такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.
2. Порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, порядок осуществления контроля за такими сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 45. Особенности осуществления внешнеторговых бартерных сделок
1. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
2. Российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых заключены такие сделки, в сроки, установленные условиями таких сделок, обязаны обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз в Российскую Федерацию равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности с подтверждением факта ввоза товаров, оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности соответствующими документами, а также получение платежных средств и зачисление на счета указанных российских лиц в уполномоченных банках соответствующих денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств. Если по условиям внешнеторговой бартерной сделки выполнение иностранным лицом его обязательств должно осуществляться способом, не предусматривающим ввоза в Российскую Федерацию товаров, передаваемых российскому лицу, заключившему такую внешнеторговую бартерную сделку, эти товары после их получения российским лицом за пределами территории Российской Федерации должны быть реализованы в соответствии с требованиями, установленными частью 5 настоящей статьи. (В редакции федеральных законов от 03.11.2010 № 285-ФЗ; от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
3. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 03.11.2010 № 285-ФЗ)
4. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
5. При осуществлении внешнеторговых бартерных сделок товары, получаемые российскими лицами по таким сделкам за пределами территории Российской Федерации, могут быть реализованы российскими лицами без ввоза этих товаров в Российскую Федерацию при условии, что: (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
1) фактическое получение товаров, указанных в абзаце первом настоящей части, должно быть подтверждено документами, предусмотренными условиями внешнеторговой бартерной сделки;
2) российские лица не позднее чем в течение одного года со дня фактического получения товаров, указанных в абзаце первом настоящей части, обязаны обеспечить их реализацию и в срок, предусмотренный условиями сделки по реализации этих товаров, обеспечить зачисление на свои счета в уполномоченных банках всех денежных средств, полученных от их реализации, или получение платежных средств.
(Часть в редакции Федерального закона от 03.11.2010 № 285-ФЗ)
6. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
7. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
Глава 11. Содействие развитию внешнеторговой деятельности
Статья 46. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности
Правительство Российской Федерации и исполнительные органы субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации мероприятия (включая необходимое их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе обеспечивают: (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
1) кредитование участников внешнеторговой деятельности;
2) функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
3) организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
4) проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.
Статья 461. Мероприятия, направленные на поддержку экспорта и импорта
(Наименование в редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 71-ФЗ)
1. Функции по осуществлению финансовой, страховой, гарантийной и иной поддержки экспорта и импорта реализуются акционерным обществом "Российский экспортный центр" (далее - Российский экспортный центр), акционерным обществом "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (акционерное общество) и их дочерними хозяйственными обществами в соответствии с настоящим Федеральным законом, актами Правительства Российской Федерации, решениями уполномоченных органов управления этих организаций. (В редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 71-ФЗ)
11. По решениям Правительства Российской Федерации, принятым в 2022 и 2023 годах, функции по осуществлению страховой и гарантийной поддержки экспорта и импорта могут быть возложены также на иную организацию (российское юридическое лицо, 100 процентов акций (долей) в уставном капитале которого принадлежит Российской Федерации и (или) российским лицам). Объем соответствующих функций, порядок их реализации, контроль за их осуществлением и порядок раскрытия информации организацией определяются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. (Дополнение частью - Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 19.12.2022 № 519-ФЗ)
2. Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" на основании решения Правительства Российской Федерации осуществляет координацию деятельности Российского экспортного центра, акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка (акционерное общество), а также организацию взаимодействия этих институтов развития. (В редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 71-ФЗ)
3. Правовой статус и порядок осуществления деятельности Российского экспортного центра, в том числе порядок назначения и особенности компетенции органов управления Российского экспортного центра, регулируются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", другими федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом Российского экспортного центра. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", других федеральных законов применяются к деятельности Российского экспортного центра с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
4. В случае передачи по решению наблюдательного совета государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" 100 процентов акций уставного капитала Российского экспортного центра в собственность Российской Федерации единственным акционером Российского экспортного центра выступает Российская Федерация. Передача акций Российского экспортного центра в собственность Российской Федерации не требует получения согласия Центрального банка Российской Федерации, федерального антимонопольного органа и иных федеральных органов исполнительной власти.
5. Российский экспортный центр не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Российского экспортного центра. На имущество Российского экспортного центра не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации.
6. Российский экспортный центр в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации:
1) участвует в реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта, в том числе оказывает содействие реализации государственных и иных проектов, предусматривающих экспорт товаров (работ, услуг), информации и прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации; (В редакции Федерального закона от 22.12.2020 № 446-ФЗ)
2) осуществляет информационную и консультационную поддержку экспортеров, российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных кредитных организаций, а также иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам;
3) осуществляет организацию доступа российских экспортеров и иных заинтересованных лиц к информации о мерах поддержки экспорта, а также о деятельности уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере поддержки экспорта;
4) оказывает содействие деятельности некоммерческих организаций, представляющих интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеторговую деятельность;
5) оказывает содействие продвижению за рубежом промышленной продукции (товаров, работ, услуг), включая содействие выставочной, ярмарочной, маркетинговой и иной деятельности, во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и исполнительными органами субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
6) оказывает содействие деятельности организаций, являющихся посредниками при осуществлении экспортной деятельности;
7) оказывает содействие производству продукции (товаров, работ, услуг), конкурентоспособной на международных рынках;
71) осуществляет функции оператора информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 22.12.2020 № 446-ФЗ)
72) как оператор информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности участвует в соответствии со своей компетенцией в информационном взаимодействии указанной системы и механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, создаваемого в Российской Федерации в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 22.12.2020 № 446-ФЗ)
73) как оператор информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности действует от имени, в интересах и с согласия участника внешнеторговой деятельности или иного лица без доверенности при обращении в уполномоченные органы и организации для получения разрешительных документов, необходимых для получения участником внешнеторговой деятельности или иным лицом государственных услуг, иных услуг в сфере внешнеторговой деятельности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и договором, заключенным между участником внешнеторговой деятельности или иным лицом и Российским экспортным центром; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 22.12.2020 № 446-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 353-ФЗ)
74) как оператор информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности определяет перечень услуг, в том числе возмездных, предоставляемых участникам внешнеторговой деятельности и иным лицам, включая услуги, обеспечивающие взаимодействие указанных лиц с использованием информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности, в целях развития и поддержки экспорта и импорта, за исключением услуг, предусмотренных пунктом 62 части 2 статьи 13 настоящего Федерального закона; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 22.12.2020 № 446-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 353-ФЗ)
8) осуществляет иную деятельность в целях поддержки экспорта;
9) осуществляет деятельность в целях поддержки импорта. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ)
7. Органами управления Российского экспортного центра являются единственный акционер, совет директоров Российского экспортного центра (далее - совет директоров) и генеральный директор Российского экспортного центра (далее - генеральный директор). Генеральный директор подотчетен совету директоров.
8. К компетенции единственного акционера Российского экспортного центра относится принятие решений по следующим вопросам:
1) о реорганизации Российского экспортного центра;
2) о ликвидации Российского экспортного центра, назначении ликвидационной комиссии и утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
3) об одобрении сделок с имуществом Российского экспортного центра, если в совершении таких сделок имеется заинтересованность всех членов совета директоров либо если количество незаинтересованных членов совета директоров составляет менее определенного уставом Российского экспортного центра кворума для проведения заседаний совета директоров;
4) об участии Российского экспортного центра в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций.
9. Решения по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а также в соответствии с другими федеральными законами, принимаются советом директоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
10. После передачи акций Российского экспортного центра в собственность Российской Федерации решения по вопросам, относящимся к компетенции единственного акционера, принимаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и оформляются в письменной форме. Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", определяющие сроки проведения годового общего собрания акционеров, к Российскому экспортному центру не применяются.
11. Общее руководство деятельностью Российского экспортного центра осуществляет совет директоров, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции единственного акционера и генерального директора в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом Российского экспортного центра.
12. После передачи акций Российского экспортного центра в собственность Российской Федерации и истечения срока полномочий совета директоров и председателя совета директоров, действующих на момент передачи акций Российского экспортного центра в собственность Российской Федерации, члены совета директоров назначаются на должность Правительством Российской Федерации на срок не более пяти лет, а председатель совета директоров назначается на должность Правительством Российской Федерации из числа членов совета директоров одновременно с назначением на должность членов совета директоров. При этом количество членов совета директоров определяется Правительством Российской Федерации, но не может составлять более девяти человек.
13. В случае досрочного выбытия члена совета директоров, в том числе в связи с добровольным сложением полномочий, Правительство Российской Федерации вправе принять решение о назначении на должность нового члена совета директоров без необходимости переназначения совета директоров в полном составе.
14. Генеральный директор входит в состав совета директоров, но не может быть одновременно председателем совета директоров.
15. Члены совета директоров, за исключением генерального директора, не могут являться работниками Российского экспортного центра. Члены советов директоров (наблюдательных советов) Российского экспортного центра и его дочерних хозяйственных обществ вправе совмещать свое членство в советах директоров (наблюдательных советах) Российского экспортного центра и (или) его дочерних хозяйственных обществ с замещением в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной должности Российской Федерации или должности федеральной государственной службы.
16. Генеральный директор является единоличным исполнительным органом Российского экспортного центра. После передачи акций Российского экспортного центра в собственность Российской Федерации и истечения срока полномочий генерального директора, действующего на момент передачи акций Российского экспортного центра в собственность Российской Федерации, генеральный директор назначается на должность и освобождается от должности по решению Правительства Российской Федерации. Срок полномочий генерального директора не может превышать пять лет.
17. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют контроль деятельности Российского экспортного центра.
18. Порядок раскрытия Российским экспортным центром, акционерным обществом "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (акционерное общество) информации регулируется внутренним нормативным документом, утверждаемым советом директоров. Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", других федеральных законов, определяющие условия, порядок и сроки раскрытия акционерным обществом информации акционерам и иным третьим лицам, к Российскому экспортному центру, акционерному обществу "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Государственному специализированному Российскому экспортно-импортному банку (акционерное общество) не применяются. (В редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 71-ФЗ)
19. Порядок взаимодействия Российского экспортного центра с федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", в том числе при подготовке ими проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам осуществления функций и полномочий Российского экспортного центра, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Правительства Российской Федерации и уставом Российского экспортного центра, устанавливается Правительством Российской Федерации.
20. Акционерное общество "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации:
1) осуществляет страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков экспортеров, российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных кредитных организаций, осуществляющих кредитование соответствующих сделок, а также иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам;
2) обеспечивает исполнение обязательств резидентов Российской Федерации и их иностранных контрагентов при экспорте и осуществлении инвестиций за пределами Российской Федерации, в том числе путем выдачи независимых гарантий, предоставления поручительств и применения иных способов обеспечения исполнения обязательств в отношении проектов, имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение для экономики Российской Федерации, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
21) осуществляет деятельность по страхованию импортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков импортеров, их иностранных контр