заседаниях координационных и совещательных органов при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
61. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа федеральной территории вправе участвовать в заседаниях органов федеральных территорий, заседаниях создаваемых ими комитетов, комиссий и рабочих групп. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
7. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования вправе участвовать в заседаниях представительного органа муниципального образования и в заседаниях иных органов местного самоуправления. Указанные лица вправе участвовать в заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп, создаваемых представительным органом муниципального образования.
Статья 15. Представление информации контрольно-счетным органам
(Наименование в редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
1. Органы государственной власти и государственные органы субъектов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы федеральных территорий, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль или которые обладают информацией, необходимой для осуществления внешнего государственного и муниципального финансового контроля, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов федеральных территорий сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. (В редакции федеральных законов от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
2. Порядок направления контрольно-счетными органами запросов, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов федеральных территорий, муниципальными нормативными правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
3. Контрольно-счетные органы не вправе запрашивать информацию, документы и материалы, если такие информация, документы и материалы ранее уже были им представлены.
4. Непредставление или несвоевременное представление органами и организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, в контрольно-счетные органы по их запросам информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а равно представление информации, документов и материалов не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
5. При осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля контрольно-счетным органам предоставляется необходимый для реализации их полномочий постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
Статья 16. Представления и предписания контрольно-счетных органов
1. Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы федеральной территории, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, федеральной территории, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. (В редакции федеральных законов от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
2. Представление контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем. Законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории или муниципальным нормативным правовым актом право подписывать представление контрольно-счетного органа может быть предоставлено также аудиторам. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
3. Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы федеральной территории, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах. (В редакции федеральных законов от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
31. Срок выполнения представления может быть продлен по решению контрольно-счетного органа, но не более одного раза. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
4. В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, невыполнения представлений контрольно-счетных органов, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы федеральной территории, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание. (В редакции федеральных законов от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
5. Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем.
6. Предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки. Срок выполнения предписания может быть продлен по решению контрольно-счетного органа, но не более одного раза. (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
7. Невыполнение представления или предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
8. В случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета федеральной территории, местного бюджета, а также средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда субъекта Российской Федерации, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, контрольно-счетный орган в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы. Правоохранительные органы обязаны предоставлять контрольно-счетному органу информацию о ходе рассмотрения и принятых решениях по переданным контрольно-счетным органом материалам. (В редакции федеральных законов от 27.12.2018 № 566-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
Статья 17. Гарантии прав проверяемых органов и организаций
1. Акты, составленные контрольно-счетными органами при проведении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. Пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций, представленные в срок, установленный законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории, прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
2. Проверяемые органы и организации и их должностные лица вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) контрольно-счетных органов в законодательные (представительные) органы.
Статья 18. Взаимодействие контрольно-счетных органов
1. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации, контрольно-счетный орган федеральной территории и контрольно-счетные органы муниципальных образований при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать между собой, с контрольно-счетными органами других субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований, а также со Счетной палатой Российской Федерации, с территориальными управлениями Центрального банка Российской Федерации, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы вправе заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
11. Контрольно-счетные органы вправе на основе заключенных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии привлекать к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
2. Контрольно-счетные органы вправе вступать в объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Российской Федерации, объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации.
3. Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать и поддерживать связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля субъектов иностранных федеративных государств, а также административно-территориальных образований иностранных государств, с их международными объединениями, заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, вступать в указанные международные объединения органов финансового контроля.
4. В целях координации своей деятельности контрольно-счетные органы и иные государственные и муниципальные органы могут создавать как временные, так и постоянно действующие совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы.
5. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации, контрольно-счетный орган федеральной территории и контрольно-счетный орган муниципального образования по письменному обращению контрольно-счетных органов других субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований могут принимать участие в проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
6. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации вправе:
1) организовывать взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований, в том числе при проведении на территориях соответствующих муниципальных образований совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
2) оказывать контрольно-счетным органам муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь;
3) содействовать получению профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников контрольно-счетных органов муниципальных образований; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
4) осуществлять совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований планирование совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и организовывать их проведение;
5) по обращению контрольно-счетных органов муниципальных образований или представительных органов муниципальных образований осуществлять анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований и давать рекомендации по повышению эффективности их работы;
6) по обращениям представительных органов муниципальных образований давать заключения о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
7. Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований или законодательные органы субъектов Российской Федерации, представительные органы федеральных территорий и органы местного самоуправления вправе обратиться в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии деятельности контрольно-счетных органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендациями по повышению ее эффективности. (В редакции федеральных законов от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
Статья 19. Обеспечение доступа к информации о деятельности контрольно-счетных органов
1. Контрольно-счетные органы в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) и опубликовывают в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.
2. Контрольно-счетные органы ежегодно подготавливают отчеты о своей деятельности, которые направляются на рассмотрение в законодательные (представительные) органы. Указанные отчеты контрольно-счетных органов опубликовываются в средствах массовой информации или размещаются в сети Интернет только после их рассмотрения законодательными (представительными) органами.
3. Опубликование в средствах массовой информации или размещение в сети Интернет информации о деятельности контрольно-счетных органов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов федеральных территорий, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и регламентами контрольно-счетных органов. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
Статья 20. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетных органов
1. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение контрольно-счетного органа федеральной территории осуществляется за счет средств бюджета федеральной территории, финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования - за счет средств местного бюджета. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетных органов предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на них полномочий. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
2. Контроль за использованием контрольно-счетными органами бюджетных средств, государственного или муниципального имущества осуществляется на основании постановлений (решений) законодательных (представительных) органов.
Статья 201. Материальное и социальное обеспечение должностных лиц контрольно-счетных органов
1. Должностным лицам контрольно-счетных органов гарантируются денежное содержание (вознаграждение), ежегодные оплачиваемые отпуска (основной и дополнительные), профессиональное развитие, в том числе получение дополнительного профессионального образования, а также другие меры материального и социального обеспечения, установленные для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы (для федеральной территории), государственные должности и должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования (в том числе по медицинскому и санаторно-курортному обеспечению, бытовому, транспортному и иным видам обслуживания). (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
2. Меры по материальному и социальному обеспечению председателя, заместителей председателя, аудиторов, инспекторов и иных работников аппарата контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
21. Меры по материальному и социальному обеспечению председателя, заместителя председателя, аудиторов, инспекторов и иных работников аппарата контрольно-счетного органа федеральной территории устанавливаются законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
3. Меры по материальному и социальному обеспечению председателя, заместителя председателя, аудиторов, инспекторов и иных работников аппарата контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2011 года.
Президент Российской Федерации Д.Медведев
Москва, Кремль
7 февраля 2011 года
№ 6-ФЗ