и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев с даты ее получения заявителем. Представление перевода первой заявки на русский язык, если она составлена на другом языке, может быть потребовано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности от заявителя только в том случае, если проверка действительности притязания на приоритет связана с установлением патентоспособности заявленного изобретения.";
в пункте 3 слова "Патентного ведомства" заменить словами "федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности", дополнить словами "и при условии, что на дату подачи такой самостоятельной заявки заявка, содержащая указанные дополнительные материалы, не отозвана и не признана отозванной";
в пункте 4:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"4. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи тем же заявителем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности более ранней заявки, раскрывающей эти изобретение, полезную модель или промышленный образец, не отозванной и не признанной отозванной на дату подачи заявки, по которой испрашивается такой приоритет, если заявка подана не позднее двенадцати месяцев с даты подачи более ранней заявки на изобретение и шести месяцев с даты подачи более ранней заявки на полезную модель или промышленный образец. При подаче заявки, по которой испрашивается такой приоритет, более ранняя заявка признается отозванной.";
абзац второй исключить;
в абзаце третьем слово "поступления" заменить словом "подачи";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца по выделенной заявке устанавливается по дате подачи тем же заявителем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности первоначальной заявки, раскрывающей эти изобретение, полезную модель или промышленный образец, а при наличии права на установление более раннего приоритета по первоначальной заявке - по дате этого приоритета, если на дату подачи выделенной заявки первоначальная заявка на изобретение, полезную модель или промышленный образец не отозвана и не признана отозванной и подача выделенной заявки осуществлена до того, как исчерпана предусмотренная настоящим Законом возможность подачи возражений против решения об отказе в выдаче патента по первоначальной заявке, либо до даты регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствии со статьей 26 настоящего Закона в случае принятия по первоначальной заявке решения о выдаче патента.";
дополнить новым пунктом 6 следующего содержания:
"6. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен на основании нескольких ранее поданных заявок или дополнительных материалов к ним с соблюдением для них условий, указанных соответственно в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи.";
пункт 6 считать пунктом 7 и изложить его в следующей редакции:
"7. В случае, если в процессе экспертизы установлено, что разными заявителями поданы заявки на идентичные изобретения, полезные модели или промышленные образцы и такие заявки имеют одну и ту же дату приоритета, патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец может быть выдан только по одной из таких заявок лицу, определяемому соглашением между заявителями. В случае, если такие заявки поданы одним и тем же заявителем, патент выдается по заявке, выбранной заявителем.
В течение двенадцати месяцев с даты получения соответствующего уведомления заявители должны сообщить о достигнутом ими соглашении, а заявитель должен сообщить о своем выборе. При выдаче патента по одной из заявок все авторы, указанные в заявках, признаются соавторами в отношении идентичных изобретений, полезных моделей или промышленных образцов. В случае, если в течение установленного срока в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности от заявителей (заявителя) не поступит указанное сообщение или ходатайство о продлении установленного срока в порядке, определенном пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона, заявки признаются отозванными.
При совпадении дат приоритета изобретения и идентичной ему полезной модели по заявкам одного и того же заявителя после выдачи патента по одной из таких заявок выдача патента по другой заявке возможна только при условии подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявления обладателя ранее выданного патента о прекращении действия патента в отношении идентичного изобретения или идентичной полезной модели. Действие ранее выданного патента в отношении идентичного изобретения или идентичной полезной модели прекращается с даты публикации сведений о выдаче патента по другой заявке в соответствии со статьей 25 настоящего Закона. Публикация сведений о выдаче патента по заявке на изобретение или полезную модель и публикация сведений о прекращении действия ранее выданного патента в отношении идентичного изобретения или идентичной полезной модели осуществляются одновременно.".
21. Статьи 20 и 21 изложить в следующей редакции:
"Статья 20. Внесение изменений в документы заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец
1. Заявитель имеет право внести в документы заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец исправления и уточнения без изменения сущности заявленных изобретения, полезной модели или промышленного образца до принятия по этой заявке решения о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец либо решения об отказе в выдаче патента.
Дополнительные материалы изменяют сущность заявленных изобретения или полезной модели, если они содержат признаки, подлежащие включению в формулу изобретения или полезной модели и отсутствующие на дату подачи заявки в описании, а также в формуле изобретения или полезной модели в случае, если заявка на дату ее подачи содержала формулу изобретения или полезной модели.
Дополнительные материалы изменяют сущность заявленного промышленного образца, если они содержат признаки, подлежащие включению в перечень существенных признаков промышленного образца и отсутствующие на дату подачи заявки на изображениях изделия.
2. Изменение заявителя при передаче права на получение патента или в результате изменения его наименования, а также исправление очевидных и технических ошибок в документах заявки может быть внесено до даты регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствии со статьей 26 настоящего Закона.
3. В случае, если изменения в документы заявки внесены по инициативе заявителя в течение двух месяцев с даты подачи заявки, патентная пошлина за внесение таких изменений не взимается.
4. Изменения, внесенные заявителем в документы заявки, учитываются при публикации сведений о заявке на изобретение, если такие изменения представлены в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двенадцати месяцев с даты подачи заявки.
Статья 21. Экспертиза заявки на изобретение
1. По заявке на изобретение, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проводится формальная экспертиза, в процессе которой проверяются наличие документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 16 настоящего Закона, и соблюдение установленных требований к ним.
2. В случае, если заявителем представлены дополнительные материалы к заявке на изобретение, в соответствии со статьей 20 настоящего Закона проверяется, не изменяют ли они сущность заявленного изобретения.
Дополнительные материалы в части, изменяющей сущность заявленного изобретения, при рассмотрении заявки на изобретение во внимание не принимаются и могут быть оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки, о чем заявитель уведомляется.
3. О положительном результате формальной экспертизы и дате подачи заявки на изобретение заявитель уведомляется незамедлительно после завершения формальной экспертизы.
4. По заявке на изобретение, оформленной с нарушением требований к ее документам, заявителю направляется запрос с предложением в течение двух месяцев с даты его получения представить исправленные или недостающие документы. В случае, если заявитель в установленный срок не представит запрашиваемые документы или ходатайство о продлении установленного срока, заявка признается отозванной. Установленный срок может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности не более чем на десять месяцев с даты его истечения.
5. По заявке на изобретение, поданной с нарушением требования единства изобретения, заявителю предлагается в течение двух месяцев с даты получения им соответствующего уведомления сообщить, какое из заявленных изобретений должно рассматриваться, и при необходимости внести изменения в документы заявки. Другие заявленные в этой заявке изобретения могут быть оформлены выделенными заявками. В случае, если заявитель в установленный срок не сообщит, какое из заявленных изобретений необходимо рассматривать, и не представит соответствующие документы, если они необходимы, рассматривается изобретение, указанное в формуле первым.
6. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности по истечении восемнадцати месяцев с даты подачи заявки на изобретение, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом, публикует в своем официальном бюллетене сведения о заявке на изобретение, за исключением случаев, если до истечения двенадцати месяцев с даты подачи такой заявки она была отозвана или признана отозванной либо на ее основании состоялась регистрация изобретения в соответствии со статьей 26 настоящего Закона. Состав публикуемых сведений определяется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Любое лицо после публикации сведений о заявке на изобретение вправе ознакомиться с ее документами, если заявка не отозвана и не признана отозванной на дату публикации сведений о ней. В случае публикации сведений о заявке на изобретение, которая на дату публикации была отозвана или признана отозванной, такие сведения не включаются в уровень техники в отношении последующих заявок того же заявителя, поданных в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до истечения двенадцати месяцев с даты публикации сведений о заявке на изобретение. Порядок ознакомления с документами заявки устанавливается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
По ходатайству заявителя, поданному до истечения двенадцати месяцев с даты подачи заявки, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может публиковать сведения о заявке на изобретение до истечения восемнадцати месяцев с даты ее подачи.
Автор изобретения имеет право отказаться быть упомянутым в качестве такового в публикуемых сведениях о заявке на изобретение.
7. По ходатайству заявителя или третьих лиц, которое может быть подано в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение трех лет с даты подачи заявки на изобретение, и при условии завершения формальной экспертизы с положительным результатом проводится экспертиза заявки на изобретение по существу. О поступивших ходатайствах третьих лиц заявитель уведомляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Срок подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности не более чем на два месяца по ходатайству заявителя, поданному до истечения трех лет с даты подачи заявки на изобретение, при условии представления вместе с таким ходатайством документа, подтверждающего уплату патентной пошлины в установленном размере.
В случае, если ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу не будет подано в установленный срок, заявка признается отозванной.
Экспертиза заявки на изобретение по существу включает в себя информационный поиск в отношении заявленного изобретения для определения уровня техники и проверку соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, установленным статьей 4 настоящего Закона.
По истечении шести месяцев с даты начала экспертизы заявки на изобретение по существу заявителю направляется отчет об информационном поиске, если по такой заявке не испрашивается приоритет более ранний, чем дата подачи заявки, и ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу подано при подаче заявки.
Срок направления заявителю отчета об информационном поиске может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если выявлена необходимость запроса в других организациях источника информации, отсутствующего в фондах федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, или заявленное изобретение охарактеризовано таким образом, что это делает невозможным проведение информационного поиска в установленном порядке, о чем заявитель уведомляется.
Информационный поиск в отношении заявленного изобретения, относящегося к объектам, которые указаны в пунктах 2 и 3 статьи 4 настоящего Закона, не проводится, о чем заявитель уведомляется до истечения шести месяцев с даты начала экспертизы заявки на изобретение по существу.
Порядок проведения информационного поиска и предоставления отчета о нем устанавливается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
8. В процессе экспертизы заявки на изобретение по существу у заявителя могут быть запрошены дополнительные материалы (в том числе измененная формула изобретения), без которых проведение экспертизы невозможно. Дополнительные материалы по запросу экспертизы должны быть представлены без изменения сущности изобретения в течение двух месяцев с даты получения заявителем запроса или копий материалов, противопоставленных заявке, при условии, что указанные копии были запрошены заявителем в течение месяца с даты получения им запроса экспертизы. В случае, если заявитель в установленный срок не представит запрашиваемые материалы или ходатайство о продлении установленного срока, заявка признается отозванной. Установленный срок для представления заявителем запрашиваемых материалов может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности не более чем на десять месяцев с даты его истечения, а при условии подтверждения уважительных причин невозможности соблюдения установленного срока он может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности более чем на десять месяцев с даты его истечения.
В случае, если в процессе экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, выраженное формулой, предложенной заявителем, соответствует условиям патентоспособности, принимается решение о выдаче патента на изобретение с этой формулой, в котором указывается дата приоритета изобретения.
В случае, если в процессе экспертизы заявки на изобретение по существу установлено несоответствие заявленного изобретения, выраженного формулой, предложенной заявителем, условиям патентоспособности, принимается решение об отказе в выдаче патента.
До принятия решения заявителю направляется уведомление о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения с предложением представить свои доводы по приведенным в нем мотивам. Доводы заявителя учитываются при принятии решения по результатам экспертизы заявки по существу, если они представлены в течение шести месяцев с даты направления уведомления.
9. В случае несогласия с решением об отказе в выдаче патента на изобретение, решением о выдаче патента на изобретение или решением о признании заявки отозванной заявитель может подать соответствующее возражение в Палату по патентным спорам федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (далее - Палата по патентным спорам) в течение шести месяцев с даты получения такого решения или запрошенных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности копий материалов, противопоставленных заявке и указанных в решении об отказе в выдаче патента, при условии запроса этих копий в течение двух месяцев с даты получения заявителем решения, принятого по заявке на изобретение.
Порядок подачи возражений в Палату по патентным спорам и порядок их рассмотрения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Решение Палаты по патентным спорам утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, вступает в силу с даты утверждения и может быть обжаловано в суд.
10. Заявитель и третьи лица вправе ходатайствовать о проведении по заявке на изобретение, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом, информационного поиска для определения уровня техники, по сравнению с которым будет осуществляться оценка новизны и изобретательского уровня заявленного изобретения. Порядок и условия проведения такого информационного поиска и предоставления сведений о его результатах устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
11. Заявитель имеет право знакомиться со всеми материалами, указанными в запросе экспертизы, решении экспертизы или отчете об информационном поиске. Копии запрашиваемых заявителем в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности патентных документов направляются заявителю в течение месяца с даты получения запроса заявителя.
12. Пропущенные заявителем срок представления документов или дополнительных материалов по запросу экспертизы, срок подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу и срок подачи возражения в Палату по патентным спорам могут быть восстановлены федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности при условии подтверждения уважительных причин несоблюдения указанных сроков и уплаты патентной пошлины.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока может быть подано заявителем не позднее двенадцати месяцев с даты истечения установленного срока. Такое ходатайство подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности одновременно с запрошенными документами или дополнительными материалами либо ходатайством о продлении срока представления этих документов или материалов, ходатайством о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу или одновременно с возражением в Палату по патентным спорам.".
22. В статье 22:
пункт 1 дополнить словами ", но не в большем, чем объем, определяемый формулой, содержащейся в решении о выдаче патента на изобретение";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Временная правовая охрана считается ненаступившей, если заявка на изобретение была отозвана или признана отозванной либо по заявке на изобретение принято решение об отказе в выдаче патента и исчерпана предусмотренная настоящим Законом возможность подачи возражения против этого решения.".
23. Статьи 23 и 24 изложить в следующей редакции:
"Статья 23. Экспертиза заявки на полезную модель
1. По заявке на полезную модель, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проводится экспертиза, в процессе которой проверяются наличие документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона, соблюдение установленных требований к ним и отсутствие нарушения требования единства полезной модели, а также рассматривается вопрос о том, относится ли заявленное решение к охраняемому в