ленных пунктов и объектов защиты;
е) осуществление взаимодействия с организациями и гражданами в области пожарной безопасности;
ж) осуществление полномочий в области надзорной деятельности;
з) развитие системы противопожарной пропаганды, организация обучения населения мерам пожарной безопасности, включая противопожарное страхование;
и) организация выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.
23. Органы управления федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны в пределах своих полномочий взаимодействуют при реализации государственных (муниципальных) программ в области пожарной безопасности, а также при разработке и реализации документов территориального планирования в части, касающейся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
24. Основными направлениями деятельности по обеспечению пожарной безопасности на различных уровнях являются:
а) совершенствование нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности в части, касающейся деятельности органов управления и подразделений пожарной охраны, федерального государственного пожарного надзора и ведомственного пожарного надзора, в том числе по вопросам:
предварительного планирования действий подразделений всех видов пожарной охраны по организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
осуществления профилактических мероприятий, предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований пожарной безопасности;
обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах административно-территориальных образований;
отнесения объектов защиты к различным категориям риска;
б) установление федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления требований пожарной безопасности;
в) наделение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций полномочиями в области пожарной безопасности;
г) регулирование отношений в области пожарной безопасности в целях снижения пожарных рисков;
д) производство дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
е) совершенствование форм и методов осуществления надзорной деятельности в области пожарной безопасности, повышение уровня взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в указанной области в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) планирование проверок объектов защиты с учетом отнесения их к определенной категории риска, результатов негосударственной оценки соответствия таких объектов требованиям пожарной безопасности, а также с учетом предложений иных органов государственного контроля (надзора) по совмещению надзорных мероприятий;
з) повышение профессионального уровня должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им государственных учреждений, уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, повышение их квалификации в образовательных организациях МЧС России, совершенствование ресурсного обеспечения таких организаций, а также налаживание надлежащего контроля за их деятельностью;
и) повышение эффективности деятельности подразделений пожарно-спасательных гарнизонов по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
к) размещение подразделений пожарной охраны с учетом необходимости обеспечения пожарной безопасности производственных объектов;
л) выполнение требований пожарной безопасности в части, касающейся обеспечения надлежащего количества подразделений пожарной охраны в местах их постоянной дислокации в административно-территориальных образованиях и на производственных объектах;
м) обеспечение деятельности подразделений пожарной охраны с учетом анализа степени риска для жизни и здоровья участников тушения пожаров, возникших в результате несоблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты;
н) внедрение современных образцов пожарно-технической продукции, пожарно-спасательного оборудования и снаряжения, многофункциональных робототехнических комплексов пожаротушения в целях повышения оперативности реагирования подразделений пожарной охраны, эффективности тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
о) совершенствование средств и методов тушения пожара в условиях непригодной для дыхания среды и недостаточной видимости;
п) реализация полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности в части, касающейся организации тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны;
р) повышение эффективности проведения пожарно-тактических занятий и учений в целях поддержания готовности подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов, подготовки личного состава пожарной охраны.
25. МЧС России и его территориальные органы осуществляют:
а) координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им государственных учреждений, уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, в том числе по контролю за обеспечением взаимодействия и слаженности основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности, а также по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности;
б) техническое регулирование в области пожарной безопасности с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
26. МЧС России организует взаимодействие между элементами системы обеспечения пожарной безопасности по следующим направлениям:
а) организация управления в области пожарной безопасности путем взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
б) координация повседневной деятельности подразделений пожарной охраны, а также деятельности по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
в) взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части, касающейся обеспечения пожарной безопасности, в рамках заключаемых соглашений.
VII. Ресурсное обеспечение мероприятий по реализации государственной политики в области пожарной безопасности
27. Источниками ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и средства организаций.
28. Основными механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются:
а) разработка и издание нормативных правовых актов, устанавливающих порядок планирования и финансирования названных мероприятий;
б) учет необходимости ресурсного обеспечения названных мероприятий при разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования и государственных (муниципальных) программ;
в) оптимизация финансовых и материальных ресурсов, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления на обеспечение пожарной безопасности.
29. Настоящие Основы могут дополняться и уточняться в связи с изменением социально-экономической ситуации в Российской Федерации.
__________________