кредитным рейтинговым агентством или оказывающего на него значительное влияние, не вправе:
1) владеть 10 и более процентами общего количества голосующих акций (долей) в уставном капитале другого кредитного рейтингового агентства;
2) входить в органы управления, органы внутреннего контроля другого кредитного рейтингового агентства;
3) голосовать на общем собрании акционеров (участников) другого кредитного рейтингового агентства по вопросам выбора или назначения органов управления, органов внутреннего контроля другого кредитного рейтингового агентства;
4) иным образом оказывать влияние на деятельность другого кредитного рейтингового агентства.
7. Ограничения, указанные в частях 3 и 6 настоящей статьи, не распространяются на пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, депозиты банков и владение иным имуществом, которое не обеспечивает возможность кредитному рейтинговому агентству или его работникам оказывать влияние на деятельность этих лиц.
8. Размер оплаты услуг кредитного рейтингового агентства не должен зависеть от уровня присвоенного кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, а также от согласия рейтингуемого лица с присвоенным кредитным рейтингом или прогнозом по кредитному рейтингу.
9. Кредитное рейтинговое агентство вправе оказывать дополнительные услуги по составлению прогнозов конъюнктуры рынка, оценке деятельности организаций, в том числе присвоению рейтингов, отличных от кредитных рейтингов, оценке экономических тенденций, анализу ценообразования и иному анализу, а также соответствующие услуги по распространению данных, в том числе лицам, с которыми заключен договор об осуществлении рейтинговых действий, при условии соблюдения требований части 1 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
91. Кредитное рейтинговое агентство при осуществлении сделок с имуществом в целях обеспечения своей деятельности, в том числе сделок по передаче имущества в пользование, обязано соблюдать требования части 1 настоящей статьи. (Дополнение частью - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
10. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
11. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
12. Кредитное рейтинговое агентство не вправе оказывать консультационные услуги.
13. Кредитное рейтинговое агентство обязано соблюдать условия конфиденциальности информации, полученной от рейтингуемого лица, а также соблюдать требования к сохранности и защите информации, полученной в процессе деятельности кредитного рейтингового агентства, установленные Банком России.
14. Банк России вправе установить дополнительные требования к рейтинговому агентству по выявлению, предотвращению конфликта интересов, а также управлению им и раскрытию информации о нем.
Статья 10. Рейтинговые аналитики
1. Рейтинговые аналитики должны соответствовать требованиям к знаниям и профессиональному опыту, предъявляемым кредитным рейтинговым агентством и установленным нормативным актом Банка России.
2. Рейтинговым аналитикам запрещается участвовать в рейтинговых действиях в отношении объекта рейтинга, если:
1) они состояли в трудовых или деловых отношениях с рейтингуемым лицом в течение одного календарного года до даты осуществления рейтингового действия;
2) они владеют прямо или косвенно ценными бумагами, иными финансовыми инструментами или иным имуществом рейтингуемого лица или лиц, осуществляющих контроль над ним или оказывающих значительное влияние на такое лицо.
3. Указанные в части 2 настоящей статьи ограничения не распространяются на пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, депозиты банков и владение иным имуществом, которое не обеспечивает возможность аналитику оказывать влияние на деятельность этих лиц.
4. Кредитное рейтинговое агентство не должно допускать участия рейтинговых аналитиков в обсуждении информации об оплате услуг кредитного рейтингового агентства с рейтингуемым лицом, лицами, осуществляющими над ним контроль или оказывающими на него значительное влияние, а также работниками кредитного рейтингового агентства и иными лицами.
5. Кредитное рейтинговое агентство обеспечивает процедуру ротации (смены ведущих рейтинговых аналитиков, участвующих в подготовке кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу в отношении одного объекта рейтинга) в соответствии с требованиями настоящей статьи.
6. Ведущим рейтинговым аналитикам запрещается участвовать в рейтинговых действиях, связанных с одним и тем же объектом рейтинга, более четырех лет подряд, а в отношении суверенных рейтингов - более пяти лет подряд. Ведущие рейтинговые аналитики, прекратившие участие в рейтинговых действиях, связанных с объектом рейтинга, в связи с ротацией, не вправе участвовать в рейтинговых действиях в отношении этого объекта рейтинга в течение двух лет с момента ротации.
7. Оплата труда рейтинговых аналитиков, в том числе председателей рейтинговых комитетов, не должна зависеть от размера дохода кредитного рейтингового агентства, полученного от рейтингуемого лица или лица, осуществляющего над ним контроль или оказывающего на него значительное влияние.
8. Рейтинговый аналитик не может владеть акциями (долями) в уставном капитале кредитного рейтингового агентства.
9. Рейтинговые аналитики не вправе принимать подарки стоимостью свыше трех тысяч рублей в виде услуг, денежных средств или иного имущества от рейтингуемого лица и любых лиц, с которыми кредитное рейтинговое агентство состоит в деловых отношениях. В случае, если у кредитного рейтингового агентства появилась информация о том, что рейтинговый аналитик принимал подарки от рейтингуемого лица или лиц, осуществляющих над ним контроль или оказывающих на него значительное влияние, кредитное рейтинговое агентство в месячный срок должно провести проверку действий рейтингового аналитика, которые могли повлиять на кредитные рейтинги или прогнозы по кредитным рейтингам и были совершены за три месяца до и три месяца после момента получения подарка. В случае выявления рейтинговым агентством оснований для пересмотра кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу кредитное рейтинговое агентство должно осуществить соответствующие действия по отношению к кредитному рейтингу или прогнозу по кредитному рейтингу в порядке, предусмотренном внутренними документами кредитного рейтингового агентства.
10. Рейтинговый аналитик не имеет права занимать должности в органах управления рейтингуемого лица или лиц, осуществляющих над ним контроль или оказывающих на него значительное влияние, в течение шести месяцев с момента осуществления последнего по срокам рейтингового действия в отношении объекта рейтинга, в котором он принимал участие в качестве ведущего рейтингового аналитика.
Статья 11. Рейтинговые комитеты
1. Рейтинговые действия осуществляются группой рейтинговых аналитиков, включая председателя рейтингового комитета, принимающей решение о рейтинговых действиях (далее - рейтинговый комитет), в порядке, предусмотренном внутренними документами кредитного рейтингового агентства в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России.
2. Лица, отвечающие за рекламу, привлечение клиентов и заключение договоров об осуществлении рейтинговых действий в рейтинговом агентстве, а также имеющие доступ к информации, содержащейся в договорной документации, связанной с объектом рейтинга, не вправе принимать участие в заседаниях рейтингового комитета.
3. Право голоса на заседаниях рейтинговых комитетов имеют только рейтинговые аналитики, включая председателя рейтингового комитета, назначаемого в порядке, определенном внутренними документами кредитного рейтингового агентства.
4. Рейтинговый комитет рассматривает доклад и предложения ведущего рейтингового аналитика о кредитном рейтинге и (или) прогнозе по кредитному рейтингу и принимает решение о рейтинговом действии.
5. Член рейтингового комитета при несогласии с решением рейтингового комитета вправе подать мотивированную апелляцию, которая рассматривается на повторном заседании рейтингового комитета с привлечением не участвовавших в предыдущем заседании рейтинговых аналитиков.
6. Рейтингуемое лицо имеет право подать мотивированную апелляцию в случае несогласия с присвоенным кредитным рейтингом и (или) прогнозом по кредитному рейтингу. Кредитное рейтинговое агентство рассматривает такую мотивированную апелляцию в порядке и сроки, которые установлены внутренними документами кредитного рейтингового агентства.
7. Рейтинговый комитет включает в себя не менее пяти рейтинговых аналитиков, в том числе ведущего рейтингового аналитика для данного объекта рейтинга, председателя рейтингового комитета и одного рейтингового аналитика, специализирующегося на виде объектов рейтинга, к которому не относится объект рейтинга, рассматриваемый на данном заседании рейтингового комитета (в случае, если кредитное рейтинговое агентство осуществляет деятельность по присвоению кредитных рейтингов в отношении различных видов объектов рейтинга).
8. Положение о рейтинговом комитете, в том числе порядок работы рейтингового комитета, утверждается внутренними документами кредитного рейтингового агентства в соответствии с требованиями, установленными Банком России.
9. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
Статья 12. Методология
1. Кредитное рейтинговое агентство осуществляет рейтинговую деятельность в соответствии с применяемой методологией на основе анализа всей имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации.
2. Кредитное рейтинговое агентство вправе отступать от применяемой методологии в исключительных случаях, если применяемая методология не учитывает или учитывает некорректно особенности объекта рейтинга и следование применяемой методологии может привести к искажению кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу. Каждый случай отступления от применяемой методологии должен быть задокументирован рейтинговым агентством и раскрыт на официальном сайте кредитного рейтингового агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при опубликовании кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу с указанием причины такого отступления.
3. Отступление рейтинговым агентством от применяемой методологии на систематической основе не допускается. В случае отступления от применяемой методологии более трех раз в календарный квартал кредитное рейтинговое агентство обязано провести анализ методологии и пересмотреть применяемую методологию.
4. Кредитное рейтинговое агентство обеспечивает получение информации из достоверных источников и несет ответственность за выбор источника информации, за исключением случаев, если такая информация была предоставлена кредитному рейтинговому агентству рейтингуемым лицом.
5. В случае недостаточности или недостоверности информации для применения методологии кредитное рейтинговое агентство отказывается от присвоения кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу или отзывает присвоенный кредитный рейтинг и (или) прогноз по кредитному рейтингу.
6. Кредитное рейтинговое агентство раскрывает применяемые методологии, а также все изменения, вносимые в методологии, в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
7. Методология, применяемая кредитным рейтинговым агентством, должна:
1) содержать описание всех ключевых количественных и качественных факторов, определяющих способность рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства, а также описание их влияния на кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам;
2) предусматривать непрерывность ее применения в рамках рейтинговой деятельности;
3) предусматривать возможность сопоставления кредитных рейтингов по различным видам объектов рейтинга;
4) предусматривать системное применение методологии, моделей, ключевых рейтинговых предположений как единого комплекса;
5) содержать основания ее пересмотра в целях поддержания актуальности;
6) предусматривать проверяемость достоверности кредитных рейтингов, в том числе на основе исторических данных, за счет выявления отклонений между предпосылками и допущениями, используемыми в методологии, и фактической информацией о неплатежах рейтингуемых лиц либо фактическими показателями возвратности средств рейтингуемыми лицами.
71. Требования к содержанию положений, указанных в части 7 настоящей статьи, и порядок оценки Банком России методологии на предмет ее соответствия законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России устанавливаются нормативным актом Банка России. (Дополнение частью - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
8. Кредитное рейтинговое агентство раскрывает информацию о влиянии предпосылок, используемых в применяемой методологии, на изменение кредитных рейтингов, присвоенных в соответствии с данной методологией.
81. Кредитное рейтинговое агентство в случаях, с периодичностью и в сроки, которые установлены Банком России, проводит проверку качества методологии в соответствии с требованиями, установленными Банком России. По итогам указанной проверки кредитное рейтинговое агентство направляет в Банк России отчет по форме, в порядке и сроки, которые установлены Банком России. (Дополнение частью - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
9. Кредитное рейтинговое агентство на постоянной основе осуществляет мониторинг присвоенных кредитных рейтингов, а также пересмотр кредитных рейтингов и применяемой методологии в срок не позднее календарного года с даты присвоения или последнего пересмотра кредитного рейтинга или даты последнего пересмотра применяемой методологии. Суверенные рейтинги подлежат пересмотру не позднее ста восьмидесяти двух дней с даты их присвоения или последнего пересмотра.
10. При обнаружении ошибок в применяемой методологии, которые повлияли или могут повлиять на кредитные рейтинги и (или) прогнозы по кредитным рейтингам, кредитное рейтинговое агентство принимает меры, указанные в пунктах 2 и 3 части 12 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
11. В случае, если выявленные ошибки оказывают влияние на кредитные рейтинги, кредитное рейтинговое агентство раскрывает информацию о таких ошибках на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
12. В случаях, если планируемые изменения применяемой методологии являются существенными и оказывают или могут оказать влияние на кредитные рейтинги, кредитное рейтинговое агентство:
1) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о планируемых изменениях применяемой методологии с указанием причин и последствий таких изменений, в том числе для кредитных рейтингов, присвоенных в соответствии с данной методологией; (В редакции Федерального закона от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
2) не позднее шести месяцев со дня изменения применяемой методологии осуществляет оценку необходимости пересмотра всех кредитных рейтингов, присвоенных в соответствии с данной методологией;
3) в срок не более шести месяцев осуществляет пересмотр кредитных рейтингов, если по результатам оценки, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, выявлена необходимость их пересмотра.
13. Кредитное рейтинговое агентство организует и обеспечивает функционирование группы работников кредитного рейтингового агентства, осуществляющей утверждение и пересмотр методологии (далее - методологический комитет).
14. Методологический комитет включает в себя не менее трех членов. Членами методологического комитета не могут являться члены органов управления кредитного рейтингового агентства, рейтинговые аналитики, а также работники подразделений, ответственных за рекламу, привлечение клиентов и заключение договоров об осуществлении рейтинговых действий.
15. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
16. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
17. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Банк России и органы местного самоуправления не вправе оказывать влияние на содержание кредитных рейтингов и методологии, применяемой кредитным рейтинговым агентством.
Статья 13. Раскрытие информации о деятельности кредитных рейтинговых агентств
1. Кредитное рейтинговое агентство обеспечивает раскрытие следующей информации: (В редакции Федерального закона от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
1) список кредитных рейтингов и прогнозов по кредитным рейтингам, а также отозванных кредитных рейтингов;
2) перечень имеющихся или потенциальных конфликтов интересов;
3) перечень оказываемых дополнительных услуг;
4) правила раскрытия кредитных рейтингов и других связанных с ними сообщений, включая прогнозы по кредитным рейтингам;
5) описание политики ценообразования, в том числе в отношении различных видов объектов рейтинга;
6) методология, описание моделей (включая способы их расчета и построения), ключевых рейтинговых предположений, перечни всех количественных и качественных факторов (с указанием границ для экспертных суждений аналитиков по каждому такому фактору), источников данных;
7) процедуры осуществления рейтинговых действий;
8) информация о сопоставлении международной рейтинговой шкалы и национальной рейтинговой шкалы для Российской Федерации (при наличии);
9) исторические данные об уровнях дефолта по рейтинговым категориям применяемых рейтинговых шкал; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
10) список кредитных рейтингов, присвоенных за последний календарный год, с указанием доли незапрошенных кредитных рейтингов в общем количестве присвоенных кредитных рейтингов; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
11) список рейтингуемых лиц и иных лиц, доля денежных поступлений от которых составила 5 и более процентов в годовом объеме выручки кредитного рейтингового агентства по состоянию на конец последнего истекшего календарного года; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
12) отчет о прозрачности деятельности кредитного рейтингового агентства за прошедший год; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
13) календарь дат пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
14) иная информация, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
2. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
3. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
4. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
5. Раскрытие информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом, кредитным рейтинговым агентством осуществляется на официальном сайте кредитного рейтингового агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в открытом доступе. Информация и документы раскрываются кредитным рейтинговым агентством на русском языке.
51. Банк России устанавливает требования к информации, подлежащей раскрытию кредитным рейтинговым агентством, в том числе к составу указанной информации, порядку и срокам ее раскрытия. (Дополнение частью - Федеральный закон от 19.12.2022 № 540-ФЗ)
6. Кредитные рейтинговые агентства представляют в Банк России документы, информацию и данные, связанные с их рейтинговой деятельностью, в то