отрения в суде жалобы (заявления) на решение комиссии референдума об итогах голосования или возбуждения уголовного дела, связанного с нарушением права на участие в референдуме, сроки хранения соответствующих документов продлеваются до вступления в законную силу решения суда либо до прекращения уголовного дела в соответствии с законом.
7. Бюллетени, открепительные удостоверения, списки участников референдума, протоколы комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума и приложенные к ним материалы, сводные таблицы, финансовые отчеты комиссий референдума, итоговые финансовые отчеты инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп хранятся в порядке, установленном для хранения документов строгой отчетности. Ответственность за сохранность указанных документов возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии референдума до передачи документов в вышестоящую комиссию референдума или в архив либо до их уничтожения по истечении сроков хранения.
Глава 13. Рассмотрение обращений о нарушениях законодательства Российской Федерации о референдуме. Осуществление контроля за соблюдением права на участие в референдуме
Статья 85. Порядок рассмотрения комиссиями референдума обращений о нарушениях законодательства Российской Федерации о референдуме
1. Комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе кампании референдума обращения о нарушениях настоящего Федерального конституционного закона, иных федеральных конституционных законов, федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения референдума, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
2. Если в обращении указывается на факты нарушения настоящего Федерального конституционного закона, иных федеральных конституционных законов, федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения референдума, инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой, их представители должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Указанные представители вправе давать объяснения по существу обращения.
3. В случае нарушения инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой настоящего Федерального конституционного закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе вынести этой инициативной группе по проведению референдума, инициативной агитационной группе предупреждение, которое доводится до сведения участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.
4. В случае установления комиссией референдума фактов нарушения настоящего Федерального конституционного закона, иных федеральных конституционных законов, федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения референдума, она вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении нарушений и привлечении соответствующих лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
5. Решения и действия (бездействие) комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие право на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию референдума, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию референдума, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии референдума, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию референдума повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.
6. В случае, если обращение заявителя принято к рассмотрению судом, рассмотрение аналогичного обращения того же заявителя в соответствующую комиссию референдума приостанавливается до вступления в законную силу судебного решения. Суд извещает комиссию референдума о поступившем обращении и о принятии его к рассмотрению. В случае вынесения судом решения по существу обращения комиссия референдума прекращает его рассмотрение.
7. При рассмотрении жалоб на решения и действия (бездействие) комиссий референдума и их должностных лиц на заседание комиссии референдума, рассматривающей данную жалобу, приглашаются заинтересованные стороны (заявители, должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, а также должностные лица, уполномоченные представлять комиссию референдума, действия (бездействие) которой обжалуются).
8. Решение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о регистрации региональной подгруппы не может быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума.
Статья 86. Осуществление комиссиями референдума контроля за установлением итогов голосования нижестоящими комиссиями референдума
1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального конституционного закона, вышестоящая комиссия референдума до установления ею итогов голосования, определения результатов референдума может отменить решение нижестоящей комиссии референдума об итогах голосования и принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума, - о признании итогов голосования недействительными.
2. Если нарушения, указанные в части 1 настоящей статьи, выявлены комиссией референдума после установления ею итогов голосования, определения результатов референдума, комиссия референдума вносит изменения в протокол об итогах голосования, о результатах референдума, а в случаях, когда нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума, обращается в суд с заявлением о признании итогов голосования недействительными.
3. Если в результате принятия решений, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, требуется внести изменения в протоколы вышестоящих комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума и (или) сводные таблицы, этими комиссиями референдума составляются новые протоколы об итогах голосования с отметкой: "Повторный", новые сводные таблицы с отметкой: "Повторная".
Статья 87. Обжалование в суд решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, комиссий референдума, их должностных лиц, нарушающие право на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами.
Статья 88. Основания для отмены судом решения комиссии референдума об итогах голосования
1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального конституционного закона, суд может отменить решение комиссии референдума об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума, - о признании итогов голосования недействительными.
2. В случае вступления в законную силу указанного в части 1 настоящей статьи решения суда все вышестоящие комиссии референдума вносят изменения в протоколы об итогах голосования, о результатах референдума. Если данное обстоятельство влечет за собой изменение решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах референдума. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает новое решение о результатах референдума, которое подлежит официальному опубликованию.
Глава 14. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о референдуме
Статья 89. Основания прекращения деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы
1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы в случае выявления следующих нарушений настоящего Федерального конституционного закона:
1) использования членами инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы преимуществ должностного или служебного положения, определенного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах;
2) фактов подкупа участников референдума членами инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, уполномоченными представителями по финансовым вопросам указанных инициативных групп;
3) непредставления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации финансового отчета в срок, установленный настоящим Федеральным конституционным законом, а равно представления недостоверного или неполного финансового отчета;
4) использования инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой при финансировании своей кампании референдума помимо средств собственного фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 1 процента от установленной настоящим Федеральным конституционным законом предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума;
5) превышения инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой расходов из средств собственного фонда референдума более чем на 5 процентов от установленной настоящим Федеральным конституционным законом предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума;
6) нарушения инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой положений части 1 статьи 68 настоящего Федерального конституционного закона;
7) нарушений инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой настоящего Федерального конституционного закона и при условии, что по указанным нарушениям вынесено не менее трех предупреждений в соответствии с частью 3 статьи 85 настоящего Федерального конституционного закона.
2. Члены инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, деятельность которых прекращена, не вправе входить в иные инициативные группы по проведению референдума, инициативные агитационные группы в период соответствующей кампании референдума.
3. Вступление в силу постановления Верховного Суда Российской Федерации о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума после принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения, предусмотренного частью 2 статьи 20 настоящего Федерального конституционного закона, не влечет за собой прекращение проведения кампании референдума.
Статья 90. Ответственность за нарушение права на участие в референдуме
За нарушение законодательства Российской Федерации о референдуме устанавливается уголовная, административная либо иная ответственность в соответствии с федеральными законами.
Глава 15. Заключительные и переходные положения
Статья 91. Порядок исчисления сроков в настоящем Федеральном конституционном законе
1. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
2. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном конституционном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
3. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном конституционном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
4. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то указанное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Федеральном конституционном законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.
Статья 92. Переходные положения
1. Если на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона на территории Российской Федерации образована и зарегистрирована в соответствии с Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" инициативная группа для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума (далее - инициативная группа), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 10 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона проверяет соответствие вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и до принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о соответствии вопроса (вопросов) референдума, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона, инициативная группа приостанавливает свою деятельность по реализации инициативы проведения референдума и немедленно уведомляет Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о том, проводился ли сбор подписей участников референдума и, если проводился, на территориях каких субъектов Российской Федерации.
3. В случае признания вопроса (вопросов) референдума соответствующим (соответствующими) требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона:
1) инициативная группа, не приступившая на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона к сбору подписей в поддержку инициативы проведения референдума, признается в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом первой региональной подгруппой, зарегистрированной избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации. Днем регистрации такой региональной подгруппы считается день принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о соответствии вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, аннулируется. Дальнейшие процедуры по реализации инициативы проведения референдума осуществляются в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом;
2) инициативная группа, приступившая на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона к сбору подписей в поддержку инициативы проведения референдума, но не собравшая их в количестве, необходимом для назначения референдума, признается в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом первой региональной подгруппой, зарегистрированной избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации. Днем регистрации такой региональной подгруппы считается день принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о соответствии вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, аннулируется. Дальнейшие процедуры по реализации инициативы проведения референдума осуществляются в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, за исключением образования региональных подгрупп и сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума на территориях субъектов Российской Федерации, где количество собранных подписей, приходящихся на один субъект Российской Федерации, достигло либо превышает 50 тысяч. Такие субъекты Российской Федерации включаются в число субъектов Российской Федерации, необходимое в соответствии с частью 19 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона для образования инициативной группы по проведению референдума. Подписные листы по таким субъектам Российской Федерации представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона. При этом для каждого такого субъекта Российской Федерации количество подписей участников референдума, содержащихся в представляемых подписных листах, не должно превышать 50 тысяч. При проверке указанных подписных листов положения части 3 статьи 17 и пункта 8 части 9 статьи 19 настоящего Федерального конституционного закона, касающиеся соответственно лиц, осуществляющих сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума, и признания подписей недействительными, не применяются. Подписные листы, изготовленные по форме согласно приложению к Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", используются для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума только до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона;
3) инициативная группа, представившая на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона подписные листы хотя бы в одну избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, признается инициативной группой по проведению референдума. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, считается действительным до завершения кампании референдума или прекращения процедур по реализации инициативы проведения референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом. Подписные листы, не представленные на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. При этом положение пункта 1 части 2 статьи 52 настоящего Федерального конституционного закона, касающееся представления первого финансового отчета, не применяется. Проверка подписных листов осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Федеральным конституционным законом, за исключением требований, касающихся количества граждан Российской Федерации, проживающих на территории