ме заявлений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания, а также в части приема документов, необходимых для регистрации иностранных граждан по месту жительства или для их постановки на учет по месту пребывания в соответствии со статьями 17 и 22 настоящего Федерального закона (далее - содействие в приеме заявлений о регистрации, уведомлений о прибытии, а также в приеме необходимых документов). (Дополнение частью - Федеральный закон от 25.12.2023 № 648-ФЗ)
7. Порядок оказания содействия в приеме заявлений о регистрации, уведомлений о прибытии, а также в приеме необходимых документов подведомственным предприятием территориальным органам федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе сроки передачи подведомственным предприятием указанных заявлений, уведомлений и документов в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, порядок осуществления контроля за соблюдением подведомственным предприятием требований к оказанию такого содействия, а также требования к информационному взаимодействию подведомственного предприятия и территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляемому с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (Дополнение частью - Федеральный закон от 25.12.2023 № 648-ФЗ)
8. На территории города федерального значения Москвы:
1) содействие территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в приеме заявлений о регистрации, уведомлений о прибытии, а также в приеме необходимых документов может оказывать уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация (далее - уполномоченная организация);
2) порядок оказания содействия в приеме заявлений о регистрации, уведомлений о прибытии, а также в приеме необходимых документов уполномоченной организацией территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе сроки передачи уполномоченной организацией указанных заявлений, уведомлений и документов в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, порядок осуществления контроля за соблюдением уполномоченной организацией требований к оказанию такого содействия, требования к информационному взаимодействию уполномоченной организации и территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;
3) привлечение уполномоченной организации к оказанию содействия территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в приеме заявлений о регистрации, уведомлений о прибытии, а также в приеме необходимых документов осуществляется по мотивированному предложению высшего должностного лица города федерального значения Москвы на основании соответствующего решения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и соглашения о взаимодействии федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и данного субъекта Российской Федерации.
(Дополнение частью - Федеральный закон от 25.12.2023 № 648-ФЗ)
9. Содействие территориальным органам федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в приеме заявлений о регистрации, уведомлений о прибытии, а также в приеме необходимых документов оказывается подведомственным предприятием и уполномоченной организацией без привлечения средств федерального бюджета. В рамках оказания такого содействия взаимодействие принимающей стороны, иностранных граждан (их законных представителей) и подведомственного предприятия, уполномоченной организации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. (Дополнение частью - Федеральный закон от 25.12.2023 № 648-ФЗ)
10. Подведомственное предприятие и уполномоченная организация по желанию заявителей оформляют заявления о регистрации иностранных граждан по месту жительства, уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания, а также документы, которые необходимы для регистрации иностранных граждан по месту жительства или для их постановки на учет по месту пребывания в соответствии со статьями 17 и 22 настоящего Федерального закона и в приеме которых подведомственное предприятие и уполномоченная организация оказывают содействие территориальным органам федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом. (Дополнение частью - Федеральный закон от 25.12.2023 № 648-ФЗ)
11. Контроль за оказанием подведомственным предприятием и уполномоченной организацией содействия в приеме заявлений о регистрации, уведомлений о прибытии, а также в приеме необходимых документов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами в форме проверок на предмет соответствия требованиям к оказанию такого содействия, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (Дополнение частью - Федеральный закон от 25.12.2023 № 648-ФЗ)
12. Решения и (или) действия (бездействие) работников подведомственного предприятия и уполномоченной организации, оказывающих содействие в приеме заявлений о регистрации, уведомлений о прибытии, а также в приеме необходимых документов, могут быть обжалованы в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и (или) его территориальные органы либо в суд. (Дополнение частью - Федеральный закон от 25.12.2023 № 648-ФЗ)
Статья 9. Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета
1. При осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине:
1) вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии - биометрические данные, содержащиеся в указанном документе);
2) вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
3) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);
4) дата и место рождения;
5) пол;
6) гражданство (подданство);
7) цель въезда в Российскую Федерацию;
8) профессия;
9) заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации;
10) дата регистрации по последнему месту жительства и его адрес, даты регистрации и снятия с регистрации по предыдущим местам жительства и их адреса;
11) дата постановки на учет по последнему месту пребывания и его адрес, даты постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания и их адреса;
12) сведения о законных представителях (о родителях, об усыновителях, об опекунах, о попечителях);
13) сведения о депортации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о реадмиссии (применялись или нет, если применялись, то когда и кем); (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 400-ФЗ)
14) сведения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (принималось или нет, если принималось, то когда и кем);
15) сведения о привлечении в Российской Федерации к уголовной или административной ответственности либо к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
16) дата и место смерти в Российской Федерации либо дата вступления в законную силу решения суда о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, наименование и место нахождения указанного суда;
17) основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета.
2. В случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Государственная информационная система миграционного учета
1. Органы миграционного учета на основе получаемых сведений об иностранном гражданине, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона, формируют государственную информационную систему миграционного учета.
2. Сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета, относятся к информации ограниченного доступа. Порядок и срок хранения и порядок защиты сведений, фиксируемых при миграционном учете и содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, устанавливаются Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 200-ФЗ)
21. Сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета, в объеме, предусмотренном пунктами 3, 4, 6, 10 (в части сведений о дате регистрации по месту жительства) и 11 (в части сведений о дате постановки на учет по месту пребывания) части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, предоставляются собственнику жилого помещения в отношении иностранных граждан, зарегистрированных по месту жительства или поставленных на учет по месту пребывания в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, без согласия указанных иностранных граждан. (Дополнение частью - Федеральный закон от 14.07.2022 № 304-ФЗ)
3. Взаимодействие органов миграционного учета с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях эффективного использования и защиты содержащихся в информационных системах (в том числе в государственной информационной системе миграционного учета) сведений об иностранных гражданах, предоставления сведений для предоставления государственных или муниципальных услуг осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 01.07.2011 № 169-ФЗ; от 11.07.2011 № 200-ФЗ)
4. Порядок обеспечения функционирования государственной информационной системы миграционного учета, внесения изменений в содержащиеся в ней сведения, доступа к указанным сведениям и их предоставления устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава 2. Органы миграционного учета и их полномочия.Полномочия в области миграционного учета иных органов
Статья 11. Органы, уполномоченные в области миграционного учета
Миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Полномочия органов миграционного учета
1. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет следующие полномочия: (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)
1) миграционный учет, контроль за соблюдением иностранными гражданами, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета;
2) координация деятельности в области миграционного учета иных федеральных органов исполнительной власти;
3) обеспечение функционирования государственной информационной системы миграционного учета, своевременного внесения в нее необходимых сведений в полном объеме, предоставление информации органам и подведомственным государственным органам и органам местного самоуправления организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ)
4) представление в установленном порядке предложений по совершенствованию форм государственного статистического наблюдения в сфере миграции.
2. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет следующие полномочия: (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)
1) регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания;
2) проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство, либо в разрешении на временное проживание лица без гражданства, либо в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, в котором проставлена отметка о разрешении на временное проживание или отметка о разрешении на временное проживание в целях получения образования; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 357-ФЗ)
3) обращение в установленном порядке в суд с заявлением об отмене регистрации иностранного гражданина по месту жительства;
4) направление в органы государственной статистики в соответствии с утвержденными формами государственного статистического наблюдения информации о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также информации о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания;
5) направление в территориальные налоговые органы информации о регистрации иностранного гражданина по месту жительства, а также о постановке на учет (снятии с учета) иностранного работника по месту пребывания; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ)
6) внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания;
7) контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Статья 13. Органы, уполномоченные на осуществление учета иностранных граждан по месту пребывания
1. Учет иностранных граждан по месту пребывания помимо органов миграционного учета осуществляют:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (далее - федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел), в отношении иностранных граждан: (В редакции Федерального закона от 08.06.2020 № 182-ФЗ)
а) глав дипломатических представительств и глав консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также следующих с указанными должностными лицами членов их семей и гостей указанных должностных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях указанных должностных лиц либо на территориях таких представительств или учреждений;
б) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и имеющих дипломатические или служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и следующих с указанными должностными лицами членов их семей;
в) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и пользующихся в соответствии с международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностных лиц международных организаций, должностных лиц представительств указанных организаций в Российской Федерации, должностных лиц международных организаций, которые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях указанных лиц либо на территориях таких представительств;
2) иные органы, перечень и полномочия которых в области миграционного учета устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
2. Информация об учете иностранных граждан по месту пребывания должна незамедлительно и на безвозмездной основе направляться органами, указанными в части 1 настоящей статьи, в органы миграционного учета.
3. Порядок осуществления учета по месту пребывания иностранных граждан, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.06.2020 № 182-ФЗ)
4. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.06.2020 № 182-ФЗ)
5. Форма уведомления об убытии иностранного гражданина, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, порядок его направления в орган миграционного учета, а также сроки хранения указанного уведомления в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.06.2020 № 182-ФЗ)
Глава 3. Регистрация иностранных граждан по местужительства
Статья 14. Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства
1. Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
2. При наличии у постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина двух и более жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, он обязан заявить одно из них как свое место жительства и зарегистрироваться по адресу указанного помещения в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом. В этом случае регистрация указанного иностранного гражданина по месту жительства производится с фиксацией сведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 199-ФЗ)
Статья 15. Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства
1. Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
2. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство, либо в разрешении на временное проживание лица без гражданства, либо в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемом Российской Федерацией в этом качестве, в котором проставлена отметка о разрешении на временное проживание или отметка о разрешении на временное проживание в целях получения образования, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационно