судьей постановления о временном отстранении сотрудника от должности - до отмены временного отстранения от должности;
3) прекращения допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям, - до получения допуска к указанным сведениям, перевода на другую должность в уголовно-исполнительной системе или увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе.
2. Сотрудник может быть временно отстранен от исполнения служебных обязанностей в случае:
1) уголовного преследования сотрудника без применения мер, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, - до прекращения уголовного преследования по основаниям, дающим право на реабилитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) назначения служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность исполнения им служебных обязанностей, - на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания;
3) возникновения конфликта интересов - до его урегулирования.
3. Решение о временном отстранении сотрудника от исполнения служебных обязанностей принимается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем. О временном отстранении от исполнения служебных обязанностей сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
4. Порядок временного отстранения сотрудника от исполнения служебных обязанностей определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
5. Сотрудник, временно отстраненный от исполнения служебных обязанностей по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 настоящей статьи, по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть привлечен к исполнению обязанностей по иной должности в уголовно-исполнительной системе или выполнению отдельных служебных поручений, не требующих допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
6. Сотрудник, временно отстраненный от исполнения служебных обязанностей по одному из оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть привлечен к исполнению обязанностей по иной должности в уголовно-исполнительной системе или выполнению отдельных служебных поручений, если это не помешает проведению полной и объективной служебной проверки или урегулированию конфликта интересов.
7. Непосредственный руководитель (начальник) обязан временно отстранить от исполнения служебных обязанностей сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, и немедленно уведомить об этом прямого руководителя (начальника).
8. Денежное довольствие сотруднику, временно отстраненному от исполнения служебных обязанностей, выплачивается на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Статья 76. Восстановление на службе в уголовно-исполнительной системе
1. Сотрудник, признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в уголовно-исполнительной системе либо незаконно лишенным специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.
2. Сотрудник, находившийся в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы и признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, подлежит восстановлению на службе в уголовно-исполнительной системе и зачислению в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или о ее прекращении по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
3. Основанием для восстановления сотрудника на службе в уголовно-исполнительной системе является решение руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо вступившее в законную силу решение суда.
4. Сотрудник, подлежащий восстановлению на службе в уголовно-исполнительной системе, с его согласия может быть назначен на равнозначную должность в уголовно-исполнительной системе.
5. Сотруднику, восстановленному на службе в уголовно-исполнительной системе, время вынужденного прогула засчитывается в стаж службы в уголовно-исполнительной системе, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания.
6. Сотруднику, восстановленному на службе в уголовно-исполнительной системе, выплачивается не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в уголовно-исполнительной системе, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в уголовно-исполнительной системе, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.
7. Руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченный руководитель, принявшие с нарушением закона решение об увольнении сотрудника со службы в уголовно-исполнительной системе, о его освобождении, о его отстранении от должности или переводе на другую должность в уголовно-исполнительной системе либо задержавшие исполнение решения о восстановлении сотрудника в прежней должности и (или) специальном звании, несут дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
8. Правом на восстановление на службе в уголовно-исполнительной системе обладает гражданин, объявившийся после прекращения службы в уголовно-исполнительной системе в связи с признанием его в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявлением его умершим (в случае, если он безвестно отсутствовал в связи со служебными обстоятельствами по не зависящим от него причинам). Такой гражданин восстанавливается, как правило, в равнозначной должности после отмены судом решения о признании его безвестно отсутствующим и (или) об объявлении его умершим.
Глава 11. Формирование кадрового состава уголовно-исполнительной системы
Статья 77. Принципы и основные направления формирования кадрового состава уголовно-исполнительной системы
1. Формирование кадрового состава уголовно-исполнительной системы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе следующих принципов:
1) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в уголовно-исполнительной системе;
2) совершенствование профессиональных знаний и навыков сотрудников;
3) назначение сотрудников на должности в уголовно-исполнительной системе с учетом уровня их квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств;
4) соблюдение последовательности прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и присвоения специальных званий.
2. Основными направлениями формирования кадрового состава уголовно-исполнительной системы являются:
1) подготовка на плановой основе кадров для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе;
2) создание условий для профессионального и должностного роста сотрудников;
3) оценка результатов служебной деятельности сотрудников путем проведения аттестации;
4) создание кадрового резерва и его эффективное использование;
5) ведение перечня должностей в уголовно-исполнительной системе, подлежащих замещению по конкурсу;
6) применение современных кадровых технологий при приеме на службу в уголовно-исполнительной системе и ее прохождении.
Статья 78. Подготовка кадров для уголовно-исполнительной системы
1. Подготовка кадров для уголовно-исполнительной системы осуществляется путем:
1) обучения в соответствии с федеральным законом по основным образовательным программам:
а) профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительной системе, по программам профессиональной подготовки в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для исполнения служебных обязанностей, а также сотрудников по программам переподготовки в целях приобретения ими компетенции, необходимой для осуществления нового вида служебной деятельности и получения новой квалификации, и по программам повышения квалификации в целях совершенствования имеющейся и (или) приобретения новой компетенции, необходимой для осуществления служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по замещаемой должности;
б) среднего профессионального образования;
в) высшего образования;
2) обучения по дополнительным профессиональным программам;
3) профессиональной служебной и физической подготовки.
2. Подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется преимущественно в образовательных организациях высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы.
3. Участие курсантов, слушателей, адъюнктов образовательных организаций высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы в исполнении обязанностей, возложенных на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, является частью их подготовки, предусмотренной в соответствующих образовательных программах. К исполнению указанных обязанностей не допускаются курсанты, не достигшие возраста 18 лет.
4. Получение сотрудником дополнительного профессионального образования является преимущественным основанием для включения сотрудника в кадровый резерв или продолжения замещения им соответствующей должности в уголовно-исполнительной системе.
5. Дополнительное профессиональное образование сотрудников осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
6. Дополнительное профессиональное образование сотрудников осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
7. Порядок организации дополнительного профессионального образования сотрудников устанавливается федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
8. Руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченный руководитель, руководитель образовательной организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы, а также руководители иных государственных органов и организаций обеспечивают сотрудникам, обучающимся по соответствующей дополнительной профессиональной программе, условия для ее освоения.
9. По решению уполномоченного руководителя исходя из интересов и потребностей уголовно-исполнительной системы сотрудник, имеющий высшее образование и заключивший контракт на неопределенный срок, может быть с его согласия направлен на обучение по очно-заочной или заочной форме для получения высшего образования по другой специальности или другому направлению подготовки.
10. С сотрудником, направленным в соответствии с частью 9 настоящей статьи на обучение в образовательную организацию высшего образования, заключается в письменной форме дополнительное соглашение к контракту. В дополнительном соглашении указываются:
1) наименование и местонахождение образовательной организации;
2) наименование и местонахождение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, направляющих сотрудника на обучение;
3) срок обучения;
4) форма обучения;
5) стоимость обучения;
6) периоды времени, предоставляемые сотруднику для прохождения вступительных испытаний, промежуточной или государственной итоговой аттестации;
7) обязательство сотрудника по окончании обучения продолжить службу в уголовно-исполнительной системе в течение не менее пяти лет в случае, если оплата обучения производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
8) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий дополнительного соглашения.
11. Дополнительное соглашение, предусмотренное частью 10 настоящей статьи, может содержать иные условия, в том числе о переводе сотрудника по окончании обучения на другую должность в уголовно-исполнительной системе.
12. В случае расторжения контракта и увольнения сотрудника по основанию, предусмотренному пунктом 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14 или 19 части 2 либо пунктом 4, 5, 7, 9 или 14 части 3 статьи 84 настоящего Федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа уголовно-исполнительной системы или в течение срока, предусмотренного пунктом 7 части 10 настоящей статьи, указанный сотрудник возмещает федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
13. Сотруднику, обучающемуся в образовательной организации высшего образования по очно-заочной или заочной форме обучения, предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.
14. Сотрудник может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации на основе международных договоров Российской Федерации.
15. Профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудника.
16. Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе определяется федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Статья 79. Государственный заказ на подготовку кадров для уголовно-исполнительной системы
1. Подготовка кадров для уголовно-исполнительной системы при необходимости может осуществляться в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, не входящих в уголовно-исполнительную систему, на основе государственного заказа.
2. Государственный заказ на подготовку кадров для уголовно-исполнительной системы на очередной год включает в себя:
1) государственный заказ на подготовку кадров по основным образовательным программам в соответствии с квалификационными требованиями к должностям в уголовно-исполнительной системе;
2) государственный заказ на подготовку кадров по дополнительным профессиональным программам.
3. Размещение государственного заказа на подготовку кадров для уголовно-исполнительной системы осуществляется федеральным органом уголовно-исполнительной системы на конкурсной основе в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию по соответствующим образовательным программам (за исключением государственного заказа на обучение кадров по дополнительным профессиональным программам), на основе программ развития государственной службы с учетом функций, возложенных на уголовно-исполнительную систему, и квалификационных требований к должностям в уголовно-исполнительной системе.
4. Государственный заказ на подготовку кадров для уголовно-исполнительной системы, его объем и структура утверждаются Правительством Российской Федерации после дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
5. Федеральный орган уголовно-исполнительной системы на конкурсной основе и в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, заключает с гражданином договор на обучение в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, не входящих в уголовно-исполнительную систему, в соответствии с которым гражданин обязуется после получения среднего профессионального образования или высшего образования заключить контракт на срок не менее пяти лет.
Статья 80. Кадровый резерв для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе
1. Для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе, выполнения специальных задач, задач в особых условиях федеральным органом уголовно-исполнительной системы создаются:
1) для замещения должностей высшего начальствующего состава - федеральный кадровый резерв;
2) для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава - кадровые резервы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
2. Включение сотрудника в кадровый резерв отражается в его личном деле и документах учета.
3. Вакантные должности руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава замещаются по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя сотрудниками, состоящими в соответствующем кадровом резерве, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В исключительных случаях при отсутствии возможности замещения вакантной должности сотрудником, состоящим в кадровом резерве, вакантная должность может быть замещена в установленном настоящим Федеральным законом порядке путем назначения на должность, в том числе по результатам конкурса.
4. Порядок формирования федерального кадрового резерва устанавливается Президентом Российской Федерации. Порядок формирования кадровых резервов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статья 81. Кадровая работа в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
Организация кадровой работы, в том числе воспитательной работы, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Глава 12. Прекращение службы в уголовно-исполнительной системе
Статья 82. Основания прекращения службы в уголовно-исполнительной системе
Служба в уголовно-исполнительной системе прекращается в случае:
1) увольнения сотрудника;
2) гибели (смерти) сотрудника, признания сотрудника в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявления его умершим.
Статья 83. Увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе
1. Сотрудник увольняется со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с прекращением или расторжением контракта.
2. Сотрудник, приостановивший службу в уголовно-исполнительной системе в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона, вправе уволиться со службы в уголовно-исполнительной системе по основаниям, предусмотренным статьей 84 настоящего Федерального закона.
Статья 84. Основания прекращения или расторжения контракта
1. Контракт прекращается, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе:
1) по истечении срока дейст