в Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
5. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом, после согласования с председателем органа, сформированного в субъекте Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", или уполномоченным им лицом. Копия паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса направляется субъектом топливно-энергетического комплекса, владеющим на праве собственности или ином законном основании таким объектом, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган публичной власти федеральной территории. (В редакции Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
6. Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
7. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса подлежит актуализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
8. Порядок проведения анализа уязвимости объекта топливно-энергетического комплекса, оценки социально-экономических последствий совершения на объекте акта незаконного вмешательства при проведении категорирования объекта, оценки системы физической защиты объекта при угрозах совершения актов незаконного вмешательства утверждается Правительством Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
Статья 9. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса
1. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений и (или) организаций, указанных в части 4 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
2. Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:
1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса;
2) своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.
3. Обеспечение физической защиты строящегося объекта топливно-энергетического комплекса, которому после ввода в эксплуатацию будет присвоена высокая категория опасности, должно осуществляться на стадии строительства. (В редакции Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
4. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, по решению субъекта топливно-энергетического комплекса для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса в зависимости от присвоенной ему категории опасности могут привлекаться:
1) в отношении объекта, которому присвоена высокая категория опасности, - подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) организации, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - подразделения и (или) организации войск национальной гвардии), ведомственная охрана, созданная субъектом топливно-энергетического комплекса, указанным в статье 91 настоящего Федерального закона (далее также - ведомственная охрана субъекта топливно-энергетического комплекса), или частная охранная организация, учрежденная субъектом топливно-энергетического комплекса, являющимся головной организацией, в соответствии со статьей 92 настоящего Федерального закона (далее - частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса);
2) в отношении объекта, которому присвоена средняя категория опасности, - подразделения и (или) организации войск национальной гвардии, ведомственная охрана субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса или частная охранная организация, которая соответствует установленным Правительством Российской Федерации специальным требованиям к частным охранным организациям;
3) в отношении объекта, которому присвоена низкая категория опасности, и объекта, которому не присвоена категория опасности или который не подлежит категорированию, - подразделения и (или) организации войск национальной гвардии, ведомственная охрана субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация, которая соответствует установленным Правительством Российской Федерации специальным требованиям к частным охранным организациям, или иная частная охранная организация.
(Часть в редакции Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
5. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов топливно-энергетического комплекса при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса устанавливается Правительством Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ)
6. Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, определяет: (В редакции Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
1) отдельные объекты топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с описанием местоположения границ таких зон;
2) меры по обеспечению особого режима защиты от актов незаконного вмешательства в зоне безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, включая порядок реализации этих мер.
(Дополнение частью - Федеральный закон от 24.04.2020 № 139-ФЗ)
Статья 91. Ведомственная охрана организаций топливно-энергетического комплекса
Для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса организация - собственник Единой системы газоснабжения, стратегическое акционерное общество, осуществляющее управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, стратегическое акционерное общество, ведущее деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, субъект топливно-энергетического комплекса, являющийся головной организацией, дочернему обществу которой в соответствии с пунктом 2, 21 или 22 части 11 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 117-ФЗ "Об экспорте газа" предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии, имеют право на создание ведомственной охраны. (В редакции Федерального закона от 22.04.2024 № 82-ФЗ)
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 20.04.2014 № 75-ФЗ)
Статья 92. Частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса
1. Субъекту топливно-энергетического комплекса, являющемуся головной организацией, по решению Правительства Российской Федерации, подготовленному федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере частной охранной деятельности, может быть предоставлено право на учреждение частной охранной организации исключительно для обеспечения физической защиты принадлежащих ему и (или) его дочерним обществам на праве собственности или ином законном основании объектов топливно-энергетического комплекса (далее - специальное право). Размер доли субъекта топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, в уставном капитале частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса не может быть менее 50 процентов.
2. В решении Правительства Российской Федерации о предоставлении субъекту топливно-энергетического комплекса специального права (далее - решение Правительства Российской Федерации) указываются:
1) полное и сокращенное наименования субъекта топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право;
2) учредитель (учредители) частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса и размер доли (долей) в уставном капитале частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право.
3. Субъектом топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, может быть исключительно российское юридическое лицо:
1) в отношении которого у иностранного государства, международной организации, а также находящейся под их контролем организации, у иностранного юридического лица, иностранного гражданина либо лица без гражданства, гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство другого государства, отсутствует возможность прямо или косвенно определять решения, принимаемые таким российским юридическим лицом, или давать обязательные для такого российского юридического лица указания;
2) которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектом топливно-энергетического комплекса, которому присвоена категория опасности, и (или) имеет дочернее общество, владеющее на праве собственности или ином законном основании таким объектом топливно-энергетического комплекса.
4. Частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса не может привлекаться для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса в соответствии с настоящим Федеральным законом в случае:
1) если доля субъекта топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, в уставном капитале частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса составит менее 50 процентов;
2) перехода доли субъекта топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, в уставном капитале частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса к третьим лицам;
3) несоответствия субъекта топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи.
5. В случае возникновения обстоятельств, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, субъект топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, обязан в течение 14 дней уведомить об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере частной охранной деятельности, по месту регистрации частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса.
6. Частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса должна быть зарегистрирована на территории Российской Федерации, при этом размер уставного капитала данной частной охранной организации не может быть менее 1,5 миллиона рублей.
7. Вне зависимости от места регистрации частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса ее филиалы могут создаваться и осуществлять охранную деятельность в субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены объекты топливно-энергетического комплекса, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании субъекту топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, и (или) его дочернему обществу.
8. Форма обращения и перечень документов, направляемых субъектом топливно-энергетического комплекса, которому предоставлено специальное право, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, для подготовки решения Правительства Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
9. Частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса должна соответствовать требованиям, установленным Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", за исключением требований к размеру уставного капитала, определенному в рублях, требований к созданию филиалов и иных требований, предусмотренных настоящей статьей.
10. Контроль за соблюдением частной охранной организацией субъекта топливно-энергетического комплекса требований, указанных в частях 4 - 7 и 9 настоящей статьи, осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
Статья 10. Требования к персоналу, обеспечивающему безопасность объектов топливно-энергетического комплекса
1. Работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, не вправе выполнять лица: (В редакции Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;
2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;
4) представившие недостоверные или неполные сведения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
5) являющиеся иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, или лицами без гражданства. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
2. Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
3. Субъект топливно-энергетического комплекса, владеющий на праве собственности или ином законном основании объектом, проводит проверку сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении физических лиц, выполняющих работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно- энергетического комплекса, по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, заключенным с таким субъектом топливно-энергетического комплекса. (Дополнение частью - Федеральный закон от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
4. Перечень сведений, предоставляемых физическими лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 28.06.2022 № 230-ФЗ)
Статья 11. Обеспечение безопасности информационных систем объектов топливно-энергетического комплекса
1. В целях обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса субъекты топливно-энергетического комплекса создают на этих объектах системы защиты информации и информационно-телекоммуникационных сетей от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и иных неправомерных действий и обеспечивают функционирование таких систем. Создание таких систем предусматривает планирование и реализацию комплекса технических и организационных мер, обеспечивающих в том числе антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
2. Информация о системах, указанных в части 1 настоящей статьи, является информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами. Указанная информация вносится в паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Статья 12. Права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
1. Субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право:
1) в установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; (В редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ)
2) вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, федераль