ми актами Правительства Российской Федерации.
51. Функции и полномочия, связанные с содействием обеспечению устойчивого социально-экономического развития, привлечению инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развитию транспортной и иных инфраструктур, строительства, а также повышению уровня и качества жизни граждан, определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 24.06.2023 № 267-ФЗ)
6. В целях выполнения функций и полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Фонд вправе:
1) создавать юридические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе специализированные общества проектного финансирования;
2) осуществлять права учредителя в отношении юридических лиц, созданных им и являющихся унитарными юридическими лицами;
3) вносить в уставный капитал юридических лиц, указанных в пункте 1 настоящей части, земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями, переданные Фонду по основаниям, предусмотренным статьей 20115-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
4) осуществлять корпоративные (членские) права и исполнять обязанности в отношении юридических лиц, участником (членом) которых является Фонд;
5) выпускать облигации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) инвестировать временно свободные средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
7) осуществлять иную, в том числе приносящую доход, деятельность, направленную на достижение целей, поставленных перед Фондом в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 24.06.2023 № 267-ФЗ)
7. Фонд в целях осуществления возложенных на него функций и полномочий может являться участником государственных программ Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Фонд осуществляет виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации и соответствующие целям его создания.
9. Фонд составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".
10. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и годовая консолидированная финансовая отчетность Фонда подлежат ежегодному обязательному аудиту отобранной на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" аудиторской организацией. Аудиторское заключение размещается на сайте Фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и подлежит направлению в уполномоченный орган и Правительство Российской Федерации.
11. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют внешний государственный аудит (контроль) в отношении Фонда.
12. Деятельность Фонда подлежит ежегодному актуарному оцениванию, предусмотренному частью 13 настоящей статьи.
13. Обязательное актуарное оценивание проводится в соответствии с законодательством об актуарной деятельности. Актуарное заключение должно соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 2 ноября 2013 года № 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации", и содержать результаты актуарного оценивания текущих и будущих обязательств Фонда перед участниками долевого строительства, результаты оценивания актуарной стоимости имущества компенсационного фонда, а также результаты актуарного оценивания исполнения обязательств Фонда перед гражданами - участниками долевого строительства в условиях текущих поступлений обязательных отчислений (взносов) застройщиков. Актуарное заключение размещается на сайте Фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и подлежит направлению в уполномоченный орган и Правительство Российской Федерации.
14. Годовой отчет Фонда направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации до 15 июля года, следующего за отчетным годом, и подлежит обязательному размещению на сайте Фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный срок в объеме, определенном решением наблюдательного совета Фонда, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
15. Фонд представляет публично-правовому образованию, с которым заключено соглашение о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда, информацию о сумме фактически произведенных застройщиками, осуществляющими строительство объектов на территории соответствующего публично-правового образования, расходов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан - участников строительства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
16. Требования к кредитным организациям на территории Российской Федерации, в которых Фонд вправе открывать банковские и иные счета и с которыми Фонд вправе заключать договоры банковского вклада (депозита), и срок, в течение которого Фондом должны быть приняты меры по возврату денежных средств, размещенных на счетах и в депозиты в кредитных организациях на территории Российской Федерации, которые перестали соответствовать указанным требованиям, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Статья в редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
Статья 4. Имущество Фонда
1. Имущество Фонда формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, имущества юридических лиц, правопреемником которых является Фонд, компенсационного фонда, а также имущества, приобретенного за счет имущественных взносов Российской Федерации, инвестирования временно свободных средств, добровольных имущественных взносов, в том числе публично-правовых образований, доходов, полученных Фондом от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
2. Имущество Фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для достижения целей деятельности Фонда и осуществления возложенных на него функций и полномочий.
3. Порядок и сроки формирования имущества Фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4. Денежные средства Фонда, в том числе полученные в результате приносящей доход деятельности, расходуются на реализацию возложенных на него функций и полномочий.
5. Доходы, полученные Фондом от инвестирования временно свободных средств, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления направляются в том числе на уплату процентов за использование кредитных и иных заемных средств, привлеченных Фондом в соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.
6. Инвестирование временно свободных средств Фонда осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. Порядок, условия инвестирования временно свободных средств Фонда и перечень разрешенных объектов инвестирования временно свободных средств Фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
7. Размер средств, необходимых для обеспечения деятельности Фонда, ежегодно устанавливается наблюдательным советом Фонда.
8. Обеспечение деятельности Фонда осуществляется за счет:
1) доходов от инвестирования временно свободных средств Фонда;
2) части доходов, получаемых от инвестирования средств компенсационного фонда;
3) доходов, начисленных на остаток средств на номинальном счете Фонда, указанном в части 3 статьи 10 настоящего Федерального закона;
4) доходов от осуществления иной приносящей доход деятельности;
5) имущества Фонда в размере, определенном наблюдательным советом Фонда, в случае недостаточности доходов, предусмотренных пунктами 1 - 4 настоящей части. В случае осуществления расходов за счет имущества Фонда доходы, предусмотренные пунктами 1 - 4 настоящей части, используются в первую очередь для возмещения имущества Фонда в пределах таких расходов.
9. Предельный процент доходов, получаемых от инвестирования средств компенсационного фонда и направляемых на финансирование расходов, связанных с осуществлением предусмотренных настоящим Федеральным законом функций и полномочий Фонда и обеспечением его текущей деятельности, устанавливается наблюдательным советом Фонда.
10. Распоряжение имуществом Фонда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом Фонда. Фонд вправе совершать сделки по продаже или отчуждению иным образом принадлежащего ему имущества в государственную и муниципальную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определять условия распоряжения имуществом, переданным Фонду в качестве имущественного взноса Российской Федерации, и особенности заключения сделок в отношении такого имущества при осуществлении Фондом функций и полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 24.06.2023 № 267-ФЗ)
11. Использование имущества Фонда для осуществления функций и полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
12. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень имущества Фонда, совершение сделок с которым подлежит согласованию с Правительством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, если иное не установлено федеральными законами.
13. Перечень имущества и (или) видов имущества Фонда, на которые не может быть обращено взыскание по обязательствам Фонда, определяется Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
Статья 5. Компенсационный фонд
1. Компенсационный фонд обособляется от иного имущества Фонда. По компенсационному фонду ведется обособленный учет.
2. Денежные средства компенсационного фонда должны учитываться на отдельном счете, открываемом Фондом в кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (далее - счет компенсационного фонда).
3. Права на ценные бумаги, приобретенные за счет денежных средств компенсационного фонда, учитываются на отдельных счетах депо, открытых Фонду.
4. На имущество, составляющее компенсационный фонд, не может быть обращено взыскание по обязательствам Фонда.
Глава 2. Управление Фондом и контроль за его деятельностью
(Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
Статья 6. Органы Фонда
1. Органами управления Фонда являются наблюдательный совет Фонда, правление Фонда и генеральный директор Фонда.
2. Органом Фонда является попечительский совет Фонда.
(Статья в редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
Статья 61. Попечительский совет Фонда
1. Попечительский совет Фонда является органом Фонда и осуществляет надзор за деятельностью Фонда, принятием органами управления Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом законодательства Российской Федерации.
2. Попечительский совет Фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
3. В состав попечительского совета Фонда могут входить лица, замещающие государственные должности, и лица, замещающие должности государственной гражданской службы.
4. В состав попечительского совета Фонда не могут входить работники Фонда.
5. Общее количество членов попечительского совета Фонда не может превышать 15 человек, в том числе в состав попечительского совета Фонда входят два представителя от Федерального Собрания Российской Федерации (по одному представителю от каждой палаты Федерального Собрания Российской Федерации) и три представителя высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
6. Персональный состав попечительского совета Фонда утверждается Правительством Российской Федерации.
7. Наряду с функциями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уставом Фонда, попечительский совет Фонда:
1) рассматривает утвержденные наблюдательным советом Фонда:
а) стратегию развития Фонда, определяющую основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты деятельности Фонда;
б) годовой финансовый план (бюджет) Фонда, включающий в себя в том числе общий объем расходов и смету расходов Фонда, а также изменения, вносимые в годовой финансовый план (бюджет) Фонда;
в) годовой отчет Фонда;
2) вырабатывает рекомендации для органов управления Фонда по итогам рассмотрения вопросов на заседаниях попечительского совета Фонда.
8. Попечительский совет Фонда вправе создавать комитеты и комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительного рассмотрения. Порядок деятельности таких комитетов и комиссий, их состав утверждаются председателем попечительского совета Фонда. Комитеты и комиссии, созданные попечительским советом Фонда, осуществляют свою деятельность на общественных началах.
9. Фонд осуществляет за счет своих средств и в соответствии со сметой расходов Фонда материально-техническое обеспечение деятельности попечительского совета Фонда, созданных попечительским советом Фонда комитетов и комиссий, а также компенсацию расходов членам попечительского совета Фонда, не являющимся лицами, замещающими государственные должности, либо лицами, являющимися государственными гражданскими служащими, непосредственно связанных с участием в работе попечительского совета Фонда.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
Статья 7. Наблюдательный совет Фонда
1. Высшим органом управления Фонда является наблюдательный совет Фонда.
2. Положение о наблюдательном совете Фонда утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Количественный состав наблюдательного совета Фонда не должен превышать девять членов. Состав наблюдательного совета Фонда утверждается Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного органа сроком на три года. В состав наблюдательного совета Фонда входит генеральный директор Фонда, являющийся членом наблюдательного совета Фонда по должности. (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
4. Полномочия председателя наблюдательного совета Фонда и других членов наблюдательного совета Фонда могут быть прекращены досрочно по решению Правительства Российской Федерации.
5. При осуществлении возложенных на Фонд функций и полномочий наблюдательный совет Фонда осуществляет полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, уставом Фонда, положением о наблюдательном совете Фонда, в том числе принимает решения о размещении Фондом облигаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, об утверждении программы облигаций. (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
6. Порядок работы и проведения заседаний наблюдательного совета Фонда определяется положением о наблюдательном совете Фонда и (или) регламентом его деятельности.
7. Наблюдательный совет Фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
8. В состав наблюдательного совета Фонда могут входить лица, замещающие государственные должности, и лица, замещающие должности государственной гражданской службы. (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
Статья 8. Правление Фонда
1. Коллегиальным исполнительным органом управления Фонда является правление Фонда.
2. Количественный состав правления Фонда определяется уставом Фонда. Генеральный директор Фонда входит в состав правления Фонда по должности. Генеральный директор Фонда является председателем правления Фонда.
3. Члены правления Фонда, за исключением генерального директора Фонда, назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом Фонда по представлению генерального директора Фонда на срок, определенный уставом Фонда.
4. Полномочия правления Фонда определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, уставом Фонда, положением о правлении Фонда и решениями наблюдательного совета Фонда. (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
Статья 9. Генеральный директор Фонда
1. Генеральный директор Фонда является единоличным исполнительным органом Фонда.
2. Генеральный директор Фонда назначается на должность Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного органа сроком на три года. (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
3. К компетенции генерального директора Фонда относятся вопросы осуществления руководства текущей деятельностью Фонда, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции иных органов управления Фонда.
31. При осуществлении Фондом функций и полномочий в соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 3 настоящего Федерального закона генеральный директор Фонда подписывает программу облигаций, утверждает и подписывает иные документы, принимает решения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, в рамках процедуры эмиссии, обращения и погашения облигаций, за исключением документов, решений, утверждение, принятие которых отнесены к полномочиям наблюдательного совета Фонда или правления Фонда. (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
4. Порядок осуществления генеральным директором Фонда своих полномочий устанавливается уставом Фонда.
Глава 3. Осуществление Фондом деятельности по защите прав и законных интересов граждан - участников строительства
(Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
Статья 91. Урегулирование Фондом обязательств застройщика перед участниками строительства
(Наименование в редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 202-ФЗ)
1. В целях урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства, в том числе финансирования и осуществления мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, для строительства которых