ание накоплений для жилищного обеспечения относятся расходы, которые непосредственно связаны с доверительным управлением переданными управляющим компаниям средствами, а также расходы на оплату услуг специализированного депозитария, оказываемых им уполномоченному федеральному органу и управляющим компаниям, оплату услуг аудиторов в соответствии с положениями статьи 29 настоящего Федерального закона, оплату услуг страховщиков по договорам страхования ответственности в соответствии с положениями статьи 31 настоящего Федерального закона и оплату услуг других участников отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения.
6. Накопления для жилищного обеспечения не могут быть использованы на содержание уполномоченного федерального органа.
7. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 28.06.2011 № 168-ФЗ)
8. При отражении суммы накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников указанная сумма корректируется с учетом расходов, указанных в части 1 настоящей статьи.
Статья 29. Требования к аудиту юридических лиц, участвующих в накопительно-ипотечной системе
1. Финансовая (бухгалтерская) отчетность по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения управляющих компаний, а также финансирование целевого использования накоплений для жилищного обеспечения подлежит обязательному аудиту.
2. Финансовая (бухгалтерская) отчетность специализированного депозитария при осуществлении им функции контроля за соответствием деятельности по распоряжению управляющими компаниями накоплениями для жилищного обеспечения требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, инвестиционных деклараций управляющих компаний, а также иных функций, предусмотренных договором об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу и договором об оказании услуг специализированного депозитария управляющим компаниям, подлежит обязательному аудиту. (В редакции федеральных законов от 28.06.2011 № 168-ФЗ; от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
3. Аудиторская организация, осуществляющая деятельность в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, не может являться аффилированным лицом специализированного депозитария или управляющей компании, с которыми уполномоченным федеральным органом заключены договоры в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, либо аффилированным лицом аффилированных лиц указанных специализированного депозитария или управляющей компании. Одна и та же аудиторская организация не может проводить обязательный аудит деятельности управляющей компании (специализированного депозитария) в течение более пяти лет подряд.
4. Необходимость проведения обязательного аудита в соответствии с требованиями настоящей статьи не освобождает юридические лица, участвующие в накопительно-ипотечной системе, от обязанности предоставлять всю необходимую информацию и отчетность для проверок, проводимых Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 30.
(Статья утратила силу - Федеральный закон от 04.12.2007 № 324-ФЗ)
Статья 31. Страхование ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний
1. Специализированный депозитарий обязан страховать риск своей ответственности перед уполномоченным федеральным органом и управляющими компаниями за нарушения договоров об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу и управляющим компаниям, вызванные ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями (бездействием) работников специализированного депозитария либо умышленными противоправными действиями (бездействием) иных лиц. К указанным противоправным действиям (бездействию) относятся преступления в сфере компьютерной информации, преступления, направленные против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере экономики.
2. Управляющие компании обязаны страховать риск своей ответственности перед уполномоченным федеральным органом за нарушения договоров доверительного управления, вызванные ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями (бездействием) работников управляющей компании либо умышленными противоправными действиями (бездействием) иных лиц. К указанным противоправным действиям (бездействию) относятся преступления в сфере компьютерной информации, преступления, направленные против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере экономики.
3. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия указанного в части 1 настоящей статьи договора страхования ответственности специализированного депозитария, не может быть менее 30 миллионов рублей.
4. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия указанного в части 2 настоящей статьи договора страхования ответственности управляющей компании, не может быть менее:
1) 5 процентов суммы накоплений для жилищного обеспечения, переданных в доверительное управление этой управляющей компании, если указанная сумма составляет не более 600 миллионов рублей;
2) 30 миллионов рублей, если сумма накоплений для жилищного обеспечения, переданных в доверительное управление этой управляющей компании, превышает 600 миллионов рублей.
5. Если условиями договора страхования ответственности специализированного депозитария и договора страхования ответственности управляющей компании предусмотрено частичное освобождение страховщика от выплаты страхового возмещения (франшиза), размер такого освобождения (франшизы) не может превышать размер собственных средств страхователя на момент наступления страхового случая.
6. Специализированный депозитарий и управляющие компании осуществляют страхование риска своей ответственности путем заключения соответствующих договоров страхования со страховщиками, отвечающими требованиям, установленным частью 8 настоящей статьи, а также иным требованиям законодательства Российской Федерации.
7. Специализированный депозитарий и управляющие компании, не заключившие соответствующие договоры страхования ответственности в соответствии с требованиями настоящей статьи, не вправе осуществлять операции, связанные с инвестированием накоплений для жилищного обеспечения. О заключении, продлении и прекращении срока действия договора страхования ответственности специализированного депозитария и договора страхования ответственности управляющих компаний страховщики информируют уполномоченный федеральный орган в установленном им порядке.
8. Указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи страхование риска ответственности специализированного депозитария и страхование риска ответственности управляющих компаний вправе осуществлять в качестве страховщиков отвечающие следующим требованиям страховые организации и иностранные страховые организации: (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 343-ФЗ)
1) имеющие лицензию на осуществление страхования ответственности субъектов отношений по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
2) имеющие капитал (собственные средства) либо гарантийный депозит филиала иностранной страховой организации в размере не менее 1 миллиарда рублей или осуществляющие указанное страхование в порядке сострахования с другими страховщиками, имеющими в совокупности указанные в настоящем пункте средства в размере не менее 1 миллиарда рублей; (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 343-ФЗ)
3) имеющие опыт страхования указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи соответствующих рисков ответственности не менее трех лет.
9. Договор страхования ответственности субъектов отношений по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения не может быть заключен со страховой организацией или с иностранной страховой организацией, если: (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 343-ФЗ)
1) к ней применялись процедуры несостоятельности (банкротства) (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство) либо санкции в виде приостановления действия лицензии на осуществление страховой деятельности или аннулирования такой лицензии в течение последних двух лет;
2) она является аффилированным лицом специализированного депозитария или управляющей компании, с которыми уполномоченным федеральным органом заключены договоры в соответствии со статьей 17 или статьей 18 настоящего Федерального закона, либо аффилированным лицом их аффилированных лиц.
10. Перестраховщики, осуществляющие перестрахование рисков, принятых страховщиками по договорам страхования ответственности субъектов отношений по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения, должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 2 части 8 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 343-ФЗ)
11. Государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении размера страховой премии по договору страхования ответственности.
12. Предельные уровни страховых тарифов по страхованию ответственности, их структура и порядок применения страховщиками при определении размера страховой премии по договору страхования ответственности устанавливаются Центральным банком Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
13. Страховщики уведомляют Центральный банк Российской Федерации о конкретных перестраховщиках, с которыми они заключили соответствующие договоры перестрахования, в установленном указанным органом порядке. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ)
Статья 32. Конфликт интересов
1. Меры по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию, государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения, осуществляются Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
2. Меры по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц управляющих компаний, специализированного депозитария и иных субъектов отношений по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения устанавливаются в кодексах профессиональной этики соответствующих организаций.
3. Меры по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении служащих Центрального банка Российской Федерации устанавливаются Центральным банком Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
Статья 33. Кодекс профессиональной этики
1. Типовой кодекс профессиональной этики представляет собой нормативный акт, направленный на защиту прав и законных интересов собственника накоплений для жилищного обеспечения и участников и подлежащий исполнению должностными лицами и сотрудниками организаций, принимающими участие в работе с накоплениями для жилищного обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Кодексы профессиональной этики принимаются управляющими компаниями, брокерами, специализированным депозитарием на основе типового кодекса профессиональной этики, утверждаемого для целей настоящего Федерального закона Центральным банком Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
3. Кодекс профессиональной этики должен включать в себя свод правил и процедур, обязательных для соблюдения всеми должностными лицами и сотрудниками соответствующих организаций, а также санкций, применяемых к нарушителям за их неисполнение.
4. Требования кодекса профессиональной этики должны быть направлены на:
1) выявление и предотвращение конфликта интересов специализированного депозитария, управляющих компаний, брокеров при инвестировании накоплений для жилищного обеспечения;
2) выявление и предотвращение конфликта интересов отдельных должностных лиц и сотрудников управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров в части управления инвестированием накоплений для жилищного обеспечения;
3) предотвращение использования должностными лицами и сотрудниками находящейся в распоряжении специализированного депозитария, управляющей компании, брокера информации, распространение которой может повлиять на рыночную цену активов, в которые размещаются накопления для жилищного обеспечения, а также информации, которая не подлежит опубликованию, в целях извлечения материальной и личной выгоды в результате покупки (продажи) ценных бумаг;
4) обеспечение защиты коммерческой тайны в части инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, переданных в доверительное управление;
5) соблюдение иных требований профессиональной этики, определяемых Центральным банком Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
5. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)
6. Специализированный депозитарий, управляющие компании и брокеры обязаны регулярно представлять в Центральный банк Российской Федерации отчетность о соблюдении при осуществлении своей деятельности требований соответствующих кодексов профессиональной этики. Порядок, сроки и форма представления указанной отчетности устанавливаются Центральным банком Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
Глава 6. Регулирование, контроль и надзор в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения
(Наименование в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
Статья 34. Регулирование, контроль и надзор в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения
1. Государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа.
2. Государственный контроль (надзор) за целевым использованием бюджетных ассигнований и накоплений для жилищного обеспечения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Регулирование в сфере отношений по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения, надзор за соблюдением специализированным депозитарием, управляющими компаниями, кредитными организациями и брокерами требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с инвестированием накоплений для жилищного обеспечения, осуществляются Центральным банком Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
Статья 35. Осуществление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию, государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения
1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения, осуществляет следующие функции и полномочия:
1) принимает нормативные правовые акты в сфере формирования, инвестирования и использования накоплений для жилищного обеспечения;
2) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о формировании и об использовании накоплений для жилищного обеспечения федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)
3) получает от федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, информацию об осуществлении ими деятельности по формированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения, а также иную информацию с учетом требований федеральных законов; (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)
4) обращается в федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по вопросам, связанным с соблюдением порядка формирования и использования накоплений для жилищного обеспечения; (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)
5) выдает предписания федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о формировании и об использовании накоплений для жилищного обеспечения. В случае, если выдача указанных предписаний входит в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), обращение о выдаче предписаний направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), который согласно указанному обращению обязан безотлагательно направить соответствующее предписание федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)
6) рассматривает отчеты о поступлении накопительных взносов и направлении на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения, о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников, об использовании участниками накоплений для жилищного обеспечения, а также о результатах инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, переданных в доверительное управление управляющим компаниям;
7) обращается в суд с исками о защите прав и законных интересов собственника накоплений для жилищного обеспечения, об устранении последствий нарушения законодательства Российской Федерации и о возмещении убытков, причиненных субъектами отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения в результате нарушения законодательства Российской Федерации;
8) предпринимает иные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и утверждаемым Правительством Российской Федерации положением об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию, государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения.
2. Центральный банк Российской Федерации осуществляет следующие функции и полномочия:
1) регулирует деятельность специализированного депозитария, управляющих компаний, кредитных организаций и брокеров в сфере отношений по инвестированию