низации) по запросу Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии (по соответствующему избирательному фонду - также по требованию уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам, уполномоченного представителя регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам) обязаны в трехдневный срок, а за три дня до дня (первого дня) голосования - немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление средств на специальные избирательные счета и расходование этих средств. (В редакции федеральных законов от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 31.07.2020 № 267-ФЗ)
10. Редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, редакции региональных государственных периодических печатных изданий обязаны публиковать переданные им соответственно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, окружными избирательными комиссиями сведения о поступлении средств на специальные избирательные счета и расходовании этих средств. Обязательному опубликованию подлежат сведения:
1) о финансовой операции по расходованию средств из соответствующего избирательного фонда в случае, если ее размер превышает 400 тысяч рублей для политической партии и 100 тысяч рублей для ее регионального отделения, кандидата; (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 355-ФЗ)
2) о юридических лицах, перечисливших в избирательный фонд политической партии, ее регионального отделения, кандидата добровольные пожертвования в сумме, превышающей 200 тысяч рублей для политической партии и 50 тысяч рублей для ее регионального отделения, кандидата; (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 355-ФЗ)
3) о количестве граждан, внесших в избирательный фонд политической партии, ее регионального отделения, кандидата добровольные пожертвования на сумму, превышающую 20 тысяч рублей для политической партии или ее регионального отделения, кандидата; (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 355-ФЗ)
4) о средствах, возвращенных жертвователям из избирательного фонда политической партии, ее регионального отделения, кандидата, в том числе об основаниях возврата;
5) об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд политической партии, ее регионального отделения, кандидата, и об общей сумме израсходованных средств.
101. Сведения, указанные в части 10 настоящей статьи, размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации на своих официальных сайтах в сети "Интернет" в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ)
11. Органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц либо уполномоченные в сфере регистрации некоммерческих организаций, в пятидневный срок со дня поступления к ним представления соответствующей избирательной комиссии обязаны осуществить на безвозмездной основе проверку сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении (перечислении) добровольных пожертвований в избирательные фонды политической партии, ее регионального отделения, кандидата, и сообщить о результатах проверки в соответствующую избирательную комиссию. Указанные сведения представляются по формам, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При этом может использоваться ГАС "Выборы". При поступлении в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий информации о внесении добровольных пожертвований с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указанная информация незамедлительно сообщается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, окружными избирательными комиссиями соответствующим политическим партиям, их региональным отделениям, кандидатам. (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)
Статья 75. Возврат средств политическими партиями, их региональными отделениями, кандидатами
1. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, ее региональное отделение, кандидат после дня голосования либо после принятия решения об отказе в регистрации федерального списка кандидатов, кандидата, отмене или аннулировании регистрации, изменении избирательного округа в соответствии с частью 7 статьи 40 настоящего Федерального закона и до представления итогового финансового отчета обязаны перечислить неизрасходованные средства, находящиеся на соответствующем специальном избирательном счете, гражданам и (или) юридическим лицам, внесшим добровольные пожертвования либо осуществившим перечисления в соответствующие избирательные фонды, пропорционально вложенным ими средствам (за вычетом расходов на пересылку). Остаток неизрасходованных средств, которые не могут быть возвращены жертвователям в указанном порядке, подлежит перечислению в доход федерального бюджета.
2. По истечении 60 дней со дня голосования филиалы публичного акционерного общества "Сбербанк России" (иной кредитной организации) по письменному указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии обязаны перечислить оставшиеся на специальных избирательных счетах средства в доход федерального бюджета. (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)
Статья 76. Финансовое обеспечение избирательных комиссий
1. Расходование средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение деятельности избирательных комиссий, использование и эксплуатацию средств автоматизации, на повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов, производится избирательными комиссиями самостоятельно на цели, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
2. За счет средств федерального бюджета финансируются следующие расходы избирательных комиссий:
1) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, работников Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, а также на выплаты гражданам, работающим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях; (В редакции Федерального закона от 29.05.2019 № 104-ФЗ)
2) на изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;
3) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы и обеспечения деятельности избирательных комиссий;
4) на транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в труднодоступных и отдаленных местностях;
5) на доставку и хранение избирательных документов, на подготовку их к передаче в архив или на уничтожение;
6) на командировки и другие цели, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, а также с обеспечением деятельности избирательных комиссий;
7) на использование и эксплуатацию средств автоматизации, повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов.
3. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса производится дополнительная оплата труда (выплачивается вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на указанный период на основании представления избирательной комиссии, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Порядок выплаты и размеры компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет и в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы.
4. Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, работников аппарата избирательной комиссии производится в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, в порядке и размерах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
41. Дополнительная оплата труда (вознаграждение) работников Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, в порядке и размерах, которые устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 29.05.2019 № 104-ФЗ)
5. Участковая избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней со дня голосования представляет в территориальную избирательную комиссию отчет о поступлении участковой избирательной комиссии средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и расходовании этих средств. Территориальная избирательная комиссия не позднее чем через 20 дней со дня голосования представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации отчет о поступлении территориальной избирательной комиссии средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и расходовании этих средств. Окружная избирательная комиссия не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования данных о результатах выборов в одномандатном избирательном округе представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации отчет о поступлении окружной избирательной комиссии средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и расходовании этих средств, а также сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств.
6. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем через 50 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации отчет о поступлении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и расходовании этих средств, а если соответствующими региональными отделениями политических партий были созданы избирательные фонды, - также сведения о поступлении средств в указанные избирательные фонды и расходовании этих средств. (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)
7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы представляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации отчет о расходовании средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, а также сведения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств. Указанные отчет и сведения не позднее чем через один месяц со дня их представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации должны быть опубликованы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в ее официальном печатном органе и переданы редакциям других средств массовой информации для опубликования. (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)
Статья 77. Контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях
Порядок создания контрольно-ревизионных служб, их полномочия и порядок осуществления этих полномочий устанавливаются статьей 60 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
(Статья в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 355-ФЗ)
Глава 10. Голосование
Статья 78. Помещение для голосования
1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, - командиром воинской части, капитаном судна, начальником полярной станции, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.
2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (за исключением карандашей), а также с учетом требований, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, должны быть определены места для наблюдателей и указанных в части 12 статьи 32 настоящего Федерального закона представителей средств массовой информации. (В редакции Федерального закона от 29.05.2023 № 184-ФЗ)
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд (информационные стенды), на котором (на которых) размещает следующую информацию обо всех федеральных списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях:
1) наименование политической партии;
2) биографические данные зарегистрированных кандидатов, включенных в общефедеральные части федеральных списков кандидатов и соответствующие региональные группы кандидатов, в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но не меньшем, чем объем, установленный для публикации зарегистрированных федеральных списков кандидатов;
3) информацию о фактах представления оказавшихся недостоверными сведений о зарегистрированных кандидатах, включенных в общефедеральные части федеральных списков кандидатов и соответствующие региональные группы кандидатов, которые предусмотрены частью 5 статьи 42 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется).
4. На информационном стенде размещается следующая информация о каждом зарегистрированном кандидате, внесенном в избирательный бюллетень для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу:
1) биографические данные зарегистрированного кандидата в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень;
2) если кандидат выдвинут политической партией, - слова "выдвинут политической партией" с указанием наименования этой политической партии;
3) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";
4) информацию о фактах представления кандидатом оказавшихся недостоверными сведений, предусмотренных частью 5 статьи 41, пунктом 1 части 5 статьи 42 или частью 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется). (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)
5. Если у кого-либо из зарегистрированных кандидатов, в том числе включенных в федеральные списки кандидатов, имелась или имеется судимость, в материалах, размещаемых на информационном стенде, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости. Если зарегистрированный кандидат, в том числе включенный в федеральный список кандидатов, является кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, на информационном стенде размещается информация об этом. (В редакции федеральных законов от 20.04.2021 № 91-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ, от 15.05.2024 № 99-ФЗ)
6. На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, наименования политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов.
7. Сведения о политических партиях и зарегистрированных кандидатах, внесенных в избирательные бюллетени, размещаются в информационных материалах в той же последовательности, которая была определена при утверждении формы и текста избирательных бюллетеней.
8. На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах.
9. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации. Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели свободно могли с ними ознакомиться.
10. Для информирования граждан, являющихся инвалидами по зрению, на информационном стенде размещаются материалы, указанные в частях 3 - 5 и 7 настоящей статьи, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, на информационных стендах которых размещаются такие материалы, определяются решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
11. В помещении для голосования должны находиться федеральные списки кандидатов, зарегистрированные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
12. В помещении для голосования должны находиться увеличенные формы протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования, предназначенные для занесения в них данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенные формы протоколов вывешиваются до начала голосования и должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в них информации. Увеличенные формы протоколов не заменяют собой протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а данные, занесенные в них, не имеют юридического значения.
13. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утвержденными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В качестве стационарных ящиков для голосования могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы для обработки избирательных бюллетеней. Для голосования также могут использоваться комплексы для электронного голосования. Технические средства подсчета голосов, комплексы для электронного голосования используются в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме