правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2. Корпорация может признавать не действующими на территории Российской Федерации акты Министерства среднего машиностроения СССР, Министерства атомной энергетики и промышленности СССР, Государственного комитета СССР по использованию атомной энергии, а также признавать утратившими силу акты Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Федерального агентства по атомной энергии.
3. Корпорация вправе вносить в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
4. Нормативные правовые акты Корпорации в установленной сфере деятельности издаются в форме приказов, положений и инструкций, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц.
5. Нормативные правовые акты Корпорации подлежат регистрации и опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
6. Нормативные правовые акты Корпорации могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. (В редакции федеральных законов от 19.07.2009 № 205-ФЗ; от 04.06.2014 № 143-ФЗ)
Статья 81. Полномочия Корпорации по осуществлению прав собственника имущества подведомственных предприятий
1. Корпорация осуществляет в отношении подведомственных предприятий следующие полномочия по осуществлению прав собственника имущества:
1) утверждает уставы подведомственных предприятий, вносит в них изменения, формирует уставные фонды указанных предприятий;
2) на основании решений Президента Российской Федерации реорганизует (за исключением реорганизации в форме преобразования в хозяйственные общества) и ликвидирует подведомственные предприятия, входящие в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года № 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ", и в перечень организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, находящихся в ведении Федерального агентства по атомной энергии, приватизация которых запрещена, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года № 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации";
3) принимает решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования в хозяйственные общества) и ликвидации подведомственных предприятий, в соответствии с этими решениями и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти реорганизует и ликвидирует указанные предприятия, за исключением предприятий, входящих в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года № 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ", и в перечень организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, находящихся в ведении Федерального агентства по атомной энергии, приватизация которых запрещена, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года № 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации";
4) закрепляет федеральное имущество в хозяйственном ведении за подведомственными предприятиями; (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 525-ФЗ)
5) принимает решения о перераспределении федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными предприятиями, между этими предприятиями или между этими предприятиями и подведомственным учреждением; (В редакции Федерального закона от 28.06.2022 № 184-ФЗ)
6) назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных предприятий, заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с ними в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
7) согласовывает прием на работу и увольнение с работы главных бухгалтеров подведомственных предприятий, заключение, изменение и прекращение трудовых договоров с ними, а также согласовывает ведение бухгалтерского учета иными должностными лицами;
8) принимает решения по принципиальным вопросам деятельности подведомственных предприятий, в том числе согласовывает назначение главных конструкторов подведомственных предприятий;
9) утверждает годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий;
10) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий;
11) осуществляет контроль за использованием по назначению имущества, принадлежащего подведомственным предприятиям, и за его сохранностью;
12) утверждает стратегию деятельности и показатели экономической эффективности деятельности подведомственных предприятий и контролирует их выполнение;
13) дает подведомственным предприятиям задания, обязательные для исполнения;
14) принимает решения о проведении аудиторских проверок;
15) утверждает отобранную на конкурсной основе аудиторскую организацию и определяет размер ее вознаграждения;
16) дает согласие на совершение крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или превышает иной предел, определенный Корпорацией;
17) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, на совершение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя подведомственного предприятия, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставами подведомственных предприятий, - на совершение других сделок;
18) дает согласие на участие подведомственных предприятий в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций, а также в иных коммерческих и некоммерческих организациях;
19) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств подведомственных предприятий;
20) согласовывает осуществление заимствований подведомственными предприятиями;
21) принимает решение об увеличении или уменьшении размера уставного фонда подведомственного предприятия;
22) определяет порядок направления части прибыли подведомственных предприятий, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, в доход Корпорации;
23) принимает решение о направлении части прибыли подведомственных предприятий, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, в доход Корпорации;
24) утверждает структуру федеральных ядерных организаций и предельную численность их работников;
25) согласовывает прием на работу и увольнение с работы научных руководителей, главных инженеров, главных технологов федеральных ядерных организаций, заключение, изменение и прекращение трудовых договоров с ними;
26) организует оценку федерального имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.12.2018 № 525-ФЗ)
2. Корпорация вправе обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок с имуществом подведомственного предприятия, на совершение которых требуется получение согласия Корпорации, в случае, если такие сделки не были согласованы с Корпорацией.
3. Корпорация вправе истребовать имущество подведомственного предприятия, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, из чужого незаконного владения.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 02.07.2013 № 188-ФЗ)
Статья 9. Полномочия и функции Корпорации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации, доступ к которой ограничен федеральными законами
Корпорация для достижения целей, установленных настоящим Федеральным законом:
1) организует и осуществляет в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в своих структурных подразделениях и организациях Корпорации защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, а также работу в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;
2) осуществляет функции федерального органа исполнительной власти в области защиты государственной тайны, а также полномочия по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации;
3) разрабатывает в соответствии с законодательством Российской Федерации перечень сведений, подлежащих засекречиванию;
4) обеспечивает в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;
5) вносит в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы защиты сведений, составляющих государственную тайну.
Статья 10. Полномочия и функции Корпорации по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии
Корпорация осуществляет следующие полномочия и функции по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии:
1) участвует в разработке обязательных для применения и выполнения федеральных норм и правил, устанавливающих требования к безопасному использованию атомной энергии, и согласовывает их в установленном порядке;
2) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся установления порядка организации сбора, хранения и захоронения радиоактивных отходов;
3) разрабатывает и проводит мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий при транспортировании (перевозке) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, а также представляет в Правительство Российской Федерации предложения по финансовому обеспечению этих мероприятий;
4) выдает сертификаты-разрешения на транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, на использование определенной конструкции транспортного упаковочного комплекта радиоактивного вещества особого вида, за исключением ядерных материалов, переданных в составе изделий Министерству обороны Российской Федерации;
5) организует и осуществляет государственный контроль за обеспечением безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, за исключением ядерных материалов, переданных в составе изделий Министерству обороны Российской Федерации;
6) осуществляет государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также обеспечивает проведение работ, связанных с функционированием, методическим обеспечением и совершенствованием системы государственного учета и контроля в этой сфере;
7) осуществляет государственный контроль за радиационной обстановкой в районах размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, принадлежащих учреждениям Корпорации, акционерным обществам Корпорации и их дочерним обществам, а также подведомственным предприятиям;
8) осуществляет государственный контроль за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, включая ядерные аварии и радиационные аварийные ситуации, в учреждениях Корпорации, в акционерных обществах Корпорации и в их дочерних обществах, а также на подведомственных предприятиях;
9) представляет интересы Российской Федерации в международных организациях по вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности при транспортировании (перевозке) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них;
10) осуществляет функции координатора работ по разработке и реализации специальных экологических программ, включая региональные программы, единых проектов ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов. Финансирование специальных экологических программ осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
11) осуществляет регистрацию подведомственных опасных производственных объектов и ведение ведомственного (отраслевого) раздела государственного реестра опасных производственных объектов; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.11.2011 № 347-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
12) осуществляет работы по стандартизации в области использования атомной энергии; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.11.2011 № 347-ФЗ)
13) осуществляет работы по обеспечению единства измерений в области использования атомной энергии; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.11.2011 № 347-ФЗ)
14) организует в установленном Корпорацией порядке проведение экспертизы документов, необходимых для получения лицензии на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Данная экспертиза является услугой, оказываемой за счет средств соответствующего юридического лица; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.03.2016 № 74-ФЗ)
15) организует в установленном Корпорацией порядке при принятии решения о выдаче сертификата-разрешения на транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, на использование определенной конструкции транспортного упаковочного комплекта радиоактивного вещества особого вида проведение экспертизы документов, являющейся услугой, оказываемой за счет средств соответствующего юридического лица. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.03.2016 № 74-ФЗ)
Статья 101. Полномочия и функции Корпорации в области обращения с отходами I и II классов опасности
Корпорация для достижения целей, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет следующие полномочия и функции в области обращения с отходами I и II классов опасности:
1) разрабатывает и направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти предложения по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обращения с отходами I и II классов опасности;
2) осуществляет подготовку предложения по определению федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, согласование этого предложения с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и направление его в Правительство Российской Федерации;
3) создает государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;
4) разрабатывает и утверждает инвестиционную программу федерального оператора. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.07.2021 № 356-ФЗ)
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ)
Статья 102. Полномочия и функции Корпорации в области обеспечения технологической независимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации
Корпорация для достижения целей, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет следующие полномочия и функции в области обеспечения технологической независимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации:
1) разрабатывает предложения по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения технологической независимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, представляет указанные предложения в Правительство Российской Федерации;
2) осуществляет координацию и мониторинг деятельности учреждений Корпорации, акционерных обществ Корпорации и их дочерних обществ, а также подведомственных предприятий и подведомственного учреждения по обеспечению технологической независимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и в области информационных технологий;
3) организует проведение фундаментальных исследований, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ;
4) организует деятельность, в том числе в части нормативно-правового регулирования, по обеспечению технологической независимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации в отношении учреждений Корпорации, акционерных обществ Корпорации и их дочерних обществ, а также подведомственных предприятий и подведомственного учреждения и в области информационных технологий в рамках определенных федеральными законами полномочий;
5) осуществляет иные функции и полномочия, установленные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 08.07.2024 № 170-ФЗ)
Статья 11. Полномочия и функции Корпорации в области гражданской обороны и защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях
1. Корпорация в установленной сфере деятельности во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет следующие полномочия в области гражданской обороны и защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях:
1) разрабатывает и проводит организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования в чрезвычайных ситуациях осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии учреждений Корпорации, акционерных обществ Корпорации и их дочерних обществ, а также подведомственных предприятий;
2) в установленном порядке разрабатывает и утверждает обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам гражданской обороны на объектах использования атомной энергии;
3) в установленном порядке разрабатывает и реализует в организациях Корпорации планы гражданской обороны, организует проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;
4) осуществляет меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
5) создает и поддерживает в организациях Корпорации в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
6) создает и содержит в организациях Корпорации в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
2. Корпорация осуществляет взаимодействие с Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органам