с осуществлением мероприятий по комплексному развитию территории, в том числе по обеспечению подготовки и утверждения документации по планировке территории;
4) порядок и условия распределения между правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, подлежащей комплексному развитию, расходов на осуществление мероприятий по комплексному развитию территории, включая подготовку документации по планировке территории, и доходов от осуществления таких мероприятий;
5) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение соглашения.
4. В целях комплексного развития территории единый институт развития проводит аукцион на право заключения договоров аренды (субаренды) земельных участков для комплексного развития территории в соответствии со статьей 167-3 настоящего Федерального закона. При проведении единым институтом развития аукциона на право заключения договоров аренды (субаренды) земельных участков для комплексного развития территории допускаются объединение двух и более земельных участков в один лот аукциона и проведение аукциона по нескольким лотам.
5. К отношениям, связанным с комплексным развитием территории, применяются положения частей 7, 10, 15, 16, 18 и 21 статьи 469 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 31.12.2017 № 506-ФЗ)
Статья 167-3. Особенности заключения договора аренды (субаренды) земельных участков для комплексного развития территории
1. Договор аренды (субаренды) земельных участков в границах территории, которая подлежит комплексному развитию в соответствии с настоящим Федеральным законом, заключается по результатам аукциона на право заключения такого договора (далее также в настоящей статье - аукцион).
2. Организация и проведение аукциона на право заключения договора аренды (субаренды) земельных участков осуществляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 161 настоящего Федерального закона и настоящей статьей. Извещение о проведении аукциона может содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 161 настоящего Федерального закона.
3. Существенными условиями договора аренды (субаренды) земельных участков для комплексного развития территории (далее также - договор) являются:
1) сведения о земельных участках (в том числе кадастровые номера земельных участков, их площадь, местоположение, перечень расположенных на них объектов недвижимого имущества);
2) обязательства сторон, возникающие в связи с осуществлением мероприятий, необходимых для реализации договора, включая образование земельных участков, установление сервитутов, обеспечение осуществления государственной регистрации прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества;
3) обязательство единого института развития в жилищной сфере или лица, заключившего договор, подготовить проект планировки территории, включая проект межевания территории, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Подготовленный лицом, заключившим договор, проект планировки территории, включая проект межевания территории, согласовывается с единым институтом развития;
4) обязательство единого института развития или лица, заключившего договор, представить проект планировки территории, включая проект межевания территории, на утверждение в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
5) обязательство сторон заключить договор о комплексном развитии территории в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) размер арендной платы за земельные участки;
7) способы и размер обеспечения выполнения вытекающих из договора обязательств лица, с которым заключен такой договор;
8) срок действия договора;
9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
4. В случае заключения договора единый институт развития и лицо, с которым заключен такой договор, одновременно должны заключить договор о комплексном развитии территории.
5. Условиями договора о комплексном развитии территории являются:
1) обязательство лица, заключившего договор, осуществить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории в соответствии с утвержденным проектом планировки территории и условиями аукциона, этапы и максимальные сроки осуществления строительства, реконструкции указанных объектов;
2) обязательство лица, заключившего договор, по благоустройству территории, подлежащей комплексному развитию;
3) обязательство лица, заключившего договор, обеспечить строительство объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, этапы и максимальные сроки осуществления строительства указанных объектов;
4) способы и размер обеспечения выполнения вытекающих из договора о комплексном развитии территории обязательств лица, с которым заключен такой договор;
5) срок действия договора о комплексном развитии территории;
6) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора о комплексном развитии территории;
7) иные условия, в отношении которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
6. Договором о комплексном развитии территории могут быть предусмотрены обязательства лица, заключившего договор аренды (субаренды) земельных участков для комплексного развития территории, после окончания строительства безвозмездно передать в собственность правообладателя или правообладателей земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, подлежащей комплексному развитию, объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, иные объекты, строительство которых осуществлялось за счет средств такого лица, перечень данных объектов и условия их передачи.
7. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наибольший размер первого арендного платежа.
8. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 5 настоящей статьи, единый институт развития имеет право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) о комплексном развитии территории. В этом случае единый институт развития направляет лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, уведомление об отказе от договора (исполнения договора) о комплексном развитии территории. Односторонний отказ от договора (исполнения договора) о комплексном развитии территории является основанием для прекращения договора аренды (субаренды) земельных участков для комплексного развития территории.
9. Единый институт развития вправе отказаться от договора (исполнения договора) аренды (субаренды) земельных участков для комплексного развития территории в случае и в порядке, которые предусмотрены частями 21 - 23 статьи 161 настоящего Федерального закона.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 31.12.2017 № 506-ФЗ)
Глава 62. (Статьи 168, 169)
(Дополнение главой - Федеральный закон от 30.12.2012 № 290-ФЗ) (Утратила силу - Федеральный закон от 08.03.2015 № 48-ФЗ)
Глава 63. Особенности осуществления единым институтом развития комплексного развития незастроенной территории
(Дополнение главой - Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ)
Статья 1610. Особенности осуществления единым институтом развития комплексного развития незастроенной территории
1. Комплексное развитие незастроенной территории осуществляется единым институтом развития в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. В целях принятия решения, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в границы комплексного развития незастроенной территории могут включаться земельные участки (в том числе с расположенными на них объектами капитального строительства), находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельные участки, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 8 статьи 11 настоящего Федерального закона. В этом случае предложения единого института развития должны содержать указание на необходимость совершения действий, указанных в пунктах 1 - 5 части 8 статьи 11 настоящего Федерального закона.
3. В случае принятия межведомственным коллегиальным органом решения о целесообразности комплексного развития незастроенной территории принятие решения о комплексном развитии территории в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется. Проведение торгов в целях заключения договора о комплексном развитии территории осуществляется на основании указанного решения межведомственного коллегиального органа.
4. Договор о комплексном развитии незастроенной территории заключается единым институтом развития с победителем торгов на право заключения такого договора или иным лицом, имеющим право на заключение такого договора в соответствии с частями 8 и 9 статьи 69 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
5. Решение о проведении торгов на право заключения договора о комплексном развитии незастроенной территории принимается единым институтом развития.
6. Организатором торгов на право заключения договора о комплексном развитии незастроенной территории выступает единый институт развития или действующая на основании договора с ним организация.
7. Договор аренды земельного участка или земельных участков единого института развития в целях комплексного развития территории заключается без проведения торгов с указанным в части 4 настоящей статьи лицом одновременно с заключением договора о комплексном развитии территории.
8. Начальная цена торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории определяется единым институтом развития в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 69 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
9. Договор о комплексном развитии незастроенной территории, заключаемый единым институтом развития, может содержать обязательства лица, заключившего такой договор, передать единому институту развития после окончания строительства объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществлялось лицом, заключившим договор о комплексном развитии незастроенной территории с единым институтом развития, перечень данных объектов и условия их передачи. (Дополнение частью - Федеральный закон от 25.12.2023 № 627-ФЗ)
10. В целях реализации решения о комплексном развитии незастроенной территории единый институт развития вправе направить в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки, а также принять решения о подготовке документации по планировке территории в отношении территории, подлежащей комплексному развитию, единым институтом развития самостоятельно за счет своих средств или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 25.12.2023 № 627-ФЗ)
Глава 7. Заключительные положения
Статья 17. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации
Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2000, № 32, ст. 3339; 2002, № 22, ст. 2026; 2004, № 34, ст. 3535; 2005, № 52, ст. 5572; 2006, № 45, ст. 4627; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 28; № 18, ст. 2117; № 31, ст. 4009) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 51:
а) в абзаце втором слова "а также" исключить, после слов "в том числе казенных" дополнить словами ", а также случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым, четырнадцатым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 настоящего Кодекса";
б) в абзаце четвертом слова "а также" исключить, после слов "в том числе казенных" дополнить словами ", а также случаев, предусмотренных частями восьмой - десятой статьи 62 настоящего Кодекса";
2) в статье 57:
а) в части первой:
дополнить новыми абзацами тринадцатым и четырнадцатым следующего содержания:
"доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не более 50 процентов;
доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не более 50 процентов;";
абзацы тринадцатый и четырнадцатый считать соответственно абзацами пятнадцатым и шестнадцатым;
б) часть вторую дополнить новыми абзацами пятым и шестым следующего содержания:
"доходы от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;";
абзац пятый считать абзацем седьмым;
3) статью 62 дополнить частями восьмой - десятой следующего содержания:
"В бюджеты городских округов поступают:
доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.
В бюджеты муниципальных районов поступают:
доходы от продажи земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.
В бюджеты поселений поступают:
доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.".
Статья 18. О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 251; 2005, № 25, ст. 2425; 2006, № 2, ст. 172; 2007, № 49, ст. 6079; 2008, № 20, ст. 2253) дополнить подпунктом 14 следующего содержания:
"14) имущества, передаваемого в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации.".
Статья 19.
(Статья утратила силу - Федеральный закон от 23.06.2016 № 221-ФЗ)
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации Д.Медведев
Москва, Креемль
24 июля 2008 года
№ 161-ФЗ