рательную комиссию Российской Федерации, а в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата - в окружную избирательную комиссию. Подписные листы представляются в пронумерованном и сброшюрованном (не более 100 листов в одной папке) виде. (В редакции Федерального закона от 23.05.2020 № 154-ФЗ)
Статья 46. Представление избирательных документов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для регистрации федерального списка кандидатов
1. Для регистрации федерального списка кандидатов уполномоченный представитель политической партии представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации:
1) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда политической партии;
2) сведения об изменениях в федеральном списке кандидатов, произошедших после его заверения, и об изменениях в сведениях о каждом кандидате из федерального списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 1 - 3 и 5 статьи 42 настоящего Федерального закона (если такие изменения имеются);
3) в отношении каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, - письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами;
4) если в заявлении кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, о согласии баллотироваться были указаны сведения о том, что кандидат является иностранным агентом, - уведомление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, об исключении кандидата из реестра иностранных агентов либо соответствующее решение суда (в отношении каждого из таких кандидатов). (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 15.05.2024 № 99-ФЗ)
2. Уполномоченный представитель политической партии, на которую распространяется действие части 3 статьи 44 настоящего Федерального закона, вместе с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, также представляет:
1) подписные листы с подписями избирателей, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок по субъектам Российской Федерации, на территориях которых осуществлялся сбор подписей избирателей. Количество представляемых подписей избирателей может превышать необходимое для поддержки выдвижения федерального списка кандидатов количество подписей, установленное частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона, но не более чем на 5 процентов;
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона;
3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона;
4) копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
3. Все документы для регистрации федерального списка кандидатов представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени.
4. При приеме документов для регистрации федерального списка кандидатов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает уполномоченному представителю политической партии документ, подтверждающий их прием, с указанием даты и времени начала и окончания приема. В случае представления подписных листов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации заверяет каждую папку с подписными листами печатью (специальным штампом), проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает уполномоченному представителю политической партии документ, подтверждающий прием представленных документов и подписных листов, с указанием даты и времени приема, количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей избирателей. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не вправе ограничивать доступ уполномоченного представителя политической партии в занимаемое ею помещение или отказывать ему в приеме представляемых для регистрации федерального списка кандидатов документов в случае, если эти документы доставлены до истечения времени, указанного в части 3 настоящей статьи.
Статья 47. Представление избирательных документов в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу
1. Для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу или в порядке самовыдвижения, кандидат либо уполномоченный представитель этой политической партии представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:
1) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата;
2) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона (если такие изменения имеются); (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)
3) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами;
4) если в заявлении кандидата о согласии баллотироваться были указаны сведения о том, что кандидат является иностранным агентом, - уведомление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, об исключении кандидата из реестра иностранных агентов либо соответствующее решение суда. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 15.05.2024 № 99-ФЗ)
2. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу политической партией, на которую распространяется действие части 3 статьи 44 настоящего Федерального закона, или в порядке самовыдвижения, либо уполномоченный представитель этой политической партии вместе с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, также представляет:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок. Количество представляемых подписей избирателей может превышать необходимое для поддержки выдвижения (самовыдвижения) кандидата количество подписей, установленное частью 5 статьи 44 настоящего Федерального закона, но не более чем на 5 процентов;
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона;
3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона;
4) копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
3. Если на момент представления в окружную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу политической партией, на которую распространяется действие части 3 статьи 44 настоящего Федерального закона, федеральный список кандидатов, выдвинутый этой политической партией, зарегистрирован на основании подписей избирателей, представление подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения такого кандидата, не требуется.
4. Все документы для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу или в порядке самовыдвижения, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
5. При приеме документов для регистрации кандидата окружная избирательная комиссия выдает кандидату или уполномоченному представителю политической партии документ, подтверждающий их прием, с указанием даты и времени начала и окончания приема. В случае представления подписных листов окружная избирательная комиссия заверяет каждую папку с подписными листами печатью окружной избирательной комиссии, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает кандидату или уполномоченному представителю политической партии документ, подтверждающий прием представленных документов и подписных листов, с указанием даты и времени приема, количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей избирателей.
Статья 48. Проверка Центральной избирательной комиссией Российской Федерации соблюдения требований настоящего Федерального закона при выдвижении политическими партиями федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. Проверка достоверности сведений о кандидатах, порядка сбора подписей избирателей и подписных листов
1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона при выдвижении политическими партиями федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. В случае представления подписных листов с подписями избирателей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
2. Для проверки соблюдения порядка выдвижения политическими партиями федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, работников ее аппарата и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов, а также иные лица в соответствии с пунктом 19 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет достоверность сведений о кандидатах, включенных в федеральные списки кандидатов, и иных сведений, представленных политическими партиями в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обращается в соответствующие органы, учреждения и организации, в том числе с представлениями, для проверки достоверности представленных в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона сведений о кандидатах, включенных в федеральные списки кандидатов, выполнения этими кандидатами требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также о проверке достоверности представленных в соответствии с частью 2 статьи 42 настоящего Федерального закона сведений о судимости кандидатов, включенных в списки кандидатов по одномандатным избирательным округам. Соответствующие органы, учреждения и организации обязаны в течение 10 дней, а в отношении сведений, представленных в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона, выполнения требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 настоящего Федерального закона, - в течение 20 дней сообщить о результатах проверки. Если указанное представление поступило за 10 и менее дней до дня голосования, соответствующие органы, учреждения и организации должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Указанные представления могут не направляться в случае, если проверка достоверности сведений о кандидатах осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и (или) ГАС "Выборы", при этом результаты такой проверки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью соответствующих органа, учреждения и организации. Проверка выполнения требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 настоящего Федерального закона, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами"), а также в случае указания кандидатом в составе сведений, представляемых в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона, сведений о наличии у него счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментов либо в случае выявления указанных сведений в результате проверки, проведенной в соответствии с пунктами 63 - 67 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Порядок проверки сведений, указанных в пунктах 3 и 4 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона, устанавливается указом Президента Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 14.03.2022 № 60-ФЗ, от 15.05.2024 № 99-ФЗ)
5. Сведения о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных о себе кандидатами, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет:
1) в средства массовой информации - в отношении кандидатов, включенных в федеральные списки кандидатов;
2) в окружные избирательные комиссии - в отношении кандидатов, включенных в списки кандидатов по одномандатным избирательным округам.
6. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений Центральная избирательная комиссия Российской Федерации использует ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Сведения о результатах проверки, подписанные должностным лицом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, в том числе полученные по каналам связи ГАС "Выборы" и подписанные электронной подписью, могут являться основанием для признания подписей избирателей недействительными.
7. При выявлении неполноты сведений о кандидатах, включенных в федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам, отсутствия каких-либо документов, указанных в частях 1, 4, 5 и 8 статьи 42, части 1 и пунктах 2 и 4 части 2 статьи 46 настоящего Федерального закона, или несоблюдения требований настоящего Федерального закона к оформлению документов, представленных в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии с частями 1, 4, 5 и 8 статьи 42, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 46 настоящего Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о заверении соответственно федерального списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам или о регистрации федерального списка кандидатов, извещает об этом политическую партию, выдвинувшую федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. Не позднее чем за один день до дня указанного заседания политическая партия вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидатах, а также в иные документы, представленные в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии с частями 1, 4, 5 и 8 статьи 42, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 46 настоящего Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, в том числе к их оформлению. Политическая партия вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего Федерального закона. В случае, если в результате проверки, проведенной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, выявлено отсутствие заверенной копии какого-либо документа, предусмотренного частью 8 статьи 42 настоящего Федерального закона, политическая партия вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации соответствующего федерального списка кандидатов.
8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при выдвижении политическими партиями федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, в установленном ею объеме.
9. При проведении проверки подписей избирателей проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации федерального списка кандидатов количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого федерального списка кандидатов. Количество отбираемых для первоначальной проверки подписей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов устанавливается решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Выборка проводится в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации непосредственно после выдачи уполномоченному представителю политической партии документа, подтверждающего прием подписных листов. Процедура проведения выборки определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
10. При проведении выборки и при проверке подписных листов вправе присутствовать уполномоченные представители или доверенные лица политических партий, представивших для регистрации выдвинутых ими федеральных списков кандидатов необходимое количество подписей избирателей, а также иные лица, направленные такими политическими партиями. О проверке подписных листов должны извещаться указанн