З)
2. Зарегистрированный кандидат по инициативе работодателя (администрации образовательной организации) не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу, военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. Период участия зарегистрированного кандидата в выборах депутатов Государственной Думы засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до его регистрации кандидатом.
3. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. При даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации обязаны известить об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
4. Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных частью 3 статьи 74 настоящего Федерального закона, с момента официального опубликования результатов выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия. В случае непредставления в установленный законом срок ни одного из документов, предусмотренных для регистрации федерального списка кандидатов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о признании кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, утратившими статус кандидатов. В случаях, предусмотренных частями 2 - 5 статьи 56 настоящего Федерального закона, а также в случае смерти кандидата, наступивших до его регистрации, либо непредставления в установленный законом срок ни одного из предусмотренных законом документов, представление которых необходимо для регистрации кандидата, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о признании кандидата, выдвинутого непосредственно, утратившим статус кандидата. (Дополнение частью - Федеральный закон от 14.03.2022 № 60-ФЗ)
Статья 55. Доверенные лица политических партий, кандидатов
1. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе назначить до 20 доверенных лиц. Доверенные лица регистрируются соответственно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, окружной избирательной комиссией в течение пяти дней после дня поступления письменного представления политической партии, кандидата о назначении доверенных лиц вместе с заявлением самого гражданина о согласии быть доверенным лицом, но не ранее соответственно принятия решения о заверении федерального списка кандидатов, выдвинутого этой политической партией, уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу. Список доверенных лиц политической партии на бумажном носителе и в машиночитаемом виде представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации по установленной ею форме. Список доверенных лиц кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде представляется в окружную избирательную комиссию по установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации форме. С 1 июня 2015 года список доверенных лиц на бумажном носителе и текст заявления доверенного лица о согласии быть доверенным лицом изготавливаются с использованием программных средств на основе документа в машиночитаемом виде, составленного по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
2. В представлении о назначении доверенных лиц указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства каждого доверенного лица.
3. Доверенными лицами не могут быть граждане Российской Федерации, являющиеся кандидатами на выборах любого уровня, судьи, члены избирательных комиссий, работники аппаратов избирательных комиссий, лица, включенные в реестр иностранных агентов, лица, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации. Лица, замещающие государственные должности в исполнительных органах государственной власти, главы местных администраций, а также лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, замещающего государственную должность в исполнительном органе государственной власти, должность главы местной администрации либо находящегося на государственной или муниципальной службе, осуществляется при условии представления копии соответствующего приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения должностных (служебных) обязанностей (в том числе на период отпуска): (В редакции Федерального закона от 15.05.2024 № 99-ФЗ)
1) в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации - для доверенного лица политической партии;
2) в окружную избирательную комиссию - для доверенного лица кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу.
4. Доверенные лица политической партии получают удостоверения в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а доверенные лица кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - в соответствующих окружных избирательных комиссиях. Работодатель обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск на период осуществления им своих полномочий.
5. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначивших их политической партии, кандидата. Доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя.
6. Политические партии, кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить других доверенных лиц, уведомив об этом соответственно Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, окружную избирательную комиссию, которые аннулируют выданные отозванным доверенным лицам удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить с себя полномочия доверенного лица, вернув соответственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, окружную избирательную комиссию выданное ему удостоверение и уведомив об этом назначивших его политическую партию, кандидата.
7. Полномочия доверенных лиц, включая полномочия, указанные в части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, начинаются со дня их регистрации соответственно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, окружной избирательной комиссией и заканчиваются одновременно с прекращением агитационного периода либо с утратой своего статуса всеми кандидатами, включенными в федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, назначившей доверенных лиц, с утратой своего статуса кандидатом, назначившим доверенных лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 29.05.2023 № 184-ФЗ)
8. Регистрация доверенного лица политической партии, кандидата аннулируется соответственно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, окружной избирательной комиссией в случае приобретения им статуса, несовместимого со статусом доверенного лица. О принятом решении соответствующие политическая партия, кандидат уведомляются в трехдневный срок со дня принятия решения.
Статья 56. Выбытие кандидатов, отзыв федеральных списков кандидатов
1. Кандидат, выдвинутый в составе федерального списка кандидатов, вправе не позднее чем за 15 дней, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования отказаться от дальнейшего участия в выборах депутатов Государственной Думы, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву. Если указанное заявление подано до заверения федерального списка кандидатов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации исключает кандидата из федерального списка кандидатов до его заверения. Если указанное заявление подано после заверения или регистрации федерального списка кандидатов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации исключает кандидата из федерального списка кандидатов не позднее чем в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня (первого дня) голосования - в течение суток со дня подачи заявления. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 267-ФЗ)
2. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе не позднее чем за пять дней, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования отказаться от дальнейшего участия в выборах депутатов Государственной Думы, подав письменное заявление в соответствующую окружную избирательную комиссию. Указанное заявление не подлежит отзыву. Если указанное заявление подано после регистрации кандидата, окружная избирательная комиссия принимает решение об аннулировании его регистрации не позднее чем в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня (первого дня) голосования - в течение суток со дня подачи заявления. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 267-ФЗ)
3. Политическая партия вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования отозвать выдвинутый ею федеральный список кандидатов по решению съезда политической партии. Указанное решение представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования. Указанное решение не подлежит отзыву. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 267-ФЗ)
4. Политическая партия в соответствии с федеральным законом и (или) со своим уставом вправе исключить отдельных кандидатов из выдвинутого ею федерального списка кандидатов, заверенного (зарегистрированного) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 15 дней до дня голосования, за исключением случая, предусмотренного частью 14 статьи 99 настоящего Федерального закона.
5. Политическая партия в порядке и по основаниям, которые предусмотрены федеральным законом и (или) уставом политической партии, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования отозвать выдвинутого ею по одномандатному избирательному округу кандидата, подав письменное заявление об этом до заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а после заверения списка - в соответствующую окружную избирательную комиссию. Указанное заявление не подлежит отзыву. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации исключает кандидата из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до его заверения, а окружная избирательная комиссия в случае, если кандидат был зарегистрирован, принимает решение об аннулировании регистрации кандидата. О таком решении Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, окружная избирательная комиссия незамедлительно уведомляют лицо, в отношении которого оно принято, и выдают ему копию решения. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 267-ФЗ)
6. Не допускается дополнительное включение кандидатов в федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам, равно как и их перемещение в указанных списках, за исключением случаев, если такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия отдельных кандидатов, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 40 настоящего Федерального закона.
7. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных федеральных списков кандидатов, менее двух зарегистрированных кандидатов по одному одномандатному избирательному округу, голосование на выборах депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу, одномандатному избирательному округу по решению соответственно Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, окружной избирательной комиссии откладывается на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов, кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
8. Если ситуация, предусмотренная частью 7 настоящей статьи, возникла в связи с тем, что политическая партия без вынуждающих к тому обстоятельств отозвала зарегистрированный федеральный список кандидатов, зарегистрированного кандидата или зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру, либо в связи с тем, что регистрация федерального списка кандидатов, кандидата была отменена судом или аннулирована соответствующей избирательной комиссией на основании части 2 статьи 99 настоящего Федерального закона (за исключением аннулирования регистрации из-за выбытия кандидата из указанного списка по вынуждающим к тому обстоятельствам), расходы, понесенные всеми избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы по соответствующему избирательному округу, возмещаются за счет такой политической партии, такого кандидата.
9. Под обстоятельствами, вынуждающими политическую партию отозвать федеральный список кандидатов, понимается выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам, в том числе в связи со смертью, более чем 25 процентов кандидатов из федерального списка кандидатов. Под обстоятельствами, вынуждающими кандидата отказаться от дальнейшего участия в выборах депутатов Государственной Думы, понимаются замещение им должности, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, признание его судом недееспособным, ограничение его судом в дееспособности, а также тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья кандидата или его близких родственников.
Глава 8. Информирование избирателей и предвыборная агитация
Статья 57. Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы
Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов.
Статья 58. Информирование избирателей
1. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, юридические и физические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатах.
2. Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации, в том числе в сетевых изданиях, или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать установленное настоящим Федеральным законом равенство прав политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатов.
3. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий вправе на основании части 2 настоящей статьи публиковать (обнародовать) интервью с кандидатами и представителями политических партий, выпускать в свет (в эфир) иные сообщения и материалы о кандидатах, политических партиях, передачи с участием кандидатов и представителей политических партий. Организации телерадиовещания, редакции электронных сетевых изданий вправе также на основании части 2 настоящей статьи организовывать совместные мероприятия с участием кандидатов и представителей политических партий и осуществлять их трансляцию (обнародование) на каналах организаций телерадиовещания, в электронных сетевых изданиях.
4. В информационных телепрограммах и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях, выпусках либо обновлениях сетевого издания сообщения о проведении предвыборных мероприятий политическими партиями, выдвинувшими федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатами должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются политическими партиями, кандидатами. В них не должно отдаваться предпочтение какой бы то ни было политической партии, кандидату, не должна допускаться дискриминация (умаление прав) какой бы то ни было политической партии, кандидата, в том числе по времени освещения проводимых ими предвыборных мероприятий, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.
41. Информирование избирателей избирательными комиссиями, а также организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, редакциями сетевых изданий о кандидате, являющемся иностранным агентом, либо о кандидате, аффилированном с иностранным агентом, должно сопровождаться указанием на то, что кандидат является иностранным агентом либо является кандидатом, аффилированным с иностранным агентом. (Дополнение частью - Федеральный закон от 20.04.2021 № 91-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 05.12.2022 № 498-ФЗ)
5. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, редакции сетевого издания, участвующие (участвовавшие) в деятельности по информационному обеспечению выборов депутатов Государственной Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, по инициативе работодателя не могут быть уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы и в течение одного года после ее окончания, за исключением случая, если на указанных лиц в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации было наложено взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
6. В день голосования до момента окончания голосования на территории Российской Федерации запрещается опубликование (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет"). Указанное ограничение не применяется в отношении распространения информации средствами видеотрансляции, устанавливаемыми в помещениях, где проводятся подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования, в соответствии с частью 15