документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, или в случае внесения в документы территориального планирования изменений в части размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения такие программы и решения подлежат приведению в соответствие с документами территориального планирования в двухмесячный срок соответственно с даты их утверждения, даты внесения в них изменений. (В редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 89-ФЗ)
7. В случае, если программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса принимаются после утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, в указанные документы территориального планирования в пятимесячный срок с даты утверждения таких программ и принятия таких решений вносятся соответствующие изменения.
(Статья в редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
Статья 27. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
(Наименование в редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
1. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования может осуществляться в целях обеспечения устойчивого развития территорий путем комплексного решения вопросов территориального планирования в следующих случаях:
1) планирование размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территориях поселения, муниципального округа, городского округа, межселенной территории муниципального района, территориях нескольких муниципальных образований; (В редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 240-ФЗ)
2) планирование размещения объектов местного значения муниципального района, предусмотренных документами территориального планирования муниципального района, на территории поселения, входящего в состав такого муниципального района;
3) планирование размещения объектов регионального значения, объектов местного значения на территориях других субъектов Российской Федерации или других муниципальных образований;
4) установление ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зон охраны объектов культурного наследия федерального или регионального значения.
(Часть в редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
2. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования может осуществляться:
1) федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
11) федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
2) исполнительными органами субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
3) исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
4) органами местного самоуправления муниципальных образований.
3. С инициативой о совместной подготовке проектов документов территориального планирования вправе выступать:
1) федеральные органы исполнительной власти;
2) высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
3) органы местного самоуправления.
4. Предложения о совместной подготовке проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования должны содержать положения об организации скоординированных работ, связанных с подготовкой проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования в части их содержания, объема и сроков финансирования. (В редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
5. В целях совместной подготовки проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования в соответствии с частью 2 настоящей статьи федеральные органы исполнительной власти, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, получившие указанные в части 4 настоящей статьи предложения, в течение тридцати дней со дня их поступления должны направить ответ о даче согласия на совместную подготовку проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования либо о необходимости уточнения предусмотренных частью 4 настоящей статьи положений об организации скоординированных работ. (В редакции федеральных законов от 20.03.2011 № 41-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
6. Отказ от совместной подготовки документов территориального планирования в установленных частью 1 настоящей статьи случаях не допускается. (В редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
7. В случае получения ответа о даче согласия на совместную подготовку проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования на основании совместного решения сторон создается комиссия по совместной подготовке проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования (далее - комиссия по совместной подготовке проектов). (В редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
8. Комиссия по совместной подготовке проектов создается на условиях равного представительства сторон.
9. Комиссия по совместной подготовке проектов обеспечивает соблюдение интересов указанных в части 5 настоящей статьи органов и координацию их деятельности при подготовке проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования. (В редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
10. Совместная подготовка проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования должна осуществляться с учетом требований, предусмотренных статьями 11, 15, 20 и 24 настоящего Кодекса. (В редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
11. В случае, если при совместной подготовке проекта документа территориального планирования предложения о размещении объектов регионального или местного значения на территории другого субъекта Российской Федерации или территории другого муниципального образования не согласованы, вопрос о размещении таких объектов решается в судебном порядке. (В редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
12. Документ территориального планирования, совместная подготовка которого осуществлялась в соответствии с настоящей статьей, утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной статьями 11, 15, 20 и 24 настоящего Кодекса.
13. Порядок совместной подготовки проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования, состав, порядок создания и деятельности комиссии по совместной подготовке проектов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
Статья 28. Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов
(Наименование в редакции федеральных законов от 29.12.2017 № 455-ФЗ, от 13.06.2023 № 240-ФЗ)
1. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 29.12.2017 № 455-ФЗ)
2. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 29.12.2017 № 455-ФЗ)
3. Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы муниципальных округов, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных частями 31 и 32 настоящей статьи. (В редакции федеральных законов от 20.03.2011 № 41-ФЗ, от 29.12.2017 № 455-ФЗ, от 30.12.2020 № 494-ФЗ, от 14.07.2022 № 350-ФЗ, от 13.06.2023 № 240-ФЗ)
31. В случае подготовки изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа в связи с принятием решения о комплексном развитии территории общественные обсуждения или публичные слушания могут проводиться в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории. (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 240-ФЗ)
32. В случае подготовки изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа применительно к территории одного или нескольких населенных пунктов, их частей общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в границах территории, в отношении которой принято решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений. (Дополнение частью - Федеральный закон от 14.07.2022 № 350-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 29.12.2022 № 612-ФЗ, от 13.06.2023 № 240-ФЗ)
4. При проведении общественных обсуждений или публичных слушаний в целях обеспечения участников общественных обсуждений или публичных слушаний равными возможностями для участия в общественных обсуждениях или публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ)
5. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 29.12.2017 № 455-ФЗ)
6. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 29.12.2017 № 455-ФЗ)
7. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 29.12.2017 № 455-ФЗ)
8. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать один месяц. (В редакции федеральных законов от 29.12.2017 № 455-ФЗ, от 29.12.2022 № 612-ФЗ)
81. (Дополнение частью - Федеральный закон от 31.07.2020 № 264-ФЗ) (Утратила силу - Федеральный закон от 29.12.2022 № 612-ФЗ)
9. Глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение: (В редакции федеральных законов от 25.12.2008 № 281-ФЗ; от 29.12.2017 № 455-ФЗ)
1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;
2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.
Статья 281. Единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа
(Наименование в редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 240-ФЗ)
1. Единым документом территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа (далее также - единый документ) признается соответственно генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, в том числе подготовленные применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, частям населенного пункта, которые наряду с положением о территориальном планировании и картами, подлежащими включению в генеральный план в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса, содержат карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядок применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов и внесения в них изменений, включающий в себя положения, предусмотренные частью 3 статьи 30 настоящего Кодекса. (В редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 240-ФЗ)
11. Единый документ может быть подготовлен и утвержден в соответствии с предусмотренными настоящей статьей требованиями применительно к территориям двух и более поселений, и (или) муниципальных округов, городских округов, и (или) отдельных населенных пунктов, входящих в их состав. (Дополнение частью - Федеральный закон от 04.08.2023 № 438-ФЗ)
2. Обязательным приложением к единому документу являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав соответственно поселения, муниципального округа, городского округа, подготавливаемые в соответствии с частью 51 статьи 23 настоящего Кодекса. (В редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 240-ФЗ)
3. Обязательным приложением к единому документу являются сведения о границах территориальных зон, подготавливаемые в соответствии с частью 61 статьи 30 настоящего Кодекса.
4. Подготовка и утверждение единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа, внесение в него изменений осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, и особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Состав материалов по обоснованию единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа устанавливается Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 240-ФЗ)
5. Решение о подготовке единого документа, решение о подготовке изменений в единый документ принимаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. Нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что решение о подготовке единого документа, решение о подготовке изменений в единый документ принимаются главой местной администрации поселения, муниципального округа, городского округа. (В редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 240-ФЗ)
6. Подготовка единого документа обеспечивается местной администрацией.
7. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта единого документа утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта единого документа, которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту единого документа, изменений в единый документ при их проведении. Указанная комиссия осуществляет иные функции комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, предусмотренные настоящим Кодексом, применительно к территории, в отношении которой подготовлен и (или) утвержден единый документ.
8. По проекту единого документа проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 51 и 28 настоящего Кодекса.
9. В случае внесения в единый документ изменений, предусматривающих изменение карт градостроительного зонирования, градостроительных регламентов в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядка применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов, включающего в себя положения, предусмотренные частью 3 статьи 30 настоящего Кодекса:
1) особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана муниципального округа, проекта генерального плана городского округа, предусмотренные статьей 25 настоящего Кодекса, не применяются; (В редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 240-ФЗ)
2) общественные обсуждения или публичные слушания по проектам документов о внесении изменений в единый документ проводятся в границах населенного пункта, в отношении которого подготовлены такие изменения, а в случае подготовки изменений в отношении территории за границами населенного пункта - в границах ближайшего населенного пункта с участием правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с этим населенным пунктом, и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 51 настоящего Кодекса.
10. Единый документ, изменения в единый документ утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией. Единый документ, предусмотренный частью 11 настоящей статьи, утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 13.06.2023 № 240-ФЗ, от 04.08.2023 № 438-ФЗ)
11. В случае, если законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено утверждение единого документа, изменений в единый документ местной администрацией, глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту единого документа принимает решение:
1) об утверждении единого документа, изменений в единый документ;
2) об отклонении проекта единого документа, изменений в единый документ и о направлении проекта единого документа, изменений в единый документ на доработку.
12. Внесение изменений в единый документ осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в случае, если для внесения таких изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки не требуется проведение общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. (В редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 240-ФЗ)
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 19.12.2022 № 541-ФЗ)
Статья 29.
(Статья утратила силу - Федеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
Глава 31. Нормативы градостроительного проектирования
(Дополнение главой - Федеральный закон от 05.05.2014 № 131-ФЗ)
Статья 291. Нормативы градостроительного проектирования
1. Нормативы градостроительного проектирования подразделяются на:
1) региональные нормативы градостроительного проектирования;
2) местные нормативы градостроительного проектирования, которые включают в себя:
а) нормативы градостроительного пр