оступления от аккредитованного лица в национальный орган по аккредитации ответа или документов и сведений, предусмотренных пунктами 11 и 12 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью - Федеральный закон от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
3. В решении национального органа по аккредитации о приостановлении действия аккредитации указываются сведения об области аккредитации, в отношении которой принято решение о приостановлении действия аккредитации, конкретный адрес места или конкретные адреса мест осуществления деятельности в этой области аккредитации. (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 262-ФЗ)
4. Решение о приостановлении действия аккредитации оформляется приказом национального органа по аккредитации.
5. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении действия аккредитации уведомление о приостановлении действия аккредитации с указанием срока устранения выявленного несоответствия деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц с приложением копии приказа национального органа по аккредитации о приостановлении действия аккредитации вручается аккредитованному лицу непосредственно или его представителю под расписку либо направляется аккредитованному лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 262-ФЗ)
6. Национальный орган по аккредитации при получении от аккредитованного лица уведомления об устранении выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц рассматривает указанное уведомление и по результатам его рассмотрения принимает решение о необходимости проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, установленном статьей 27 настоящего Федерального закона. В случае устранения аккредитованным лицом выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, повлекшего за собой приостановление действия аккредитации, национальный орган по аккредитации в течение пяти рабочих дней со дня установления факта устранения аккредитованным лицом выявленного несоответствия принимает решение о возобновлении действия аккредитации и вручает аккредитованному лицу непосредственно или его представителю под расписку уведомление о принятом решении либо направляет его аккредитованному лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. (В редакции федеральных законов от 29.07.2018 № 262-ФЗ, от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
7. Сокращение области аккредитации аккредитованного лица осуществляется в случае:
1) если аккредитованное лицо, действие аккредитации которого было приостановлено по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, не устранило выявленное несоответствие его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц в отношении части области аккредитации; (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 262-ФЗ)
2) внесения аккредитованным лицом в реестр аккредитованных лиц сведений о сокращении области аккредитации. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
8. Сокращение области аккредитации в соответствии с пунктом 2 части 7 настоящей статьи осуществляется аккредитованным лицом посредством использования федеральной государственной информационной системы в области аккредитации путем внесения в реестр аккредитованных лиц сведений о сокращении области аккредитации. В период прохождения аккредитованным лицом процедуры подтверждения компетентности сокращение области аккредитации такого аккредитованного лица не допускается. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
9. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
10. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
11. Аккредитованное лицо, в отношении которого по результатам контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц национальным органом по аккредитации принято решение о сокращении области аккредитации, или аккредитованное лицо, которое сократило область аккредитации (в случае, если действие аккредитации на дату внесения аккредитованным лицом в реестр аккредитованных лиц сведений о сокращении области аккредитации было приостановлено в сокращенной части области аккредитации), вправе обратиться в национальный орган по аккредитации с заявлением о расширении области аккредитации в целях получения аккредитации на область аккредитации, аналогичную сокращенной, не ранее чем по истечении двух лет со дня принятия такого решения или со дня внесения аккредитованным лицом в реестр аккредитованных лиц указанных сведений. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
12. Сведения о приостановлении, возобновлении действия аккредитации, сокращении и расширении области аккредитации вносятся национальным органом по аккредитации в реестр аккредитованных лиц в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
13. Аккредитованное лицо не вправе выдавать документы в определенной области аккредитации, если действие аккредитации в данной области аккредитации приостановлено.
14. Расширение национальным органом по аккредитации области аккредитации аккредитованного лица осуществляется на основании заявления аккредитованного лица о расширении области аккредитации в порядке, установленном статьями 17 и 18 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
Статья 24. Подтверждение компетентности аккредитованных лиц
1. Аккредитованное лицо обязано проходить процедуру подтверждения компетентности в следующие сроки:
1) в течение первого года со дня аккредитации;
2) не реже чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности;
3) каждые пять лет со дня аккредитации.
2. В случае, если срок прохождения процедуры подтверждения компетентности, предусмотренный пунктом 3 части 1 настоящей статьи, наступает ранее чем через один год после процедуры, предусмотренной пунктом 2 части 1 настоящей статьи, в сроки процедуры, предусмотренной пунктом 2 части 1 настоящей статьи, проводится процедура, предусмотренная пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
3. Общий срок процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общий срок проведения документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и общий срок проведения выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроки отдельных административных процедур подтверждения компетентности аккредитованного лица, не установленные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Решение о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица принимается на основании заявления аккредитованного лица.
5. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, которым в том числе предусматриваются порядок подачи и рассмотрения заявления аккредитованного лица о проведении процедуры подтверждения компетентности и прилагаемых к нему документов, основания для возврата заявления без рассмотрения, порядок прекращения осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица на основании его заявления, порядок проведения оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, порядок применения схем аккредитации, порядок формирования и утверждения программы выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, включая случаи проведения удаленной оценки и случаи и порядок проведения свидетельской оценки.
6. Аккредитованное лицо вместе с прохождением процедуры подтверждения его компетентности вправе пройти процедуру расширения области аккредитации, изменения места или мест осуществления деятельности, актуализации области аккредитации при указании об этом в заявлении о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и приложении к нему документов в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона. При этом оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации осуществляется в соответствии с настоящей статьей и проводится одной экспертной группой.
7. По итогам прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица решение принимается национальным органом по аккредитации в соответствии с частью 10 настоящей статьи, по итогам расширения области аккредитации - в соответствии с частью 8 статьи 17 настоящего Федерального закона. В случае, если аккредитованное лицо при прохождении процедуры подтверждения его компетентности изменяет место или места осуществления деятельности, сведения о новом месте или новых местах осуществления деятельности аккредитованного лица вносятся в реестр аккредитованных лиц в течение трех рабочих дней со дня принятия национальным органом по аккредитации одного из решений, предусмотренных частью 10 настоящей статьи.
8. Аккредитованное лицо обязано предоставить лицам, участвующим в выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной оценки, а также обеспечить доступ указанных лиц на территорию, в используемые аккредитованным лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым аккредитованным лицом оборудованию, веществам и материалам. Неисполнение аккредитованным лицом этой обязанности влечет за собой признание аккредитованного лица не соответствующим критериям аккредитации и приостановление действия аккредитации в отношении всей области аккредитации.
9. В случае, если в соответствии с порядком проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, в программу выездной оценки включена свидетельская оценка, проводимая на территории заказчика, аккредитованное лицо обязано посредством согласования с заказчиком обеспечить условия доступа лиц, участвующих в выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, на такую территорию в целях наблюдения за выполнением аккредитованным лицом работ и (или) оказанием услуг. В этих целях аккредитованное лицо при необходимости заключает с заказчиком договор, содержащий условие о предоставлении доступа лицам, участвующим в выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, на территорию заказчика. Порядок организации и проведения свидетельской оценки в случае обоснованной аккредитованным лицом невозможности предоставления доступа лицам, участвующим в выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, на территорию заказчика определяется в соответствии с порядком проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, предусмотренным частью 5 настоящей статьи. Уклонение или отказ аккредитованного лица от проведения свидетельской оценки в установленном порядке влечет за собой признание аккредитованного лица не соответствующим критериям аккредитации и приостановление действия аккредитации в отношении всей области аккредитации.
10. Национальный орган по аккредитации по результатам проведения оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и рассмотрения акта экспертизы принимает решение:
1) о подтверждении компетентности аккредитованного лица и внесении соответствующих сведений в реестр аккредитованных лиц в случае установления соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации;
2) о приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или определенной части области аккредитации и направлении перечня несоответствий критериям аккредитации с указанием срока их устранения аккредитованному лицу в случае, если выявленное несоответствие аккредитованного лица критериям аккредитации относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации;
3) о направлении перечня несоответствий аккредитованного лица критериям аккредитации с указанием срока их устранения аккредитованному лицу в случае, если выявленное несоответствие аккредитованного лица критериям аккредитации не относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации.
(Статья в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 176-ФЗ)
Статья 241. Особенности осуществления аккредитации национальным органом по аккредитации в отдельных сферах деятельности
1. При обращении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с заявлением об аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органов по сертификации систем менеджмента, органов по сертификации персонала, органов инспекций, органов по сертификации продукции и (или) услуг, выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия, а также органов, выполняющих работы по оценке соответствия, проведению экспертиз, исследований (испытаний) и измерений в случаях, если законодательством Российской Федерации не установлено требование о наличии у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей аккредитации в национальной системе аккредитации, аккредитация таких лиц осуществляется на основании результатов проводимых подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением работ по оценке соответствия заявителей требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации. Заявление об аккредитации в национальной системе аккредитации в данном случае подается после получения заявителем заключения об оценке его соответствия указанным требованиям, выданного заявителю подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением. Решение о прекращении действия аккредитации, приостановлении действия аккредитации, расширении или сокращении области аккредитации аккредитованных в соответствии с настоящей статьей лиц принимается национальным органом по аккредитации по итогам рассмотрения представления, направляемого в национальный орган по аккредитации указанным учреждением по результатам проведения периодической или внеплановой оценки соответствия аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подавалось заявление об аккредитации.
2. Перечень направлений работ по оценке соответствия заявителей, аккредитованных лиц, осуществляемых подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением в соответствии с настоящей статьей, включая описание сфер деятельности аккредитованных лиц из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, и документов, устанавливающих требования, на соответствие которым подается заявление об аккредитации, определяется национальным органом по аккредитации и подлежит размещению на официальном сайте национального органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Оценка соответствия заявителя осуществляется подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением на платной основе на основании договора, заключенного с заявителем. Положениями указанного договора должны быть предусмотрены периодичность, порядок и условия проведения указанным учреждением периодической или внеплановой оценки соответствия аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации, обязательства заявителя после его аккредитации в национальной системе аккредитации представлять в федеральное государственное учреждение сведения о результатах своей деятельности, в том числе о выданных им сертификатах соответствия.
4. В случае обращения с заявлением об аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия в отношении исполнения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия в рамках системы добровольной сертификации, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к этому заявлению об аккредитации должны прилагаться документы, подтверждающие регистрацию системы добровольной сертификации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. При выполнении в соответствии с частью 1 настоящей статьи работ по оценке соответствия заявителей требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации, подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением с лицом или лицами, создавшими систему добровольной сертификации, заключается соглашение.
5. Подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение обеспечивает ведение реестра сертификатов соответствия, выданных лицами, аккредитованными в соответствии с положениями настоящей статьи, на объекты, прошедшие добровольную сертификацию. За внесение сведений в указанный реестр взимается плата. Порядок формирования и ведения указанного реестра, в том числе размер платы, взимаемой с аккредитованных лиц за внесение сведений в указанный реестр, предоставление содержащихся в нем сведений, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.
6. Оценка соответствия заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации проводится в порядке, предусмотренном настоящей статьей, также в следующих случаях:
1) нахождение места или одного из мест осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, обратившихся с заявлением об аккредитации в национальной системе аккредитации или о подтверждении компетентности аккредитованного лица, за пределами территории Российской Федерации;
2) выполнение подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением по просьбе заявителя, аккредитованного лица работ по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подано заявление об аккредитации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, одновременно с проведением оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации;
3) выполнение подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением по просьбе заявителя, аккредитованного лица работ по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации одновременно с выполнением работ:
а) в рамках программ взаимной аккредитации, реализуемых на основании соглашений, заключенных между национальным органом по аккредитации и (или) подведомственным ему федеральным государственным учреждением и органом по аккредитации иностранного государства;
б) по оценке соответствия испытательных лабораторий (центров) требованиям, предъявляемым в целях признания и (или) последующей оценки соответствия испытательных лабораторий (центров) принципам надлежащей лабораторной практики, соответствующим принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития, проводимых в соответствии с порядком, установленным пунктом 12 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
7. Работы по