за вычетом расходов Фонда, связанных с такой реализацией, должны быть распределены между Фондом и бюджетом субъекта Российской Федерации или публично-правового образования пропорционально размеру софинансирования в соответствии с решением Фонда о финансировании.
31. Денежные средства, полученные Фондом при распределении прибыли созданных им организаций, в уставный капитал которых внесено имущество, указанное в части 1 настоящей статьи, распределяются между Фондом и бюджетом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено указанное имущество. Фонд в указанном случае обязан перечислить часть полученных средств пропорционально размеру софинансирования в соответствии с решением Фонда о финансировании мероприятий, указанных в пункте 5 части 2 статьи 131 настоящего Федерального закона, в бюджет такого субъекта Российской Федерации, но не более осуществленного таким субъектом Российской Федерации софинансирования в соответствии с указанным решением Фонда о финансировании. (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
4. В случае принятия Фондом решений о строительстве (завершении строительства) на земельных участках, полученных по основаниям, установленным статьей 20115-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", многоквартирных домов и иных объектов недвижимости после реализации жилых и нежилых помещений, машино-мест в таких домах и иных объектах недвижимости Фонд перечисляет часть денежных средств, полученных от реализации этих помещений, в бюджет субъекта Российской Федерации в размере осуществленного субъектом Российской Федерации софинансирования в соответствии с решением Фонда о финансировании мероприятий, указанных в пункте 5 части 2 статьи 131 настоящего Федерального закона.
41. В случае принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, осуществляемых Фондом субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 131 настоящего Федерального закона жилые и нежилые помещения, машино-места, в отношении которых отсутствуют требования граждан, и (или) денежные средства, полученные от реализации таких объектов недвижимого имущества, должны быть распределены между Фондом и субъектом Российской Федерации пропорционально размеру софинансирования в соответствии с решением Фонда о финансировании. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.07.2021 № 273-ФЗ)
42. Денежные средства, полученные от реализации объектов недвижимого имущества, указанных в части 41 настоящей статьи, перечисляются Фондом субъекта Российской Федерации Фонду, за исключением суммы денежных средств, необходимых для погашения расходов Фонда субъекта Российской Федерации на реализацию таких объектов недвижимости. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.07.2021 № 273-ФЗ)
43. Жилые и нежилые помещения, машино-места, в отношении которых отсутствуют требования граждан, распределяются на основании соглашения, заключаемого между Фондом, субъектом Российской Федерации и Фондом субъекта Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.07.2021 № 273-ФЗ)
5. Реализация Фондом совместных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации программ, направленных на строительство (завершение строительства) многоквартирных домов на земельных участках, принадлежащих Фонду, с последующей передачей части жилых помещений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для их предоставления отдельным категориям граждан осуществляется в соответствии с порядком и на условиях, которые определены заключенными с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашениями.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 13.07.2020 № 202-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 542-ФЗ)
Глава 4. Осуществление Фондом деятельности по содействию модернизации жилищно-коммунального хозяйства и обеспечению сокращения непригодного для проживания жилищного фонда
(Дополнение главой - Федеральный закон от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
Статья 135. Особенности осуществления Фондом деятельности по содействию модернизации жилищно-коммунального хозяйства и обеспечению сокращения непригодного для проживания жилищного фонда
Фонд осуществляет деятельность по содействию модернизации жилищно-коммунального хозяйства и обеспечению сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, в том числе связанную с предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда, в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, уполномоченного органа.
Статья 136. Особенности осуществления Фондом деятельности по обеспечению сокращения непригодного для проживания жилищного фонда
1. В соответствии с настоящей статьей Фонд вправе осуществлять предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, за исключением жилых помещений, переселение из которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и национальными проектами (далее - аварийный жилищный фонд).
2. Предоставление указанной в части 1 настоящей статьи финансовой поддержки (далее в настоящей статье - финансовая поддержка) осуществляется за счет средств Фонда, сформированных за счет дополнительных имущественных взносов Российской Федерации, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, и иных средств Фонда, которые могут быть использованы на эти цели в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
3. Предоставление финансовой поддержки осуществляется Фондом в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации и в том числе предусматривает:
1) порядок распределения средств Фонда, сформированных за счет дополнительных имущественных взносов Российской Федерации в Фонд, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, между субъектами Российской Федерации;
2) период, в течение которого многоквартирные дома были признаны аварийными, в целях переселения граждан из которых Фондом предоставляется финансовая поддержка;
3) условия предоставления Фондом финансовой поддержки, в том числе требования к региональным адресным программам по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, срокам реализации мероприятий таких программ, на осуществление которых предоставлена финансовая поддержка;
4) порядок подачи субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки, порядок и сроки рассмотрения этих заявок Фондом;
5) направления использования полученной субъектами Российской Федерации финансовой поддержки;
6) порядок осуществления Фондом мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, выполнения условий предоставления финансовой поддержки;
7) последствия нарушения субъектами Российской Федерации условий предоставления финансовой поддержки, порядок приостановления предоставления и возврата финансовой поддержки.
4. Финансовая поддержка предоставляется Фондом бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, направленных на обеспечение жилищных прав граждан, являющихся собственниками жилых помещений, входящих в состав аварийного жилищного фонда, а также граждан, занимающих жилые помещения, входящие в состав аварийного жилищного фонда, по договору социального найма.
5. Финансовая поддержка предоставляется Фондом на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждаемых высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и используется в соответствии с такими программами.
6. Полученные за счет средств финансовой поддержки средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться:
1) на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
2) на строительство многоквартирных домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства многоквартирных домов), приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство, приобретение домов блокированной застройки, строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной уполномоченным органом, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
3) на строительство наемных домов;
4) на предоставление указанным в пункте 1 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение жилых помещений на условиях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
5) на предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территории жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях; (В редакции Федерального закона от 19.12.2022 № 542-ФЗ)
6) на предоставление субсидии оператору комплексного развития территории, определенному в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 5 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра; (В редакции федеральных законов от 19.12.2022 № 542-ФЗ, от 25.12.2023 № 627-ФЗ)
7) на приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан;
8) на иные направления, предусмотренные Правительством Российской Федерации.
7. Правительством Российской Федерации могут быть установлены условия и ограничения использования финансовой поддержки в рамках направлений ее использования, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
8. Предоставление финансовой поддержки осуществляется на основании договора, заключенного между Фондом и субъектом Российской Федерации. Типовые условия такого договора, в том числе в части ответственности сторон, определяются Фондом по согласованию с уполномоченным органом.
Статья 137. Особенности предоставления Фондом займов за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния
1. Фонд предоставляет за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займы юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении (далее - заемщики).
2. Правительством Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи определяются порядок и условия предоставления Фондом займов, указанных в части 1 настоящей статьи, а также цели их предоставления, которые могут включать:
1) строительство, реконструкцию, модернизацию объектов инфраструктуры;
2) строительство наемных домов;
3) иные цели, определенные Правительством Российской Федерации.
3. Предоставление Фондом займов, указанных в части 1 настоящей статьи, на цели строительства, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры осуществляется при условии заключения Фондом, субъектом Российской Федерации, на территории которого планируется реализация проекта по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры (далее - проект), и заемщиком соглашения о реализации проекта. Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, при которых одной из сторон указанного соглашения также является муниципальное образование. Субъект Российской Федерации в обязательном порядке является стороной соглашения о реализации проекта.
4. По соглашению о реализации проекта субъект Российской Федерации обязуется отвечать перед Фондом полностью или частично за исполнение заемщиком его обязательств перед Фондом по договору займа (в том числе облигационному займу) в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанное обязательство субъекта Российской Федерации не является государственной гарантией.
5. Иные требования к соглашению о реализации проекта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. При предоставлении Фондом займов, указанных в части 1 настоящей статьи, на цели строительства наемных домов и иные цели, определенные Правительством Российской Федерации, правила, предусмотренные частями 3 - 5 настоящей статьи, применяются в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.
7. Фонд вправе выступать участником синдиката кредиторов в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Глава 5. Осуществление Фондом деятельности по содействию в обеспечении устойчивого развития территорий и создании комфортных и благоприятных условий проживания граждан
(Дополнение главой - Федеральный закон от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
Статья 138. Особенности осуществления Фондом деятельности по содействию в обеспечении устойчивого развития территорий и создании комфортных и благоприятных условий проживания граждан
1. Фонд осуществляет деятельность по содействию в обеспечении устойчивого развития территорий и создании комфортных и благоприятных условий проживания граждан в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
2. Фонд вправе осуществлять комплексное развитие территорий на основании решений, принятых Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, самостоятельно или с привлечением иных лиц.
3. Фонд вправе осуществлять функции застройщика, технического заказчика, проводить строительный контроль при осуществлении возложенных на него функций и полномочий в пределах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Глава 6. Заключительные положения
(Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
Статья 14. О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации"
В абзаце втором части десятой статьи 77 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 19, ст. 683; Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 27, ст. 3938) слова "пункта 1 части 2 и части 21 статьи 3, части 2 статьи 121, статей 15 - 154, 232" заменить словами "статьи 2, частей 1 - 26, 4, 5 статьи 3, части 1, пунктов 2, 7 части 2 статьи 31, статей 13, 15, 154, 18 - 182, пунктов 4, 7 части 1, пункта 5 части 2 статьи 20 и статьи 232".
Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2009, № 1, ст. 4; № 29, ст. 3632; 2011, № 29, ст. 4301; № 49, ст. 7015, 7024; 2012, № 53, ст. 7619; 2013, № 27, ст. 3481; № 52, ст. 6979; 2015, № 1, ст. 29, 35; № 27, ст. 3945, 3977; № 29, ст. 4362; 2016, № 1, ст. 11, 29; № 27, ст. 4237) следующие изменения:
1) в пункте 21 статьи 7 слова "- кредитной организации" заменить словами ", должника, работника, бывшего работника должника", слова "абзацем вторым пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона" заменить словами "пунктом 2 настоящей статьи";
2) статью 41 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Уведомление о направлении в арбитражный суд заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом подлежит обязательному опубликованию путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение пяти рабочих дней с даты направления заявления в арбитражный суд.";
3) в статье 2011:
а) пункт 1 дополнить подпунктом 21 следующего содержания:
"21) участник долевого строительства - гражданин, являющийся участником строительства и имеющий требование к застройщику на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по которому застройщиком осуществлены обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд, публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд), к которой перешло право требования по договору участия в долевом строительстве в результате осуществления выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом;";
б) дополнить пунктами 21 - 27 следующего содержания:
"21. Конкурсными управляющими (внешними управляющими) в деле о банкротстве застройщика, который осуществлял взносы в компенсационный фонд в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие установленным настоящим Федеральным законом требованиям и аккредитованные Фондом.
Аккредитация арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего (внешнего управляющего) при банкротстве застройщиков осуществляется Фондом на основании заявления арбитражного управляющего в течение тридцати дней со дня его поступления. К указанному заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к аккредитации, установленным настоящим параграфом.
Порядок рассмотрения заявлений об аккредитации арбитражных управляющих в качестве