равом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время в течение срока его полномочий по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу.
9. За депутатами Законодательного Собрания, избранными по одномандатным (пятимандатному) избирательным округам, а также за избирательными объединениями, краевые списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата (депутатов) сохраняется право назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
10. Каждый зарегистрированный по соответствующему одномандатному (пятимандатному) избирательному округу кандидат, каждое избирательное объединение, выдвинувшее такого кандидата, каждое избирательное объединение, зарегистрировавшее краевой список кандидатов, вправе назначить наблюдателей. Наблюдатели могут быть назначены также общественными объединениями. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество, адрес места жительства наблюдателя, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (окружной, территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных настоящим пунктом. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Направление может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, указанный в пункте 5 настоящей главы, в территориальную или иную избирательную комиссию - в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одного избирательного объединения, одного общественного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
11. Статус наблюдателя устанавливается пунктами 9 и 10 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
12. Заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий, выдаваемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей главы, а также наблюдателям, производится председателем, заместителем председателя или секретарем соответствующей избирательной комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей избирательной комиссии.
Глава 11. Контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях
1. Для осуществления контроля за целевым расходованием средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания, источниками поступления средств в избирательные фонды, правильным учетом и использованием этих средств, для проверки финансовых отчетов кандидатов и избирательных объединений, а также для организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о размере и об источниках их доходов при временной избирательной комиссии создается контрольно-ревизионная служба. Контрольно-ревизионная служба также может создаваться при окружной избирательной комиссии по решению указанной комиссии.
2. В контрольно-ревизионную службу входят: руководитель контрольно-ревизионной службы, его заместитель (заместители), назначенные в контрольно-ревизионную службу члены соответствующей избирательной комиссии, а также специалисты контрольно-ревизионной службы из числа руководителей и специалистов государственных (правоохранительных, финансовых, налоговых и других) и иных органов, организаций и учреждений, включая соответствующее управление Центрального банка Российской Федерации и филиал Сберегательного банка Российской Федерации. Указанные органы, организации и учреждения по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов обязаны откомандировать специалистов в распоряжение временной избирательной комиссии на срок не менее пяти месяцев, а в распоряжение окружной избирательной комиссии - на срок не менее двух месяцев.
3. На период работы в контрольно-ревизионной службе указанные в пункте 2 настоящей главы специалисты освобождаются от основной работы. За ними сохраняются место работы (должность), установленный должностной оклад и иные выплаты по основному месту работы. Указанным специалистам также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания.
4. Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается соответствующей избирательной комиссией. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы осуществляется избирательной комиссией, при которой она создана.
5. Контрольно-ревизионная служба по поручению соответствующей избирательной комиссии:
а) проверяет финансовые отчеты кандидатов, избирательных объединений, нижестоящих избирательных комиссий;
б) организует проверку достоверности представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений сведений об имуществе, о размере и об источниках их доходов, о денежных вкладах, ценных бумагах, об акциях и ином участии в капитале коммерческих организаций, об имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, в том числе переданном в доверительное управление;
в) контролирует соблюдение кандидатами, избирательными объединениями установленного порядка финансирования проведения предвыборной агитации, осуществления иных мероприятий, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания;
г) запрашивает и получает от кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию;
д) обращается в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, организации независимо от формы собственности и к гражданам по вопросам, отнесенным к ведению контрольно-ревизионной службы, а также запрашивает необходимые сведения и материалы, связанные с финансовым обеспечением выборов депутатов Законодательного Собрания. Ответы и материалы по обращениям контрольно-ревизионной службы представляются в 10-дневный срок, а за пять и менее дней до дня голосования и в день голосования - немедленно;
е) составляет документы о финансовых нарушениях при финансировании выборов депутатов Законодательного Собрания;
ж) ставит перед соответствующей избирательной комиссией вопросы о применении мер ответственности к кандидатам, избирательным объединениям, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания;
з) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок.
6. При осуществлении своих полномочий контрольно-ревизионная служба может использовать ГАС "Выборы".
РАЗДЕЛ IV ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ, КРАЕВЫХ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ
Глава 12. Участие избирательных объединений в выборах депутатов Законодательного Собрания
1. Избирательным объединением на выборах депутатов Законодательного Собрания является политическая партия, имеющая в соответствии с федеральными законами право участвовать в выборах, либо в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональное отделение, зарегистрированное и осуществляющее свою деятельность на территории Забайкальского края. Избирательные объединения участвуют в выборах, в том числе выдвигают кандидатов, краевые списки кандидатов на равных основаниях в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях") и настоящим Положением.
2. Федеральная регистрационная служба, ее соответствующее управление составляют по состоянию на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания список политических партий, их региональных отделений, зарегистрированных на территории Забайкальского края, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Положением принимать участие в выборах депутатов Законодательного Собрания в качестве избирательных объединений. Соответствующее управление Федеральной регистрационной службы не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов публикует указанный список в региональном государственном периодическом печатном издании и размещает его в сети "Интернет", а также в этот же срок направляет указанный список во временную избирательную комиссию.
3. Избирательное объединение одновременно с представлением во временную избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (пятимандатному) избирательным округам, и (или) краевого списка кандидатов, выдвинутого по единому краевому избирательному округу, представляет в эту избирательную комиссию сведения о своем наименовании. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии. Если полное наименование политической партии состоит не более чем из семи слов, в избирательных документах используется полное наименование политической партии. Если полное наименование политической партии состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование - не более чем из семи слов, в избирательных документах используется сокращенное наименование политической партии. Если и полное, и сокращенное наименования политической партии состоят более чем из семи слов, избирательное объединение согласует с временной избирательной комиссией краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, используемое в избирательных документах. Краткое наименование политической партии образуется с соблюдением требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "О политических партиях", только из слов, составляющих наименование политической партии, указанное в ее уставе.
4. Избирательное объединение одновременно с представлением для заверения списков (списка) кандидатов, указанных (указанного) в пункте 3 настоящей главы, вправе представить во временную избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в уставе соответствующей политической партии.
5. Изменение наименования и эмблемы избирательного объединения после их представления во временную избирательную комиссию не допускается.
6. Избирательное объединение назначает своих представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Положением представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с его участием в выборах депутатов Законодательного Собрания, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Уполномоченные представители избирательного объединения, в том числе по финансовым вопросам, назначаются решением соответственно съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии либо решением органа, уполномоченного на то соответственно решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии. В решении указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого уполномоченного представителя, а также объем его полномочий. В отношении уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам указывается также, что он имеет право подписи финансовых документов. Уполномоченный представитель избирательного объединения осуществляет свои функции на основании указанного решения, а уполномоченный представитель избирательного объединения по финансовым вопросам - также на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном федеральным законом порядке доверенности. В доверенности указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам и его полномочия, а также приводится оттиск печати для финансовых документов избирательного объединения.
7. Список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения представляется во временную избирательную комиссию по установленной ею форме. В списке указываются сведения об уполномоченных представителях избирательного объединения, предусмотренные пунктом 6 настоящей главы, номер телефона (при его наличии) каждого уполномоченного представителя, а для уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам - также сведения о том, что он является уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам. К списку прилагается письменное согласие каждого уполномоченного представителя избирательного объединения на осуществление соответствующей деятельности.
8. Уполномоченные представители избирательного объединения по финансовым вопросам в течение трех дней со дня поступления во временную избирательную комиссию решения и доверенности, которые предусмотрены пунктом 6 настоящей главы, подлежат регистрации при предъявлении ими паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
9. При назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательное объединение передает ему следующие полномочия:
а) открытие, закрытие специального избирательного счета;
б) распоряжение средствами избирательного фонда;
в) учет средств избирательного фонда;
г) контроль за поступлением средств в избирательный фонд и их расходованием;
д) право подписи на расчетных документах;
е) составление первого и итогового финансовых отчетов;
ж) иные полномочия (при необходимости).
10. Уполномоченные представители избирательных объединений, в том числе по финансовым вопросам, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
11. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения начинается со дня их назначения и прекращается в момент утраты своего статуса всеми кандидатами, включенными в состав краевого списка кандидатов, выдвинутого назначившим их избирательным объединением, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов Законодательного Собрания. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам истекает через 60 дней со дня голосования, а если в соответствии с федеральным законом и настоящим Положением ведется судебное разбирательство с участием соответствующего избирательного объединения - со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного решения. Избирательное объединение по решению уполномоченного на то органа избирательного объединения вправе в любое время прекратить полномочия назначенного им уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения во временную избирательную комиссию.
Глава 13. Общие условия выдвижения кандидатов
1. На выборах депутатов Законодательного Собрания кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно либо в составе краевого списка кандидатов по единому краевому избирательному округу в соответствии с настоящим Положением.
2. Непосредственное выдвижение кандидатов по одномандатным (пятимандатному) избирательным округам осуществляется путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
3. Выдвижение кандидатов в составе краевого списка кандидатов по единому краевому избирательному округу осуществляется избирательным объединением.
4. Выдвижение кандидатов по одномандатным (пятимандатному) избирательным округам и в составе краевого списка кандидатов по единому краевому избирательному округу осуществляется со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания.
5. Кандидат может быть выдвинут одним и тем же избирательным объединением одновременно по одномандатному (пятимандатному) избирательному округу и в составе краевого списка кандидатов.
6. Кандидат не может быть выдвинут более чем в одном одномандатном избирательном округе либо одновременно по одномандатному и пятимандатному избирательным округам.
7. Кандидат не может дать согласие на выдвижение двум или более инициаторам выдвижения.
8. Кандидат не может быть выдвинут одновременно в порядке самовыдвижения и в составе краевого списка кандидатов.
Глава 14. Самовыдвижение кандидатов
1. Соответствующая окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Положением, после поступления в комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному (пятимандатному) избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания. В заявлении также указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата. Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование