научно-технической политики, которая проводится муниципальными органами власти в интересах города и направлена на развитие информационной инфраструктуры, совершенствование системы управления городом и в конечном счете на рост благосостояния населения.
Для эффективного и качественного управления развитием города необходима комплексная информация о различных сферах деятельности города и его структур.
В соответствии с Федеральной программой государственной поддержки местного самоуправления, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 1251, выделены из федерального бюджета средства для проведения работ по информационному обеспечению деятельности органов местного самоуправления в опорных зонах - городах Великий Новгород, Иркутск, Фрязино.
Работы по проектированию телекоммуникационной сети на основе оптоволоконной технологии с охватом всех важнейших социально-экономических структур города выполняются федеральным государственным унитарным предприятием "Специальное конструкторское бюро Института радиотехники и электроники" Российской академии наук.
Создание единой телекоммуникационной среды позволит обеспечить хозяйствующие субъекты и население своевременной и достоверной информацией, необходимой для привлечения инвесторов, развития города, формирования и развития потребительского рынка, осуществления целенаправленной социальной политики, успешного проведения хозяйственных реформ.
Подпрограмма "Подготовка кадров"
Проблема кадрового обеспечения научно-производственной сферы г. Фрязино является одной из ключевых в его дальнейшем развитии. Город обладает хорошей базой по подготовке и переподготовке кадров, включающей филиал Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета) при федеральном государственном унитарном предприятии "Научно-производственное предприятие "Исток", Фрязинский филиал негосударственного образовательного учреждения "Современный гуманитарный институт", филиал Российского государственного гуманитарного университета в г. Фрязино, государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Фрязинский государственный техникум электроники, управления и права", государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 86 Московской области, государственное медицинское образовательное учреждение "Фрязинское медицинское училище".
Современные тенденции высшего образования характеризуются отказом от массовой подготовки инженеров и научных работников, переходом к системе подготовки специалистов "на заказ", индивидуализации образования, привлечению к организации образования работодателей.
С этой целью предлагается создание городского образовательного центра на базе договорных отношений в области учебно-научно-производственной деятельности между учебными, научными и производственными учреждениями города. Интеграция учебных заведений и предприятий научно-производственного комплекса должна обеспечивать высокое качество образования и преемственность поколений в научных направлениях.
С целью развития единого образовательного пространства планируется не только сохранить действующую систему взаимодействия "школа - вуз", но и способствовать открытию филиалов высших учебных заведений на базе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Для повышения квалификации и переподготовки специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования в городе совместно с центром занятости населения создана учебно-производственная системная лаборатория "СИСЛАБ". Система стажировки и обучения направлена на профессиональную переподготовку или повышение квалификации по специальности "менеджер фирмы", что включает знание основ рыночной экономики, правового обеспечения бизнеса, организации производства и услуг, менеджмента, анализа хозяйственной деятельности предприятий и организаций, бухгалтерского учета.
Подпрограмма "Реализация программ социально-экономического развития города"
Социально-экономическое развитие г. Фрязино - задача самостоятельная. Ее решение напрямую зависит от степени реализации задач развития научно-производственной сферы города. Без создания в городе необходимых жилищных, культурных, бытовых и прочих социальных условий построение нормально развивающегося наукограда невозможно.
Целью настоящей подпрограммы является развитие непроизводственной сферы города, то есть решение комплекса социально-экономических проблем города, закладывающих базу для дальнейшего развития города на основе самофинансирования.
Основными задачами подпрограммы являются:
обеспечение механизма решения жилищной проблемы;
развитие инженерной инфраструктуры;
повышение уровня городского здравоохранения;
повышение уровня образования в городе и подготовка кадров;
развитие культуры и искусства.
В результате выполнения программных мероприятий будет решена проблема строительства жилья за счет сноса ветхого малоэтажного фонда в центре города, реконструкции систем жизнеобеспечения города с применением новых видов материалов и современного энергосберегающего оборудования, развития здравоохранения путем повышения качества и эффективности работы медицинских и санитарно-эпидемиологических учреждений, удовлетворения потребностей населения в лечебно-профилактической, медико-социальной и лекарственной помощи, снижения предотвратимых потерь здоровья населения. Программа предусматривает объединение усилий государственных и муниципальных органов, общественных организаций для решения проблем молодежи и ее образования, развития культуры и искусства, обеспечения экологически безопасного развития города.
В результате выполнения программных мероприятий будет:
реконструировано 96 тыс. кв. метров старого жилого фонда;
реконструировано не менее 36 километров коммуникационных сетей (тепловых, водопроводных, канализационных, газовых) и 34 объекта жилищно-коммунального хозяйства (котельных, центральных тепловых пунктов, водоочистных станций);
построено и реконструировано 148 тыс. кв. метров дорог.
5. Основные показатели оценки результатов реализации программы
Оценка результатов реализации программы и показателей социально-экономического и научно-технического развития города осуществляется по четырем блокам критериев:
бюджетные показатели;
показатели экономического развития;
показатели развития научно-производственной деятельности;
показатели социально-экономического развития.
Данные критерии позволяют оценить выполнение программы в целом и служат для анализа эффективности использования средств государственной поддержки в реализации конкретных инновационных проектов и программных мероприятий.
6. Государственная поддержка
В течение всего периода реализации настоящей программы предусматривается выделение средств целевой государственной поддержки из федерального бюджета ежегодно в размере, не превышающем суммы налоговых доходов, полученных на территории города и зачисленных в федеральный бюджет в течение года, предшествовавшего расчетному, за исключением доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей, а также доходов целевых бюджетных фондов.
Выделение средств целевой государственной поддержки из бюджета Московской области в течение всего периода реализации настоящей программы будет осуществляться ежегодно в размере не менее 50 процентов суммы налоговых доходов, собранных и зачисленных в бюджет области в течение года, предшествовавшего расчетному, организациями-плательщиками, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории наукограда.
Также предусматриваются:
сохранение правительством Московской области уровня нормативов отчислений от регулирующих налогов, определенных для г. Фрязино в 2002 году на период реализации программы;
подготовка совместно с заинтересованными министерствами (ведомствами) предложений о передаче в муниципальную собственность г. Фрязино объектов научно-технической и социальной сферы, находящихся в федеральной собственности;
передача в соответствии с законодательством Российской Федерации на договорных условиях неиспользуемого федерального имущества, расположенного в г. Фрязино, учреждениям, предприятиям и иным организациям, выполняющим программу.
7. Финансовое обеспечение программы
Основными источниками финансирования программы являются:
федеральный бюджет;
бюджет Московской области;
бюджет г. Фрязино;
внебюджетные источники.
Объемы финансирования программы определяются при формировании бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год исходя из концепции межбюджетных отношений и из налоговых доходов, полученных на территории наукограда Российской Федерации и поступивших в соответствующий бюджет в предыдущем году.
8. Материальное обеспечение программы
В целях реализации поставленных задач в муниципальную собственность г. Фрязино передаются в установленном порядке объекты федеральной собственности. Это позволит в короткие сроки решить проблему с необходимыми производственными и непроизводственными помещениями, а также оборудованием, используя на эти цели неиспользуемые мощности государственных унитарных предприятий.
В мероприятиях по реформированию научно-производственного комплекса особое внимание уделяется созданию новых наукоемких производств и инновационных предприятий, которые позволят существенно повысить эффективность использования основных фондов.
9. Кадровое обеспечение
Программой предусмотрена система подготовки и переподготовки кадров для удовлетворения потребностей предприятий и организаций научно-производственного комплекса, инновационных предприятий, а также для укомплектования ими рабочих специальностей, дефицит которых ощущается в последние годы. Решение задачи переподготовки кадров позволит снизить избыток невостребованного персонала.
10. Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения
Организация управления реализацией программы осуществляется государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Координацию работ по реализации программы осуществляет наблюдательный совет, формируемый государственным заказчиком.
Государственный заказчик ежегодно докладывает о результатах реализации программы в Правительство Российской Федерации. Отчеты об использовании средств федерального бюджета администрация г. Фрязино по согласованию с правительством Московской области представляет в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации.
11. Оценка результатов выполнения программы
Оценка результатов выполнения программы осуществляется посредством сопоставления достигнутых значений основных показателей с их контрольными значениями, приведенными в приложении № 1.
Основными критериями оценки эффективности выполнения программы являются динамика налоговых поступлений по г. Фрязино (приложение № 2) и сокращение дефицита бюджета города (приложение № 3).
Результатом выполнения программы будет достижение устойчивого развития г. Фрязино, обеспечивающего покрытие затрат на функционирование социально-экономической сферы.
______________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1к программе (основным направлениям)развития г. Фрязино как наукоградаРоссийской Федерациина 2003 - 2007 годы
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ
| Единица измерения | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
I. Бюджетные показатели | |||||||
Доход местного бюджета на душу населения | рублей в год | 3621 | 4165 | 4790 | 5508 | 6333 | 7284 |
II. Показатели социально-экономического развития г. Фрязино | |||||||
Численность населения | человек | 52 800 | 52 800 | 52 800 | 52 800 | 52 800 | 52 800 |
Средняя заработная плата | рублей в месяц | 4567 | 5709 | 6851 | 8220 | 9834 | 10817 |
Розничный товарооборот | млн. рублей | 738,8 | 864,5 | 1011,4 | 1183,4 | 1384,5 | 1620 |
Обеспеченность жильем | кв. метров на человека | 20 | 20,4 | 20,8 | 21,2 | 21,7 | 22,1 |
Общая площадь жилых домов | тыс. кв. метров | 1055,7 | 1076 | 1096 | 1121 | 1146 | 1171 |
Ввод в эксплуатацию жилья | -" - | 7,4 | 20,3 | 20 | 25 | 25 | 25 |
III. Показатели экономического развития г. Фрязино | |||||||
Количество занятых в экономике | человек | 20 260 | 20 760 | 21 260 | 21 660 | 22 310 | 22 900 |
Объем реализованной продукции (услуг) | млн. рублей | 3384 | 4230 | 5076 | 6091 | 7135 | 8358 |
Средний уровень сбора налогов в бюджеты всех уровней | процентов к плану | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 |
Совокупный фонд оплаты труда по г. Фрязино - всего | млн. рублей | 907,1 | 1133,9 | 1360,7 | 1632,8 | 1959,4 | 2351 |
в том числе по научно-производственному комплексу | -"- | 607,8 | 793,7 | 1020,5 | 1306,2 | 1567,5 | 1881 |
Капитальные вложения - всего | млн. рублей | 211,1 | 220,5 | 244,8 | 271,5 | 301,4 | 334,6 |
в том числе по научно-производственному комплексу | -"- | 87,3 | 98,7 | 115 | 127,5 | 141 | 156 |
IV. Показатели развития научно-производственной деятельности | |||||||
Общий объем выполняемых работ (услуг) - всего | млн. рублей | 1784,9 | 2340 | 3022,6 | 4145,6 | 4994,5 | 5744 |
в том числе по приоритетным направлениям | -"- | 1213,7 | 1649,7 | 2176,3 | 3047 | 3795,8 | 4365 |
Доля работ (услуг), выполняемых по приоритетным направлениям, в общем объеме выполняемых работ (услуг) | процентов | 68 | 70,5 | 72 | 73,5 | 76 | 76 |
Доля наукоемкой продукции в общем объеме продукции | -"- | 73 | 75 | 77 | 79 | 81 | 82 |
Количество занятых в научно-производственном комплексе | человек | 9000 | 9400 | 9800 | 10 250 | 10 743 | 11 260 |
по отношению к количеству занятых в экономике | процентов | 44,4 | 45,3 | 46,1 | 47,3 | 48,2 | 49,2 |
в том числе: | |||||||
на государственных предприятиях научно-производственного комплекса | -"- | 36,6 | 36,8 | 37 | 38,2 | 39,1 | 40,1 |
на крупных негосударственных предприятиях научно-производственного комплекса | -"- | 4,2 | 4,2 | 4,8 | 4,8 | 4,8 | 4,8 |
на малых и средних предприятиях научно-производственного комплекса | -"- | 3,6 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 4,3 |
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2к программе (основным направлениям)развития г. Фрязино как наукоградаРоссийской Федерациина 2003 - 2007 годы
Динамика налоговых поступлений по г. Фрязино
(млн. рублей)
| 2003 -2007 годы - всего | В том числе | ||||
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | ||
Налоговые поступления по г. Фрязино - всего | 3809,8 | 564,8 | 649,6 | 747 | 859,7 | 988,7 |
в том числе: | ||||||
в федеральный бюджет | 1816 | 269,1 | 309,5 | 355,9 | 410 | 471,5 |
в бюджет Московской области | 511,2 | 75,8 | 87,2 | 1003 | 115,3 | 132,6 |
в бюджет г. Фрязино | 1482,6 | 219,9 | 252,9 | 290,8 | 334,4 | 384,6 |
______________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3к программе (основным направлениям)развития г. Фрязино как наукоградаРоссийской Федерациина 2003 - 2007 годы
Уровень покрытия необходимых расходов собственными доходами
(млн. рублей)
| 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
Доходы | 235,2 | 270,5 | 311,1 | 357,8 | 411,5 | 473,3 |
Расходы | 247,8 | 281,3 | 318,9 | 362,1 | 413,5/td> | 473,3 |
Дефицит | 12,6 | 10,8 | 7,8 | 4,3 | 2,3 | 0 |
Дефицит (процентов к расходам) | 5,1 | 4 | 2,5 | 1,2 | 0,6 | 0 |