нием подразделений центрального и региональных органов военной полиции, если их военнослужащие не входят в силы, приданные территориальному органу военной полиции в установленном порядке, а также подразделений военной полиции, входящих в состав воинских частей); (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
2) взаимодействует в установленном порядке с начальниками гарнизонов и командирами воинских частей, дислоцированных в районе ответственности, руководителями структурных подразделений органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, должностными лицами органов военной прокуратуры и военных следственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, расположенных на территории района ответственности; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
3) координирует в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации деятельность не подчиненных ему подразделений военной полиции, дислоцированных на территории района ответственности.
331. Военный комендант гарнизона при выполнении задач гарнизонной службы, отнесенных к компетенции военных комендатур, руководствуется требованиями Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил и настоящего Устава. (Дополнение статьей - Указ Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
34. Ответственность за состояние служебной деятельности военной полиции возлагается на командиров подразделений военной полиции, начальников территориальных органов военной полиции и всех их прямых начальников.
341. Специализированный орган военной полиции, в том числе созданный на временной основе, выполняет задачи по реализации отдельных направлений деятельности военной полиции в части, касающейся обеспечения правопорядка и воинской дисциплины, осуществления полномочий органа дознания в Вооруженных Силах, и иных направлений деятельности, предусмотренных статьей 19 настоящего Устава, и (или) выполняет боевые (специальные) задачи (участвует в их выполнении). (Дополнение статьей - Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2024 № 162)
35. Военнослужащие военной полиции привлекаются к несению боевой службы.
36. Боевая служба военной полиции заключается в исполнении обязанностей военной службы с огнестрельным оружием военнослужащими военной полиции в мирное и военное время в составе наряда, патруля, караула, конвоя, группы, подразделения или органа военной полиции при выполнении задач и реализации полномочий, возложенных на военную полицию.
37. К боевой службе военной полиции относятся:
1) обеспечение правопорядка, воинской дисциплины и противодействие преступности среди военнослужащих на территории района ответственности;
2) оказание содействия органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места службы) с оружием, осужденных, подозреваемых либо обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, скрывшихся от органов предварительного расследования или суда;
3) охрана служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов;
4) охрана и конвоирование военнослужащих;
5) обеспечение личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, подлежащих государственной защите;
6) обеспечение БДД на контрольном посту ДПС ВАИ или маршруте патрулирования, а также при обеспечении передвижения войск (сил) по дорогам общего пользования путем регулирования дорожного движения и (или) сопровождения транспортных средств Вооруженных Сил;
7) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и применение мер и временных ограничений, в том числе по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществляемых в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на территории, на которой введено чрезвычайное или военное положение либо проводится контртеррористическая операция;
8) участие в обеспечении правового режима контртеррористической операции и применение мер и временных ограничений, в том числе по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в зоне чрезвычайной ситуации, при ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий.
38. Направления деятельности, функции и полномочия военной полиции в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Боевым уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации.
39. В каждом территориальном органе военной полиции разрабатываются документы, определяемые настоящим Уставом, Министром обороны Российской Федерации и начальником центрального органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
40. Органы и подразделения военной полиции обеспечиваются транспортными средствами с учетом возложенных на них задач, в том числе для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья военнослужащих и лиц гражданского персонала.
41. Информация о местонахождении территориальных органов и подразделений военной полиции, органов военной прокуратуры, военных следственных органов должна иметься во всех воинских частях и военных комиссариатах, дислоцированных в районе ответственности указанных органов военной полиции, и должна быть доступна для лиц, обращающихся в военную полицию.
42. Начальники территориальных органов военной полиции обязаны представить номера телефонов и адреса органов военной полиции в органы военной прокуратуры, военные следственные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и общественные места (театры, дома культуры, кинотеатры, клубы, гостиницы), а также в справочники абонентов телефонной сети.
43. Воинские части, входящие в состав гарнизона, по согласованию с начальником гарнизона привлекаются начальником соответствующего органа военной полиции к оцеплению (блокированию) участков местности, жилых помещений, строений и иных объектов в случае оказания содействия органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть (место несения службы) с оружием. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
Обеспечение правопорядка и воинской дисциплины
44. Для обеспечения правопорядка, воинской дисциплины и противодействия преступности среди военнослужащих на улицах, площадях и стадионах, в скверах и парках, на транспортных магистралях и вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, других общественных местах, на территориях воинских частей, военных полигонов и учебных центров района ответственности приказом военного коменданта гарнизона организуется патрульная служба. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
45. Военный комендант гарнизона или лицо, его замещающее, осуществляют руководство патрульной службой и несут ответственность за ее состояние. Военный комендант гарнизона или лицо, его замещающее, обязаны:
1) организовывать выполнение задач и функций, возложенных на военную комендатуру, планирование и координацию деятельности ее структурных подразделений, докладывать руководителю соответствующего регионального органа военной полиции о результатах деятельности военной комендатуры;
2) обеспечивать проведение мероприятий по боевой подготовке с личным составом военной комендатуры, лично руководить обучением и воспитанием подчиненных;
3) обеспечивать соблюдение законности при осуществлении военнослужащими военной комендатуры служебной деятельности; организовывать и осуществлять контроль за законностью решений и действий должностных лиц военной комендатуры; принимать меры по предупреждению и пресечению правонарушений среди военнослужащих военной комендатуры;
4) организовывать и проводить в установленном порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, проверки воинских частей в районе ответственности по направлениям деятельности военной комендатуры;
5) организовывать в воинских частях работу по пропаганде укрепления правопорядка и воинской дисциплины;
6) проверять не реже двух раз в месяц подготовку подразделений и военнослужащих, назначенных в наряд патрульной службы, проведение развода этого наряда и несение службы караулом по охране гауптвахты;
7) докладывать начальнику регионального органа военной полиции о результатах разбирательств по фактам совершения военнослужащими дисциплинарных проступков, а о происшествиях, об обнаружении в действиях (бездействии) военнослужащего или лица гражданского персонала признаков преступления, кроме того, незамедлительно уведомлять военного прокурора, руководителя военного следственного органа и принимать меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) направлять материалы о нарушениях, допущенных военнослужащими, временно находящимися в районе ответственности военной комендатуры, командирам воинских частей, в которых они проходят военную службу, и в соответствующие органы военной полиции;
9) организовывать в установленном порядке несение патрульной службы в районе ответственности, а также ведение учета задержанных военнослужащих;
10) просматривать ежедневно постовые ведомости караула по охране гауптвахты;
11) проверять не реже одного раза в неделю соблюдение законности и правил содержания военнослужащих на гауптвахте; отдавать начальнику гауптвахты приказы в письменном виде о направлении военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, в баню, в медицинскую организацию федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинская организация), о направлении по письменному требованию прокурорского работника, руководителя военного следственного органа, следователя, органа дознания или суда задержанных по подозрению в совершении преступления или грубого дисциплинарного проступка, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления и подсудимых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, осужденных военным судом и содержащихся под стражей, в отношении которых приговор не вступил в законную силу, на допрос, в суд или для производства следственных и иных процессуальных действий;
12) ежеквартально анализировать и доводить до начальника гарнизона и командиров воинских частей сведения о состоянии правопорядка на территории закрепленного района ответственности;
13) утверждать инструкции должностным лицам военной комендатуры;
14) проводить работу по подбору и расстановке кадров, воспитанию и подготовке военнослужащих военной комендатуры;
15) поддерживать воинскую дисциплину, морально-политическое и психологическое состояние военнослужащих военной комендатуры; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2020 № 440)
16) издавать приказы и давать указания в пределах своих полномочий, организовывать и проверять их выполнение;
17) организовывать инструктаж наряда военной комендатуры, контролировать несение им службы, соблюдение правил ношения военной формы одежды и снаряжения;
18) исполнять иные обязанности, определенные настоящим Уставом или Министром обороны Российской Федерации.
(Статья в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
46. Военный комендант гарнизона или лицо, его замещающее, наделяется следующими полномочиями: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
1) применять меры государственного принуждения, предусмотренные статьями 264 - 273 настоящего Устава;
2) проводить лично или назначать в пределах своей компетенции должностное лицо для проведения разбирательства в отношении военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, применять к нему дисциплинарное взыскание или направлять материалы разбирательства командиру воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу, или в военный суд для принятия решения;
3) применять к военнослужащим меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, предусмотренные статьей 287 Федерального закона "О статусе военнослужащих";
4) вызывать в орган или подразделение военной полиции военнослужащих и лиц гражданского персонала по проводимым разбирательствам, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции военной полиции, получать по таким делам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
5) направлять и (или) доставлять военнослужащих на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствующие медицинские организации, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка для объективного установления обстоятельств правонарушения; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.01.2018 № 16)
6) направлять в пределах своей компетенции командирам воинских частей обязательные для исполнения запросы;
7) реализовывать иные полномочия, определенные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
461. Военный комендант гарнизона (военный комиссар) немедленно сообщает о причине задержки военнослужащего командиру воинской части, из которой он прибыл, если военнослужащий, находящийся в отпуске или командировке, не может прибыть к месту своей службы вследствие заболевания или иных независящих от него обстоятельств.
В случае заболевания военнослужащего, находящегося в отпуске или командировке, военный комендант гарнизона (военный комиссар) направляет его на осмотр (медицинское освидетельствование) к врачу, в том числе для решения вопроса о необходимости оказания медицинской помощи в стационарных условиях.
В случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился военнослужащий, либо пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего, находящегося в отпуске, военный комендант гарнизона (военный комиссар) предоставляет военнослужащему отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток, о чем немедленно извещает командира воинской части, из которой прибыл военнослужащий.
(Дополнение статьей - Указ Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
462. Военный комендант гарнизона (военный комиссар) делает отметку о времени убытия военнослужащего к месту службы, о сроке и причине его задержки в документах военнослужащего и в книге учета военнослужащих, находящихся в командировке и отпуске (приложение № 13 к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил). (Дополнение статьей - Указ Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
47. При временном отсутствии военного коменданта гарнизона его должностные обязанности выполняет заместитель или одно из должностных лиц военной комендатуры. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
471. Военный комендант гарнизона немедленно информирует начальника гарнизона о возникновении (угрозе возникновения) в воинских частях гарнизона или на гарнизонных объектах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также какого-либо происшествия в гарнизонных караулах, прибывает на место происшествия и принимает необходимые меры. (Дополнение статьей - Указ Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
472. Командир подразделения военной полиции, входящего в состав соединения (воинской части), или лицо, его замещающее, в дополнение к изложенному в пунктах 132, 133, 144, 145, 152 и 153 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обязаны:
1) организовывать выполнение задач, возложенных на подразделение военной полиции;
2) обеспечивать соблюдение законности при осуществлении военнослужащими подразделения военной полиции служебной деятельности; организовывать и осуществлять контроль за законностью решений и действий военнослужащих подразделения военной полиции; принимать меры по предупреждению и пресечению правонарушений среди военнослужащих подразделения военной полиции;
3) проверять не реже двух раз в месяц подготовку военнослужащих подразделения военной полиции и военнослужащих соединения (воинской части), назначенных в наряд патрульной службы;
4) незамедлительно докладывать непосредственному начальнику о выявленных в соединении (воинской части) правонарушениях (происшествиях);
5) организовывать в установленном порядке несение службы;
6) вести по установленной форме учет доставленных в подразделение военной полиции и задержанных военнослужащих соединения (воинской части), составлять протокол о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке таких военнослужащих, направлять их в комнату подразделения военной полиции для задержанных военнослужащих и докладывать об этом непосредственному начальнику;
7) организовывать доставление военнослужащих соединения (воинской части), совершивших правонарушение, в соединение (воинскую часть), органы военной прокуратуры или военные следственные органы (военный суд), сообщать о задержанных военнослужащих дежурному по соединению (воинской части);
8) знать число военнослужащих, содержащихся в комнате подразделения военной полиции для задержанных военнослужащих, лично проверять не реже двух раз в сутки соблюдение правил их содержания;
9) проводить инструктаж военнослужащих соединения (воинской части), заступающих в наряд патрульной службы, контролировать несение ими службы, соблюдение правил ношения военной формы одежды и снаряжения;
10) обеспечивать охрану места происшествия, сохранность следов преступления, административного правонарушения в пределах полномочий, установленных федеральными законами и настоящим Уставом;
11) исполнять иные обязанности, определенные настоящим Уставом или Министром обороны Российской Федерации.
(Дополнение статьей - Указ Президента Российской Федерации от 22.01.2018 № 16)
473. Командир подразделения военной полиции, входящего в состав соединения (воинской части), или лицо, его замещающее, наделяется следующими полномочиями:
1) применять меры государственного принуждения, предусмотренные статьей 265 настоящего Устава;
2) применять к военнослужащим в порядке, установленном в приложении № 6 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации, следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, предусмотренные статьей 287 Федерального закона "О статусе военнослужащих": доставление; задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование;
3) доставлять военнослужащих на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствующие медицинские организации, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка для объективного установления обстоятельств правонару