го рынка - поставщиком электрической энергии (мощности) осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам, за исключением случаев, для которых настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);
энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации продают электрическую энергию (мощность) потребителям по свободным (нерегулируемым) ценам (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему по решению Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти категориям потребителей).
(Статья в редакции Федерального закона от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
Статья 8. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системный оператор являются дочерними открытыми акционерными обществами Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", учрежденными с учетом следующих условий:
в оплату уставного капитала организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью вносится имущество, принадлежащее на праве собственности Российскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и относящееся в соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об электроэнергетике" к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
в оплату уставного капитала системного оператора вносится имущество, принадлежащее на праве собственности открытому акционерному обществу "Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системой России", и часть имущества, принадлежащего на праве собственности Российскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и используемого в процессе оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Участие Российской Федерации в уставном капитале организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в размере не менее чем 52 процента обеспечивается не позднее даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики. Участие Российской Федерации в уставном капитале системного оператора в размере не менее чем 100 процентов обеспечивается не позднее даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики. (В редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
До обеспечения указанного размера доли участия Российской Федерации в уставном капитале организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и в уставном капитале системного оператора отчуждение их акций и (или) имущества (за исключением денежных средств), внесенного в оплату их уставного капитала, не допускается (за исключением отчуждения этих акций в пользу Российской Федерации и передачи в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, социального и коммунально-бытового назначения, инженерной инфраструктуры). (В редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
В последующий период Российская Федерация осуществляет контроль над организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью путем прямого или косвенного владения Российской Федерацией долей в ее уставном капитале не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция. (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 35-ФЗ)
Статья 9. Часть. (Утратила силу - Федеральный закон от 05.02.2007 № 13-ФЗ)
В процессе преобразования Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" не допускается снижение доли участия Российской Федерации (если указанная доля составляет свыше 50 процентов) в уставном капитале:
акционерных обществ, которые владеют на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании гидроэлектростанциями, введенными в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
организаций (или их правопреемников), по отношению к которым указанные акционерные общества являются дочерними обществами.
При создании генерирующих компаний на базе электростанций, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике", не допускается включение в имущество любой из указанных компаний генерирующего оборудования, составляющего в совокупности 35 и более процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны оптового рынка.
Статья 10. Правила оптового рынка, предусмотренные статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", вступают в силу не ранее 1 июля 2005 года.
Правительством Российской Федерации осуществляется контроль за ходом реализации реформирования электроэнергетики и реорганизации Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России".
Правительство Российской Федерации в течение переходного периода реформирования электроэнергетики каждые шесть месяцев информирует Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реформирования электроэнергетики.
Статья 11. В целях обеспечения государственного контроля за деятельностью совета рынка по обеспечению функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти: (В редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
обладает правом вето в отношении решений органов управления совета рынка; (В редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
направляет в органы управления совета рынка обязательные для рассмотрения вопросы, которые подлежат включению в повестку дня очередного или внеочередного собрания (заседания) органов управления совета рынка, к компетенции которого относится решение данных вопросов; (В редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
принимает решение по направленным в органы управления совета рынка вопросам в случае, если указанные органы в течение 45 дней не приняли по ним решения. (В редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
Со дня вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" и в течение переходного периода реформирования электроэнергетики в наблюдательном совете совета рынка обеспечивается участие следующих представителей: (В редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
восемь представителей, уполномоченных Правительством Российской Федерации и назначаемых из числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти и экспертов в области электроэнергетики; (В редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
четыре представителя продавцов электрической энергии; (В редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
четыре представителя покупателей электрической энергии; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
четыре представителя организаций коммерческой и технологической инфраструктур. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
Количество представителей организаций коммерческой и технологической инфраструктур является равным. (Дополнение частью - Федеральный закон от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
Статья 12. Плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России взимается до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики. Порядок и условия взимания указанной платы определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
С 1 января 2003 года инвестиционная составляющая, входящая в плату за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, расходуется на развитие объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической и тепловой энергии, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Тепловые электростанции, являющиеся основными производителями тепловой энергии в регионе обслуживания и производящие электрическую энергию, не востребованную на рынке электрической энергии, в течение трех лет с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики могут быть выведены из эксплуатации только по решению соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае отказа в выводе указанных мощностей одновременно принимается решение о необходимых мероприятиях по перепрофилированию таких электростанций в котельные или по строительству в регионе обслуживания альтернативных источников тепла. Финансирование данных мероприятий может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов либо специально вводимой для соответствующей электростанции временной индивидуальной цены (тарифа) на максимально доступную генерирующую мощность.
Статья 14. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 3.
Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
26 марта 2003 года
№ 36-ФЗ