ального закона от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации, обязательств иностранного банка, принятых через свой филиал, созданный для осуществления деятельности на территории Российской Федерации, и могут быть дифференцированными для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией, небанковских кредитных организаций и филиалов иностранных банков. В этом случае нормативы обязательных резервов, устанавливаемые для банков с универсальной лицензией, должны быть едиными для всех банков с универсальной лицензией, устанавливаемые для банков с базовой лицензией, должны быть едиными для всех банков с базовой лицензией, устанавливаемые для небанковских кредитных организаций, должны быть едиными для всех небанковских кредитных организаций, устанавливаемые для филиалов иностранных банков, должны быть едиными для всех филиалов иностранных банков. Нормативы обязательных резервов, устанавливаемые для банков с базовой лицензией, не могут быть выше нормативов обязательных резервов, устанавливаемых для банков с универсальной лицензией. (В редакции федеральных законов от 01.05.2017 № 92-ФЗ, от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
Коэффициент усреднения обязательных резервов представляет собой числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1 и который применяется для расчета усредненной величины обязательных резервов. Коэффициент усреднения обязательных резервов может быть дифференцированным для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией, небанковских кредитных организаций и филиалов иностранных банков. В этом случае максимальная величина коэффициента усреднения обязательных резервов, устанавливаемого для банков с универсальной лицензией, должна быть единой для всех банков с универсальной лицензией, устанавливаемого для банков с базовой лицензией, должна быть единой для всех банков с базовой лицензией, устанавливаемого для небанковских кредитных организаций, должна быть единой для всех небанковских кредитных организаций, устанавливаемого для филиалов иностранных банков, должна быть единой для всех филиалов иностранных банков. (В редакции федеральных законов от 01.05.2017 № 92-ФЗ, от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
Банк России имеет право установить порядок депонирования кредитными организациями, филиалами иностранных банков обязательных резервов на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и (или) путем поддержания на корреспондентском счете, открытом в Банке России, усредненной величины обязательных резервов, рассчитываемой исходя из размера коэффициента усреднения обязательных резервов. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
При нарушении обязательных резервных требований Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, с корреспондентского счета иностранного банка, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, открытого в Банке России, сумму недовнесенных на счета для хранения обязательных резервов денежных средств (недовзнос в обязательные резервы) и при невыполнении обязанности по усреднению обязательных резервов сумму денежных средств, рассчитываемую исходя из величины невыполнения усреднения обязательных резервов, определяемой как разница между предоставленной кредитной организации, филиалу иностранного банка и фактически поддержанной кредитной организацией, филиалом иностранного банка усредненными величинами обязательных резервов, в размере и порядке, установленных Банком России. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
Банк России также имеет право взыскать с кредитной организации, иностранного банка, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, в судебном порядке штраф за нарушение обязательных резервных требований в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ключевой ставки Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения. (В редакции федеральных законов от 30.12.2021 № 484-ФЗ, от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией и филиалом иностранного банка на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, взыскания не обращаются. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
После отзыва (аннулирования) у кредитной организации, иностранного банка, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией, филиалом иностранного банка на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, перечисляются на открытый в Банке России корреспондентский счет кредитной организации или иностранного банка, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
При реорганизации кредитной организации, иностранного банка, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, порядок переоформления обязательных резервов кредитной организации, обязательных резервов филиала иностранного банка, ранее депонированных на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)
Статья 39. Под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:
1) купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами;
2) купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на организованных торгах, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)
При осуществлении Банком России операций на открытом рынке с акциями допускаются только заключение договоров репо, а также реализация Банком России акций в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по договору репо.
(Статья в редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 281-ФЗ)
Статья 40. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций, а также иностранных банков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
Статья 41. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Статья 42. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Статья 43. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на проведение кредитными организациями, а также иностранными банками, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы, отдельных банковских операций. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, а также иностранных банков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
Статья 44. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций, а также иностранных банков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций, филиалов иностранных банков и суммой обязательных резервов кредитных организаций, филиалов иностранных банков, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов. (В редакции федеральных законов от 18.06.2005 № 61-ФЗ, от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
Статья 45. Банк России ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. (В редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 192-ФЗ)
Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
основные показатели денежной программы на предстоящий год;
варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
абзац. (Утратил силу - Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Глава VII1. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
(Дополнение главой - Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
Статья 451. Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации.
Банк России не менее двух раз в год публикует обзор финансовой стабильности.
Статья 452. Банк России осуществляет мониторинг состояния финансового рынка Российской Федерации, в том числе для выявления ситуаций, угрожающих финансовой стабильности Российской Федерации.
С целью предупреждения возникновения ситуаций, угрожающих финансовой стабильности Российской Федерации, Банк России разрабатывает меры, направленные на снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации и предусмотренные настоящей статьей или статьей 456 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 06.12.2021 № 398-ФЗ)
В качестве меры, направленной на снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации, Банк России на основании решения Совета директоров вправе устанавливать надбавки к коэффициентам риска по отдельным видам активов из числа включаемых в расчет нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Надбавки к коэффициентам риска по отдельному виду активов могут быть дифференцированными в зависимости от значений характеристики соответствующего вида актива, установленных Советом директоров. Виды активов, к которым могут быть установлены надбавки к коэффициентам риска, а также характеристики указанных видов активов устанавливаются нормативным актом Банка России. (Дополнение частью - Федеральный закон от 07.03.2018 № 53-ФЗ)
Надбавки к коэффициентам риска по отдельным видам активов учитываются при расчете нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). (Дополнение частью - Федеральный закон от 07.03.2018 № 53-ФЗ)
Для кредитных организаций (банковских групп), принявших на себя обязанность по применению банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков в целях расчета обязательных нормативов, особенности применения надбавок к коэффициентам риска по отдельным видам активов устанавливаются нормативным актом Банка России. (Дополнение частью - Федеральный закон от 07.03.2018 № 53-ФЗ)
Статья 453. Банк России один раз в год представляет в Государственную Думу проект основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 30.12.2015 № 426-ФЗ, от 30.12.2020 № 514-ФЗ)
Предварительно проект основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации представляется Банком России Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 426-ФЗ)
Государственная Дума рассматривает проект основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на парламентских слушаниях и направляет в Банк России соответствующие рекомендации. (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 426-ФЗ)
Статья 454. Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ)
Статья 455. Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Банк России один раз в три года принимает основные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.04.2024 № 97-ФЗ)
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ)
Статья 456. В качестве меры, направленной на снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации, Банк России на основании решения Совета директоров вправе устанавливать для кредитных организаций и (или) микрофинансовых организаций максимально допустимую долю отдельных видов кредитов (займов), предоставляемых физическим лицам кредитной организацией или микрофинансовой организацией и соответствующих установленным Советом директоров числовым значениям характеристик кредитов (займов), и отдельных видов кредитов (займов), полученных кредитной организацией или микрофинансовой организацией в качестве прав (требований) к физическим лицам и соответствующих установленным Советом директоров числовым значениям характеристик кредитов (займов), в общем объеме кредитов (займов) указанного вида, предоставленных кредитной организацией или микрофинансовой организацией физическим лицам и полученных кредитной организацией или микрофинансовой организацией в качестве прав (требований) к физическим лицам, и (или) в общем объеме кредитов (займов), предоставленных кредитной организацией или микрофинансовой организацией физическим лицам и юридическим лицам и полученных кредитной организацией или микрофинансовой организацией в качестве прав (требований) к физическим лицам и юридическим лицам (далее - макропруденциальный лимит), а также срок действия макропруденциальных лимитов.
Виды кредитов (займов), в отношении которых могут быть установлены макропруденциальные лимиты, характеристики указанных кредитов (займов) и порядок установления и применения макропруденциальных лимитов в отношении указанных кредитов (займов) определяются нормативным актом Банка России.
Макропруденциальные лимиты могут быть дифференцированными для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и микрофинансовых организаций (микрофинансовых компаний и микрокредитных компаний) в зависимости от числовых значений характеристик кредитов (займов).
Решение об установлении макропруденциальных лимитов принимается с учетом определяемых Банком России факторов риска увеличения долговой нагрузки заемщиков - физических лиц.
В случае превышения кредитной организацией или микрофинансовой организацией значения макропруденциального лимита Банк России вправе уменьшить значение макропруденциального лимита в отношении указанной кредитной организации или микрофинансовой организации, установить для указанной кредитной организации повышенные значения надбавок к коэффициентам риска, определенных в соответствии со статьей 452 настоящего Федерального закона, или установить дополнительные коэффициенты риска для указанной микрофинансовой организации, определенные в соответствии с пунктом 56 части 4 статьи 14 Федерального закона от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", и (или) применить меры в соответствии со статьями 74 и 765 настоящего Федерального закона или в соответствии с другими федеральными законами. Порядок применения мер, предусмотренных настоящей частью, определяется нормативными актами Банка России.
Положения настоящей статьи не применяются в отношении кредитов (займов), предоставленных юридическим лицам, физическим лицам в целях, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, кредитов (займов), предоставленных физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, обязательства физического лица по которым обеспечены ипотекой, а также кредитов (займов), обязательства физического лица по которым обеспечены залогом автомототранспортного средства.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 06.12.2021 № 398-ФЗ)
ГЛАВА VIII. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ, СДЕЛКИ И УСЛУГИ БАНКА РОССИИ
(Наименование в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)
Статья 46. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, в том числе иностранными банками, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы, Правительством Российской Федерации, Агентством по ст