и 32 настоящих Основ. Размер отчислений нотариальных палат на предстоящий год устанавливается решением собрания представителей нотариальных палат ежегодно.
Не допускается освобождение нотариальной палаты от обязанности внесения членского взноса в компенсационный фонд, в том числе путем зачета требований к Федеральной нотариальной палате.
Требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда предъявляется к Федеральной нотариальной палате лицом, в пользу которого принято решение о взыскании причиненного нотариусом вреда, при наличии одновременно следующих условий:
1) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору страхования гражданской ответственности нотариуса;
2) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариусов - членов соответствующей нотариальной палаты;
3) невозможность исполнения решения суда о возмещении причиненного нотариусом вреда за счет личного имущества нотариуса.
К требованию о компенсационной выплате из компенсационного фонда должны быть приложены:
1) решение суда о взыскании с нотариуса причиненного им вреда в определенном размере;
2) документы, подтверждающие осуществление страховой организацией страховой выплаты по договору страхования гражданской ответственности нотариуса;
3) документы, подтверждающие осуществление страховой организацией страховой выплаты по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариусов;
4) постановление судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа в связи с отсутствием у нотариуса личного имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Федеральная нотариальная палата обязана осуществить компенсационную выплату не позднее чем в течение шестидесяти дней со дня получения соответствующего требования или выдать лицу, обратившемуся с требованием о компенсационной выплате, мотивированный отказ в данной выплате.
Федеральная нотариальная палата отказывает в компенсационной выплате лицу, обратившемуся с требованием о компенсационной выплате, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причиненный нотариусом вред возмещен в полном размере за счет страховых выплат;
2) документы, установленные частью пятой настоящей статьи, не приложены к требованию о компенсационной выплате или сведения, содержащиеся в них, являются недостоверными.
Компенсационная выплата в денежной форме направляется на счет, указанный в требовании о компенсационной выплате.
Расходование средств компенсационного фонда на цели, не предусмотренные настоящей статьей, в том числе на выплату членских взносов или их возврат нотариальным палатам, не допускается.
Единовременно из компенсационного фонда не может быть выплачена сумма, размер которой составляет более чем двадцать пять процентов его размера на день предъявления требования о возмещении причиненного нотариусом вреда за счет средств компенсационного фонда.
На имущество, составляющее компенсационный фонд, не может быть обращено взыскание по обязательствам Федеральной нотариальной палаты, а также по обязательствам нотариальных палат, если указанные обязательства не связаны с осуществлением компенсационных выплат, предусмотренных настоящей статьей.
Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста, их инвестирование осуществляются по решению собрания представителей нотариальных палат:
1) управляющей компанией на основании договора доверительного управления средствами компенсационного фонда;
2) Федеральной нотариальной палатой путем размещения денежных средств в рублях на счетах в российских кредитных организациях, в том числе в депозиты.
Выбор управляющей компании осуществляется на основании открытого конкурса.
Средства компенсационного фонда допускается размещать исключительно в:
1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;
2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
3) облигации российских эмитентов наряду с указанными в абзацах втором и третьем настоящей части ценными бумагами;
4) акции российских эмитентов, созданных в форме публичных акционерных обществ;
5) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
6) денежные средства в рублях на счетах в российских кредитных организациях, в том числе в депозиты;
7) иностранную валюту на счетах в российских кредитных организациях, в том числе в депозиты.
Управляющие компании обязаны соблюдать следующие ограничения при размещении средств компенсационного фонда:
1) средства компенсационного фонда могут быть размещены в активы, указанные в пунктах 1 - 5 части четырнадцатой настоящей статьи, только в случае, если они обращаются на организованном рынке ценных бумаг;
2) активы, указанные в пунктах 2, 3 и 6 части четырнадцатой настоящей статьи, могут составлять в совокупности не более чем тридцать процентов средств компенсационного фонда;
3) ценные бумаги одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, могут составлять не более чем пять процентов средств компенсационного фонда;
4) активы, указанные в пункте 1 части четырнадцатой настоящей статьи, должны составлять не менее чем двадцать процентов средств компенсационного фонда.
Контроль за составом и структурой имущества, составляющего компенсационный фонд, осуществляется ежеквартально путем направления в Федеральную нотариальную палату управляющей компанией отчета. Копия отчета направляется управляющей компанией в федеральный орган юстиции. В случае принятия решения об обособлении средств компенсационного фонда на отдельном счете Федеральная нотариальная палата размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежегодный отчет о составе и структуре имущества, составляющего компенсационный фонд.
Полученные от инвестирования средств компенсационного фонда доходы направляются на пополнение компенсационного фонда, оплату услуг управляющей компании, уплату налогов и других платежей, обязательства по уплате которых возникают в связи с получением дохода от размещения указанных средств.";
18) наименование главы IV изложить в следующей редакции:
"Глава IV. СТАЖЕР, ПОМОЩНИК НОТАРИУСА И ЛИЦА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОТАРИУСА. ПОРЯДОК ЗАМЕЩЕНИЯ НОТАРИУСА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ";
19) статью 19 изложить в следующей редакции:
"Статья 19. Стажер нотариуса
Стажером нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования.
Стажировка проводится в целях подготовки данного гражданина к сдаче квалификационного экзамена. Порядок прохождения стажировки утверждается федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Количество стажеров ежегодно определяется нотариальной палатой по согласованию с территориальным органом юстиции.
Стажировка проводится в течение одного года у нотариуса, занимающегося частной практикой и имеющего стаж нотариальной деятельности не менее чем три года. Срок стажировки может быть сокращен в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, но не может быть менее чем шесть месяцев.
Время отсутствия стажера в период прохождения им стажировки не засчитывается в срок стажировки.
Нотариальная палата осуществляет организацию стажировки и контроль за ее проведением.";
20) дополнить статьями 191 и 192 следующего содержания:
"Статья 191. Помощник нотариуса
Помощником нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен и соответствующий требованиям частей первой и второй статьи 2 настоящих Основ (за исключением требований о достижении возраста двадцати пяти лет и наличии стажа работы по юридической специальности).
Права и обязанности помощника нотариуса определяются настоящими Основами, трудовым законодательством и трудовым договором между нотариусом и помощником нотариуса.
Помощник нотариуса по поручению и под ответственность нотариуса вправе участвовать в подготовке совершения нотариальных действий, составлять проекты нотариально оформляемых документов, давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, а также совершать иные предусмотренные законом действия, в том числе действия, указанные в части четвертой статьи 192 настоящих Основ.
В случаях и в порядке, которые установлены настоящими Основами, помощник нотариуса замещает временно отсутствующего нотариуса.
Назначение на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется в порядке, установленном федеральным органом юстиции.
Назначение на должность помощника нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется нотариусом с согласия нотариальной палаты. Нотариальная палата должна рассмотреть обращение нотариуса и направить ответ в течение пяти рабочих дней со дня получения обращения. В назначении на должность помощника нотариуса может быть отказано только в случае, если кандидатура помощника нотариуса не соответствует требованиям частей первой и второй статьи 2 настоящих Основ (за исключением требований о достижении возраста двадцати пяти лет и наличии стажа работы по юридической специальности).
Прекращение трудового договора с помощником нотариуса осуществляется по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, а также по основаниям прекращения полномочий нотариуса в соответствии с настоящими Основами. Трудовой договор с помощником нотариуса также должен быть прекращен по решению суда о лишении его права нотариальной деятельности по основаниям и в порядке, которые установлены частью пятой статьи 12 настоящих Основ.
Статья 192. Лица, обеспечивающие деятельность нотариуса
Нотариус для обеспечения своей деятельности имеет право нанимать работников, в отношении которых он осуществляет права и несет обязанности работодателя.
Правовой статус работников, которые обеспечивают деятельность нотариуса, устанавливается настоящими Основами, трудовым законодательством и трудовым договором с нотариусом.
Нотариус самостоятельно определяет количество работников, необходимых для обеспечения его деятельности.
Работник, с которым заключен трудовой договор, по поручению нотариуса вправе осуществлять сбор необходимых информации, документов, сведений, передачу документов в рамках процедур государственной регистрации прав, получать свидетельства и иные документы, составлять проекты документов, производить записи в реестрах и иных документах нотариуса, участвовать в формировании нотариального архива, осуществлять другую подготовительную работу и иную необходимую для совершения нотариального действия работу. Указанные работы не могут выполняться по гражданско-правовому договору.";
21) статью 20 изложить в следующей редакции:
"Статья 20. Замещение временно отсутствующего нотариуса
Замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине. Перечень причин, признаваемых уважительными, устанавливается Федеральной нотариальной палатой. Период замещения временно отсутствующего нотариуса исчисляется в днях или часах. Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Временно отсутствующего нотариуса замещает, как правило, помощник нотариуса. При наличии у нотариуса нескольких помощников нотариус должен определить порядок замещения ими в свое временное отсутствие.
При невозможности замещения нотариуса его помощником или при отсутствии у нотариуса помощника замещение временно отсутствующего нотариуса может осуществляться иным соответствующим требованиям частей первой и второй статьи 2 настоящих Основ лицом. Наделение такого лица полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса осуществляется территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Не допускается одновременное исполнение обязанностей нотариуса нотариусом и лицом, его временно замещающим, исполнение одним лицом обязанностей двух и более временно отсутствующих нотариусов или замещение временно отсутствующего нотариуса двумя и более лицами, его замещающими, одновременно.
Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан извещать нотариальную палату о своем отсутствии и (или) о прекращении приема граждан на срок более чем пять рабочих дней.
В случае отсутствия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, другой нотариус того же нотариального округа по предложению нотариальной палаты наделяется территориальным органом юстиции полномочиями по совершению нотариальных действий, требующих использования нотариального архива временно отсутствующего нотариуса, а также нотариальных действий, совершение которых отнесено к исключительной компетенции временно отсутствующего нотариуса. Нотариус другого нотариального округа может наделяться этими полномочиями в порядке, установленном настоящими Основами для изменения территории деятельности нотариуса.
Нотариальные действия, требующие использования нотариального архива временно отсутствующего нотариуса, могут совершаться по месту нахождения нотариальной конторы временно отсутствующего нотариуса.
Факт замещения временно отсутствующего нотариуса другим нотариусом отражается в удостоверительной надписи.";
22) статью 21 изложить в следующей редакции:
"Статья 21. Оплата труда лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой
За исполнение обязанностей нотариуса помощник нотариуса получает плату, обусловленную трудовым договором или отдельным соглашением с нотариусом, иное лицо, замещающее нотариуса, - плату, обусловленную соглашением с нотариусом.";
23) в части 1 статьи 221:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества:
супругу, родителям, детям, внукам - 3 000 рублей плюс 0,2 процента оценки недвижимого имущества (суммы сделки), но не более 50 000 рублей;
другим лицам в зависимости от суммы сделки:
до 1 000 000 рублей включительно - 3 000 рублей плюс 0,4 процента суммы сделки;
свыше 1 000 000 рублей до 10 000 000 рублей включительно - 7 000 рублей плюс 0,2 процента суммы сделки, превышающей 1 000 000 рублей;
свыше 10 000 000 рублей - 25 000 рублей плюс 0,1 процента суммы сделки, превышающей 10 000 000 рублей, а в случае отчуждения жилых помещений (квартир, комнат, жилых домов) и земельных участков, занятых жилыми домами, - не более 100 000 рублей;";
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) за удостоверение прочих сделок, предмет которых подлежит оценке, в зависимости от суммы сделки:
до 1 000 000 рублей включительно - 2 000 рублей плюс 0,3 процента суммы сделки;
свыше 1 000 000 рублей до 10 000 000 рублей включительно - 5 000 рублей плюс 0,2 процента суммы договора, превышающей 1 000 000 рублей;
свыше 10 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 0,1 процента суммы договора, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 500 000 рублей;";
в) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8) за принятие в депозит нотариуса денежных сумм или ценных бумаг, за исключением случая, указанного в пункте 81 настоящей части, - 0,5 процента принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 1 000 рублей;";
г) дополнить пунктом 81 следующего содержания:
"81) за принятие в депозит нотариуса, удостоверившего сделку, денежных сумм в целях исполнения обязательств по такой сделке - 1 500 рублей;";
д) в пункте 121 цифры "300" заменить цифрами "600";
е) дополнить пунктом 126 следующего содержания:
"126) за обеспечение доказательств - 3 000 рублей;";
ж) дополнить пунктом 127 следующего содержания:
"127) за удостоверение решения органа управления юридического лица - 3 000 рублей за каждый час присутствия нотариуса на заседании соответствующего органа;";
з) часть 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"При удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, если оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, для исчисления тарифа используется кадастровая стоимость этого недвижимого имущества.";
24) часть четвертую статьи 23 изложить в следующей редакции:
"Денежные средства и ценные бумаги, внесенные в депозит нотариуса, занимающегося частной практикой, не являются доходом нотариуса и не поступают в его собственность. Обращение взыскания на них по долгам нотариуса не допускается.";
25) в части второй статьи 24 слова "получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности" заменить словами "сдавшие квалификационный экзамен, но не являющиеся нотариусами";
26) в статье 26:
а) в части восьмой слова "50 процентов плюс один голос" заменить словами "более 50 процентов голосов";
б) в части девятой слова "50 процентов плюс один голос" заменить словами "более 50 процентов голосов";
27) в статье 30:
а) часть вторую дополнить абзацами следующего содержания:
"осуществляет формирование компенсационного фонда и управление им;
осуществляет в установленном порядке компенсационные выплаты из компенсационного фонда.";
б) дополнить частью третьей следующего содержания:
"Федеральная нотариальная палата создает фонд социальной поддержки Федеральной нотариальной палаты (далее - фонд социальной поддержки) и ежегодно формирует программу социальной поддержки. Для этого нотариальные палаты обязаны участвовать в формировании фонда социальной поддержки, который является обособленным имуществом, принадлежащим Федеральной нотариальной палате на праве собственности и формируемым за счет отчислений от членских взносов нотариальных палат в размере не менее чем пять процентов членского взноса нотариальной палаты, взимаемого в соответствии с частью второй статьи 32 настоящих Основ. Размер таких отчислений нотариальных палат на предстоящий год устанавливается решением собрания представителей нотариальных палат ежегодно.";
28) в статье 31:
а) в части девятой слова "50 процентов плюс один голос" заменить словами "более 50 процентов голосов";
б) в части десятой слова "50 процентов плюс один голос" заменить словами "более 50 процентов голосов";
29) дополнить статьей 331 следующего содержания:
"Статья 331. Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления
Территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) лиц, указанных в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции.
Предметом проверки является:
1) соблюдение органами местного самоуправления требований настоящих Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;
2) организация работы по совершению нотариальных действий;
3) исполнение уполномоченными должн