>Статья 2
Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1178; 2005, № 1, ст. 4; 2006, № 17, ст. 1783; № 41, ст. 4848) следующие изменения:
1) в абзаце первом статьи 2 слова "(даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики)" исключить;
2) статью 3 признать утратившей силу;
3) в статье 4:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"Статья 4. В целях обеспечения государственного контроля за реализацией мероприятий по реформированию электроэнергетики со дня вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" и до 1 июля 2008 года вводится переходный период реформирования электроэнергетики. В течение переходного периода решения органов управления Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", касающиеся его реорганизации (в том числе решения о реорганизации общества и ее форме, порядке распределения акций реорганизуемого общества, формировании имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации), принимаются простым большинством голосов участников голосования.";
б) дополнить частями восьмой - десятой следующего содержания:
"За деятельностью территориальных сетевых организаций, создаваемых в процессе реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и являющихся субъектами естественных монополий, устанавливается контроль Российской Федерации (в том числе посредством формирования контролируемых Российской Федерацией холдинговых компаний).
До 1 января 2011 года не допускается уменьшение контроля Российской Федерации за деятельностью указанных территориальных сетевых организаций с последующим уменьшением такого контроля в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения контроля Российской Федерации за деятельностью указанных территориальных сетевых организаций в период до 1 января 2011 года решения их органов управления, касающиеся реорганизации указанных территориальных сетевых организаций (в том числе решения об их реорганизации, об утверждении документов, связанных с проведением такой реорганизации), принимаются простым большинством голосов участников голосования.";
4) статью 6 изложить в следующей редакции:
"Статья 6. В целях обеспечения последовательного и постепенного реформирования оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности до 1 января 2011 года к полномочиям Правительства Российской Федерации относятся:
установление предельного объема электрической энергии и мощности, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии (мощности). До 1 января 2011 года продажа такого объема электрической энергии (мощности) должна быть доведена до 100 процентов электрической энергии и мощности всем категориям потребителей электрической энергии, за исключением объема электрической энергии (мощности), потребляемого населением по договорам энергоснабжения и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения;
определение перечня зон оптового рынка (далее - ценовые зоны оптового рынка), совпадающих с территориями одного или нескольких субъектов Российской Федерации, в границах которых всем субъектам электроэнергетики предоставляется право осуществления деятельности по купле-продаже электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам.
В течение указанного в настоящей статье переходного периода реформирования электроэнергетики:
в отношении остального объема электрической энергии сохраняется государственное регулирование цен (тарифов);
оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые в том числе устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топливо). Правила переходного периода утверждаются Правительством Российской Федерации;
(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
Правительство Российской Федерации определяет условия долгосрочных договоров поставок электрической энергии гарантирующим поставщикам электрической энергии с учетом следующих требований:
о продаже гарантирующим поставщикам в необходимом объеме электрической энергии по указанным договорам для обеспечения потребления электрической энергии населением и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения;
о продаже электрической энергии одному или нескольким гарантирующим поставщикам электрической энергии в объеме до 35 процентов электрической энергии, производимой каждым производителем. Указанный объем определяется с учетом долей генерирующих компаний в фактическом балансе производства электрической энергии за предшествующий дате заключения такого договора год;
об определении начальной цены на электрическую энергию, поставляемую по указанным договорам, в размере не ниже тарифа, установленного для генерирующей компании на момент заключения такого договора органом государственного регулирования цен (тарифов);
о зависимости уровня цены на электрическую энергию, поставляемую по указанным договорам, от уровня средней цены на электрическую энергию на оптовом рынке с ежегодным уменьшением разницы между указанными ценами.
Утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
В целях обеспечения реализации указанных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
Требования настоящей статьи не распространяются на:
хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств;
хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике исключительно для удовлетворения собственных производственных нужд;
территориальные сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии;
эксплуатирующие организации, которые осуществляют деятельность на основании лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии и частью имущества которых являются объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие безопасный режим работы атомных электростанций;
хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанные в настоящей статье виды деятельности с использованием принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд при условии соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов и при условии направления ими уведомления об использовании указанных объектов электроэнергетики в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Деятельность индивидуальных предпринимателей - хозяйствующих субъектов в случае, если они не обеспечили выполнение установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, прекращается в судебном порядке. Обращение в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей - хозяйствующих субъектов осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае принудительной реорганизации акционерных обществ предусматривается распределение акций создаваемых при такой реорганизации акционерных обществ среди акционеров реорганизуемых обществ пропорционально их доле в уставных капиталах реорганизуемых обществ.
Цены на продукцию (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, которые на день вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" совмещают указанные виды деятельности, подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Правительство Российской Федерации может устанавливать в соответствии с федеральными законами иные особенности деятельности хозяйствующих субъектов, не обеспечивших выполнения установленных настоящей статьей требований.
Контроль за выполнением хозяйствующими субъектами требований настоящей статьи, в том числе контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
5) часть первую статьи 7 изложить в следующей редакции:
"Статья 7. С даты окончания указанного в статье 6 настоящего Федерального закона переходного периода реформирования электроэнергетики организации (за исключением гарантирующих поставщиков электрической энергии и организаций, в отношении которых Федеральным законом "Об электроэнергетике" предусмотрен запрет на участие в отношениях, связанных с обращением электрической энергии), осуществляющие деятельность в качестве энергосбытовых организаций, продают электрическую энергию потребителям по свободным ценам.";
6) в статье 8:
а) часть вторую изложить в следующей редакции:
"Участие Российской Федерации в уставном капитале организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в размере не менее чем 52 процента обеспечивается не позднее даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики. Участие Российской Федерации в уставном капитале системного оператора в размере не менее чем 100 процентов обеспечивается не позднее даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики.";
б) часть третью дополнить словами "(за исключением отчуждения этих акций в пользу Российской Федерации и передачи в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, социального и коммунально-бытового назначения, инженерной инфраструктуры)";
7) в статье 11:
а) в абзацах первом - четвертом части первой слова "администратора торговой системы оптового" заменить словом "совета";
б) в части второй:
в абзаце первом слова "администратора торговой системы оптового" заменить словом "совета";
абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:
"восемь представителей, уполномоченных Правительством Российской Федерации и назначаемых из числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти и экспертов в области электроэнергетики;
четыре представителя продавцов электрической энергии;";
дополнить абзацами следующего содержания:
"четыре представителя покупателей электрической энергии;
четыре представителя организаций коммерческой и технологической инфраструктур.";
в) дополнить частью третьей следующего содержания:
"Количество представителей организаций коммерческой и технологической инфраструктур является равным.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 16, ст. 1316; 1999, № 7, ст. 880; 2003, № 2, ст. 158; № 13, ст. 1178, 1180; № 28, ст. 2894; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 37; № 49, ст. 5125; № 52, ст. 5597; 2006, № 1, ст. 10) следующие изменения:
1) абзац пятый статьи 1 изложить в следующей редакции:
"федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) - сфера обращения электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъектов оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка;";
2) в статье 2:
а) дополнить новой частью шестой следующего содержания:
"Превышение указанных предельных уровней допускается в порядке, установленном статьей 6 настоящего Федерального закона.";
б) части шестую - одиннадцатую считать соответственно частями седьмой - двенадцатой;
3) статью 4 дополнить частями второй - четвертой следующего содержания:
"Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) при условии ведения в целях такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных видах деятельности активов и использованного для их создания инвестированного капитала.
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам регулируемых организаций, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.
В целях государственного регулирования тарифов могут применяться долгосрочные параметры такого регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов.";
4) статью 5 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов
В области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов:
утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;
устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке;
утверждает правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию;
определяет порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере электроэнергетики и (или) цен (тарифов) на отдельные виды товаров (услуг), которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определяемым федеральными законами;
определяет порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, а также размер и порядок уплаты сбора, уплачиваемого при обращении для рассмотрения указанных разногласий;
утверждает для целей регулирования правила определения стоимости активов и инвестированного капитала с использованием методов сравнения аналогов, правил ведения их раздельного учета, применяемых в деятельности, регулируемой с использованием нормы доходности инвестированного капитала;
устанавливает порядок определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям;
устанавливает критерии определения производителей электрической энергии, имеющих право на ее продажу по нерегулируемым ценам;
разрабатывает и утверждает единую систему классификации и раздельного учета затрат по видам деятельности энергоснабжающих организаций, а также систему отчетности, представляемую в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов;
определяет предельный объем и порядок продажи по нерегулируемым ценам электрической энергии (мощности) на оптовом рынке;
формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации с учетом прогнозного топливного баланса, тенденций к развитию энергетики для нужд жилищно-коммунального хозяйства, особенностей завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками ее завоза и иных факторов;
осуществляет контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
утверждает инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
осуществляет контроль за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
определяет перечень услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, устанавливает размер абонентной платы за указанные услуги и определяет порядок их оплаты;
устанавливает цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности;
устанавливает плату за технологическое прис