, а также транспортных средств, водители которых скрылись с места дорожно-транспортного происшествия.
164. При несении ДПС на контрольных постах ВАИ и маршрутах патрулирования инспектор ДПС ВАИ останавливает транспортные средства Вооруженных Сил, сходные по марке, цвету и характерным приметам с находящимися в розыске, сверяет тип, модель, государственный регистрационный знак, идентификационный номер, номера шасси (рамы), кузова и двигателя с данными, записанными в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации транспортного средства, техническом паспорте, диагностической карте, паспорте транспортного средства), и через дежурного по ВАИ (территориальной) или при помощи имеющихся в наличии автоматизированных информационно-поисковых систем проверяет по книге учета разыскиваемых транспортных средств, распределенной и утраченной специальной продукции реквизиты проверяемых номерных агрегатов и регистрационных документов.
165. В случае обнаружения разыскиваемого транспортного средства Вооруженных Сил инспектор ДПС ВАИ немедленно докладывает об этом дежурному по ВАИ (территориальной), принимает меры к задержанию транспортного средства и лиц, находящихся в нем.
Перед задержанием подозреваемых в совершении преступления особое внимание должно быть обращено на выявление наличия у них огнестрельного или холодного оружия и обеспечение мер предосторожности.
В обязательном порядке инспектор ДПС ВАИ приводит в готовность свое оружие на случай необходимости его немедленного применения: кобура передвигается в удобное для извлечения оружия положение, пистолет снимается с предохранителя, патрон досылается в патронник.
166. При осложнении оперативной обстановки, связанной с введением режима чрезвычайного положения, деятельность ВАИ осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
167. В условиях возникновения экстремальных ситуаций на наряды ДПС ВАИ возлагаются дополнительные задачи по регулированию дорожного движения, перекрытию дорог и контролю за пропуском воинских колонн.
168. Обеспечение БДД при введении режима чрезвычайного положения осуществляется при несении службы инспекторами ДПС ВАИ на основании специальных планов, утверждаемых Министерством обороны Российской Федерации.
169. Сопровождение транспортных средств Вооруженных Сил автомобилями ВАИ (территориальной), применение мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях осуществляются в случаях и порядке, которые определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
170. Порядок несения ДПС, взаимодействия и маневра нарядами ДПС ВАИ, действий инспектора ДПС ВАИ на месте дорожно-транспортного происшествия, проверки воинских частей по вопросам БДД, контроля за организацией и несением службы нарядами ДПС ВАИ, а также учет, порядок и критерии оценки результатов деятельности нарядов ДПС ВАИ определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Охрана объектов Вооруженных Сил
171. Военная полиция обеспечивает охрану объектов Вооруженных Сил, а также охрану служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации.
1711. К выполнению задач по охране объектов Вооруженных Сил, служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов могут привлекаться воинские части, входящие в состав гарнизона. (Дополнение статьей - Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2024 № 162)
172. Охрана объектов Вооруженных Сил, служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов осуществляется караулами, нарядами военной комендатуры или воинских частей, входящих в состав гарнизона, с применением технических средств охраны, а также посредством дежурства контрольно-охранных групп или смешанным способом. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210, от 01.03.2024 № 162)
173. (Статья утратила силу - Указ Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
174. В состав нарядов, выделяемых для охраны служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов, назначаются военнослужащие воинской части, входящей в состав гарнизона, военной комендатуры или подразделения военной полиции, входящего в состав соединения или воинской части. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2024 № 162)
175. Перечень объектов Вооруженных Сил, охрана которых возлагается на военную полицию, утверждается приказом Министра обороны Российской Федерации.
176. (Статья утратила силу - Указ Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
177. Подготовка личного состава караула, назначенного от воинской части, органа или подразделения военной полиции, организуется в порядке, установленном Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
Абзац. (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
Порядок подготовки, развода и несения службы нарядами военной комендатуры определяется в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил и настоящим Уставом. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
178. Охраной и защитой объектов, осуществляемыми военной полицией на территории военного округа, руководит начальник регионального органа военной полиции, а на территории района ответственности - военный комендант гарнизона. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210, от 21.12.2020 № 803, от 26.02.2024 № 141)
179. Для ликвидации последствий взрывов, пожаров, аварий, стихийных бедствий на охраняемом объекте Вооруженных Сил привлекаются подразделения военной полиции в соответствии с боевым расчетом (разработанным планом) и по решению соответствующего начальника органа военной полиции с немедленным докладом по команде.
180. Исходя из складывающейся обстановки на подразделение военной полиции возлагаются следующие задачи:
1) усиление охраны объекта;
2) охрана документов, ценностей и материально-технических средств в местах эвакуации;
3) ограничение или полное прекращение доступа сотрудников объекта и иных лиц на охраняемую территорию, в режимные здания и помещения;
4) участие в эвакуации пострадавших (при наличии личного состава, свободного от несения службы).
Осуществление начальниками органов военной полиции полномочий органа дознания
181. Начальник органа военной полиции при осуществлении полномочий органа дознания руководствуется уголовным, уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
182. Начальник органа военной полиции, обнаружив в действиях (бездействии) военнослужащего или лица гражданского персонала признаки преступления, незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
183. Начальник органа военной полиции организует прием, регистрацию, проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, принятие по нему процессуального решения.
184. По результатам проверки и при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, по которому предварительное следствие обязательно, и при необходимости производства неотложных следственных действий в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также при наличии доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, начальник органа военной полиции в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия, после чего направляет уголовное дело руководителю военного следственного органа. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
Начальник органа военной полиции организует в пределах своих полномочий исполнение решений суда, письменных поручений следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте военнослужащих, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий и оказывает содействие в их осуществлении.
185. Порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах военной полиции определяется Министром обороны Российской Федерации.
Контроль за этой работой в подчиненных органах военной полиции осуществляет вышестоящий начальник органа военной полиции.
186. При отсутствии начальника органа военной полиции полномочия органа дознания осуществляет должностное лицо, его замещающее.
Проведение разбирательства по дисциплинарным проступкам
187. Разбирательство по дисциплинарному проступку проводится в пределах компетенции, установленной Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и настоящим Уставом, начальником органа военной полиции или назначенным им лицом, когда дисциплинарный проступок выявлен военнослужащим военной полиции или совершен военнослужащим, доставленным в орган военной полиции, либо когда сообщение (заявление) о дисциплинарном проступке поступило непосредственно в орган военной полиции. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2024 № 162)
К сообщениям (заявлениям) о дисциплинарном проступке относятся: рапорт военнослужащего военной полиции, заявление о дисциплинарном проступке, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о дисциплинарном проступке; сообщение гражданина, должностного и иного лица, изложенное в устной форме, в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного дисциплинарного проступка; анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного дисциплинарного проступка. Разбирательство по дисциплинарному проступку проводится в порядке, определенном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
188. В случае если в ходе разбирательства по дисциплинарному проступку установлено, что в действиях (бездействии) военнослужащего усматриваются признаки преступления, лицо, проводящее разбирательство, обязано незамедлительно доложить об этом в установленном порядке начальнику органа военной полиции и действовать в соответствии с его указаниями. Начальник органа военной полиции незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Меры по розыску военнослужащих и военного имущества Вооруженных Сил
189. Меры по розыску военнослужащих и военного имущества Вооруженных Сил (далее - меры по розыску) - это предусмотренные федеральными законами, общевоинскими уставами и настоящим Уставом меры, направленные на установление местонахождения военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы, на оказание содействия органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места службы), подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, скрывшихся от органов предварительного следствия или суда, осужденных военнослужащих, уклоняющихся от уголовного наказания, а также в розыске похищенного (утраченного) в воинских частях оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и предметов, представляющих повышенную опасность, угнанных транспортных средств Вооруженных Сил и другого военного имущества Вооруженных Сил.
190. Военный комендант гарнизона или лицо, его замещающее, осуществляет руководство деятельностью подчиненных и координацию деятельности командиров воинских частей по розыску в соответствии с общевоинскими уставами и настоящим Уставом военнослужащих и военного имущества Вооруженных Сил. На него возлагается ответственность за состояние этой работы. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
191. Меры по розыску военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы, осуществляются органами военной полиции в соответствии с планом розыска военнослужащих и инструкциями патрулям или группам розыска и задержания военнослужащих, утверждаемыми военным комендантом гарнизона. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
192. Меры по розыску включают:
1) получение справок, характеристик, иных документов и сведений от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;
2) опрос военнослужащих и иных лиц;
3) обследование местности в целях отыскания военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места несения службы), а также предметов и следов, имеющих отношение к совершенному преступлению или дисциплинарному проступку;
4) организацию в необходимых случаях преследования правонарушителей;
5) оцепление (блокирование).
193. Для осуществления мер по розыску и задержания разыскиваемого военнослужащего назначаются из состава военной комендатуры группы розыска и задержания военнослужащих, засады, заслоны, наблюдательные посты и дозоры. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
194. Меры по розыску военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть (место несения службы) с оружием, и его задержание проводятся во взаимодействии с органами внутренних дел Российской Федерации.
195. По ходатайству военного коменданта гарнизона начальник гарнизона назначает военнослужащих от воинских частей гарнизона для включения их в состав групп розыска и задержания военнослужащего в целях осуществления указанных в пунктах 3 - 5 статьи 192 настоящего Устава мер по розыску военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть (место несения службы) с оружием. Военнослужащие, назначенные от воинских частей гарнизона, действуют по плану военного коменданта гарнизона. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
196. Конвоирование находящихся в розыске военнослужащих, местонахождение которых установлено, после их задержания осуществляется в соответствии со статьями 238 - 260 настоящего Устава.
Исполнение в отношении военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов уголовных наказаний и дисциплинарного ареста. Содержание военнослужащих на гауптвахте
197. В отношении осужденных военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов уголовные наказания исполняются военной полицией в виде: содержания в дисциплинарной воинской части - в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; ареста - содержание на гауптвахте. Содержание военнослужащих в дисциплинарной воинской части и на гауптвахте осуществляется в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, общевоинскими уставами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2024 № 162)
Права и обязанности должностных лиц дисциплинарных воинских частей и иных должностных лиц военной полиции, связанных с исполнением уголовных наказаний в виде содержания в дисциплинарной воинской части и ареста, определяются федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
198. Уголовное наказание военнослужащих в виде ареста и дисциплинарный арест исполняются на гауптвахте.
1981. Дисциплинарный арест исполняется:
1) на гауптвахте военной комендатуры - военной полицией;
2) на войсковой гауптвахте - командованием воинской части, в ведении которой находится соответствующая гауптвахта;
3) на гауптвахте, оборудованной в полевых условиях, - командованием воинской части (военной полицией), в ведении которой находится соответствующая гауптвахта.
(Дополнение статьей - Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2024 № 162)
1982. Командиром соединения (командующим объединением или группировкой войск (сил) может быть принято решение об исполнении дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих соединения (объединения или группировки войск (сил) командованием одной из подчиненных ему воинских частей. (Дополнение статьей - Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2024 № 162)
199. Гауптвахтой называется специально оборудованное помещение (сооружение или комплекс сооружений) для содержания военнослужащих, указанных в статье 200 настоящего Устава, в условиях изоляции в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2024 № 162)
1991. Гауптвахты подразделяются на гауптвахты военных комендатур, войсковые гауптвахты и гауптвахты, оборудованные в полевых условиях.
Гауптвахта военной комендатуры предназначена для содержания военнослужащих воинских частей, дислоцированных, как правило, в одном гарнизоне, оборудуется в пункте постоянной дислокации военной комендатуры и находится в ведении соответствующего военного коменданта гарнизона.
Войсковая гауптвахта предназначена для содержания военнослужащих одной воинской части (соединения, объединения или группировки войск (сил), оборудуется в пункте постоянной дислокации воинской части (соединения) и находится в ведении командира соответствующей воинской части (соединения).
Гауптвахта, оборудованная в полевых условиях, предназначена для содержания военнослужащих в случаях, указанных в статье 1992 настоящего Устава, при выполнении воинскими частями (соединениями, военными комендатурами) задач вне пунктов постоянной дислокации и отсутствии в месте их временного расположения гауптвахт военных комендатур и войсковых гауптвахт. Гауптвахта оборудуется в полевых условиях в пункте временной дислокации воинской части (соединения, военной комендатуры) и находится в ведении командира соответствующей воинской части (военного коменданта гарнизона).
(Дополнение статьей - Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2024 № 162)
1992. Гауптвахты могут оборудоваться в полевых условиях (в лагерях) во время боевой подготовки (учений и полевых выходов, лагерных сборов), в ходе выполнения задач в период мобилизации, в условиях чрезвычайного или военного положения, военного времени, вооруженных конфликтов.
Гауптвахта оборудуется в полевых условиях с использованием имеющихся в месте ее размещения объектов инфраструктуры. Кроме этого, в полевых условиях гауптвахта может быть оборудована с использованием палаток, быстровозводимых сооружений или передвижных объектов.
(Дополнение статьей - Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2024 № 162)
1993. Решение о формировании (ликвидации) и оборудовании гауптвахты в полевых условиях принимается командиром воинской части (соединения) или начальником органа военной полиции и утверждается вышестоящим командиром (начальником). О принятом решении командир воинской части (командир соединения, начальник органа военной полиции) незамедлительно уведомляет военного прокурора, руководителя военного следственного органа. (Дополнение статьей - Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2024 № 162)
200. На гауптвахте содержатся военнослужащие:
1) задержанные;
2) подвергнутые дисциплинарному аресту на срок, указанный в пос