ной палаты адвокатов является член совета Федеральной палаты адвокатов, за кандидатуру которого проголосовали простое большинство представителей адвокатских палат, участвующих в работе Съезда.
В случае, если большинство представителей адвокатских палат, участвующих в работе Съезда, не проголосовали ни за одну из кандидатур членов совета Федеральной палаты адвокатов, выдвигавшихся на должность президента Федеральной палаты адвокатов, избрание президента Федеральной палаты адвокатов осуществляется в тот же день в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи, из числа членов совета Федеральной палаты адвокатов, не выдвигавшихся на должность президента Федеральной палаты адвокатов на Съезде.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.12.2019 № 400-ФЗ)
7. Президент Федеральной палаты адвокатов представляет Федеральную палату адвокатов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами, действует от имени Федеральной палаты адвокатов без доверенности, выдает доверенности и заключает сделки от имени Федеральной палаты адвокатов, распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов по решению совета Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и с назначением имущества, осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата Федеральной палаты адвокатов, созывает заседания совета Федеральной палаты адвокатов, обеспечивает исполнение решений совета Федеральной палаты адвокатов и решений Всероссийского съезда адвокатов, реализует права и обязанности представителя Федеральной палаты адвокатов на Всероссийском съезде адвокатов по должности. (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 400-ФЗ)
71. В исключительных случаях в целях обеспечения единообразного применения норм настоящего Федерального закона, кодекса профессиональной этики адвоката и единства дисциплинарной практики, а также соблюдения решений Федеральной палаты адвокатов и ее органов президент Федеральной палаты адвокатов по собственной инициативе или по представлению вице-президента возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката при получении сведений о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм настоящего Федерального закона, кодекса профессиональной этики адвоката, неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей и направляет дисциплинарное дело в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, членом которой является адвокат, для рассмотрения квалификационной комиссией и советом в порядке, предусмотренном кодексом профессиональной этики адвоката, а если дисциплинарное дело возбуждено в отношении адвоката, занимающего выборную должность в органах адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, то передает указанное дело на рассмотрение комиссии по этике и стандартам и совета Федеральной палаты адвокатов в качестве квалификационной комиссии и совета соответственно. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.06.2016 № 160-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 400-ФЗ)
8. Президент и вице-президенты, а также другие члены совета Федеральной палаты адвокатов могут совмещать работу в совете Федеральной палаты адвокатов с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в совете Федеральной палаты адвокатов в размере, определяемом советом Федеральной палаты адвокатов. (В редакции Федерального закона от 20.12.2004 № 163-ФЗ)
9. Совет Федеральной палаты адвокатов не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
Статья 371. Комиссия по этике и стандартам
1. Комиссия по этике и стандартам является коллегиальным органом Федеральной палаты адвокатов, разрабатывающим стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской профессии, дающим обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснения по вопросам применения кодекса профессиональной этики адвоката, а также осуществляющим в соответствии с кодексом профессиональной этики адвоката и регламентом комиссии по этике и стандартам иные полномочия. (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 400-ФЗ)
2. Порядок деятельности комиссии по этике и стандартам определяется настоящим Федеральным законом, кодексом профессиональной этики адвоката и регламентом комиссии по этике и стандартам.
3. Комиссия по этике и стандартам формируется на четыре года в количестве шестнадцати членов по следующим нормам представительства:
1) от адвокатов - президент Федеральной палаты адвокатов, а также девять адвокатов, избираемых Всероссийским съездом адвокатов;
2) от федерального органа юстиции - два представителя;
3) от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - два представителя;
4) от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - два представителя.
4. Председателем комиссии по этике и стандартам является президент Федеральной палаты адвокатов по должности.
5. Комиссия по этике и стандартам:
1) разрабатывает для утверждения Всероссийским съездом адвокатов обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской профессии; (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 400-ФЗ)
2) по запросу президента Федеральной палаты адвокатов, совета Федеральной палаты адвокатов, совета адвокатской палаты дает обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов и утверждаемые советом Федеральной палаты адвокатов разъяснения по вопросам применения кодекса профессиональной этики адвоката и положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов;
3) обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах, и в связи с этим разрабатывает для утверждения советом Федеральной палаты адвокатов необходимые рекомендации;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные регламентом комиссии по этике и стандартам.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 02.06.2016 № 160-ФЗ)
Статья 372. Рассмотрение дисциплинарного дела в Федеральной палате адвокатов
1. Решение совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано в Федеральную палату адвокатов лицом, статус адвоката которого был прекращен, в течение месяца со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о принятом решении.
2. Комиссия по этике и стандартам в течение месяца со дня поступления жалобы в Федеральную палату адвокатов принимает жалобу к рассмотрению или мотивированно отказывает в принятии ее к рассмотрению. Комиссия по этике и стандартам вправе истребовать дисциплинарное дело из адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, совет которой обязан обеспечить получение комиссией по этике и стандартам дисциплинарного дела в течение семи календарных дней со дня истребования.
3. Комиссия по этике и стандартам обязана в течение месяца со дня принятия жалобы к рассмотрению или поступления обращения президента Федеральной палаты адвокатов о пересмотре решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката либо об отказе в прекращении статуса адвоката рассмотреть дисциплинарное дело и направить заключение и дисциплинарное дело в совет Федеральной палаты адвокатов, который обязан рассмотреть их в течение месяца.
4. По результатам рассмотрения дисциплинарного дела совет Федеральной палаты адвокатов вправе:
1) оставить решение по дисциплинарному делу без изменения;
2) изменить решение по дисциплинарному делу;
3) отменить решение по дисциплинарному делу и принять новое решение.
5. При рассмотрении дисциплинарного дела в Федеральной палате адвокатов течение сроков применения к адвокату мер дисциплинарной ответственности начинается заново со дня поступления в Федеральную палату адвокатов дисциплинарного дела.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 02.12.2019 № 400-ФЗ)
Статья 38. Имущество Федеральной палаты адвокатов
1. Имущество Федеральной палаты адвокатов формируется за счет отчислений, осуществляемых адвокатскими палатами, грантов и благотворительной помощи (пожертвований), поступающих от юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральная палата адвокатов является собственником данного имущества.
2. К затратам на общие нужды Федеральной палаты адвокатов относятся расходы на вознаграждение адвокатов, работающих в органах Федеральной палаты адвокатов, компенсация данным адвокатам расходов, связанных с их работой в указанных органах, расходы на заработную плату работников аппарата Федеральной палаты адвокатов, материальное обеспечение деятельности Федеральной палаты адвокатов и иные расходы, предусмотренные сметой Федеральной палаты адвокатов. (В редакции Федерального закона от 20.12.2004 № 163-ФЗ)
Статья 39. Общественные объединения адвокатов
Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) общественных объединений адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественные объединения адвокатов не вправе осуществлять предусмотренные настоящим Федеральным законом функции адвокатских образований, а также функции адвокатских палат субъектов Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов либо их органов.
Глава 41. Комплексная информационная система адвокатуры России
(Дополнение главой - Федеральный закон от 22.04.2024 № 83-ФЗ)
Статья 391. Комплексная информационная система адвокатуры России
1. Комплексной информационной системой адвокатуры России (далее также - КИС АР) является автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной палате адвокатов и предназначенная для комплексной автоматизации деятельности Федеральной палаты адвокатов, адвокатских палат, адвокатских образований и адвокатов по реализации установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнению обязанностей по обеспечению всех видов информационного взаимодействия (обмена).
2. Оператором КИС АР является Федеральная палата адвокатов.
3. Доступ в КИС АР адвокатам, адвокатским образованиям, адвокатским палатам, а также иным лицам, которым такой доступ предоставлен в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в том числе лицам, претендующим на присвоение статуса адвоката, членам квалификационных комиссий, не являющимся адвокатами, лицам, осуществляющим в установленных законом случаях назначение защитников или представителей в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве или в иных установленных законом случаях, обеспечивается путем использования программного обеспечения КИС АР посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием электронных вычислительных машин или пользовательского оборудования (оконечного оборудования), имеющего в своем составе идентификационный модуль. Способы идентификации и аутентификации субъектов доступа в КИС АР определяются оператором КИС АР. Для идентификации и аутентификации в КИС АР пользователей, указанных в настоящем пункте, может использоваться федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Идентификация и аутентификация в КИС АР судов (судей) и работников аппаратов судов, следователей, дознавателей, должностных лиц органов дознания, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих обеспечение деятельности мировых судей, могут осуществляться в порядке, установленном соглашением (соглашениями) между Федеральной палатой адвокатов и федеральными государственными органами, к полномочиям которых отнесены рассмотрение сообщений о преступлениях, предварительное расследование и (или) производство неотложных следственных действий, а также между Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
4. Положение о КИС АР утверждается советом Федеральной палаты адвокатов и определяет структуру и состав подсистем КИС АР и их функции, порядок направления и обработки информации в КИС АР, порядок взаимодействия КИС АР с другими информационными системами, порядок предоставления доступа к содержащимся в КИС АР сведениям, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Совет Федеральной палаты адвокатов вправе утвердить порядок и случаи предоставления доступа к содержащимся в КИС АР сведениям с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" при условии их согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
5. Идентификация и аутентификация пользователя - физического лица в КИС АР посредством единой системы идентификации и аутентификации могут осуществляться с использованием одного или нескольких из следующих сведений, позволяющих однозначно идентифицировать его личность: фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика, иная информация, позволяющая подтвердить его личность.
6. Идентификация и аутентификация пользователя - юридического лица в КИС АР посредством единой системы идентификации и аутентификации могут осуществляться с использованием одного или нескольких из следующих сведений, позволяющих однозначно идентифицировать юридическое лицо: наименование и организационно-правовая форма, основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.
Статья 392. Состав комплексной информационной системы адвокатуры России
1. КИС АР состоит из подсистем, предназначенных для автоматизации основных направлений деятельности адвокатов, адвокатских образований, адвокатских палат и Федеральной палаты адвокатов, включая:
1) проведение квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката и автоматизированной анонимной проверки результатов электронного тестирования;
2) присвоение, приостановление, возобновление, прекращение, восстановление статуса адвоката, изменение адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, в том числе информационное взаимодействие (обмен) федерального органа юстиции с территориальными органами юстиции при ведении ими Единого государственного реестра адвокатов;
3) обеспечение ведения реестров адвокатских образований адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации;
4) оказание юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников или представителей в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве или в иных установленных законом случаях по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в порядке, предусмотренном подпунктом 31 пункта 3 статьи 37 настоящего Федерального закона, информационное взаимодействие (обмен) с органами дознания, органами предварительного следствия и судами по вопросам оказания такой юридической помощи;
5) оказание бесплатной юридической помощи адвокатами в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", а также ведение учета и отчетности об оказании бесплатной юридической помощи, информационное взаимодействие (обмен) с иными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи;
6) повышение профессионального уровня адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов, ведение учета и отчетности, связанные с ним;
7) организацию информационного обеспечения адвокатов, адвокатских образований и адвокатских палат субъектов Российской Федерации;
8) обеспечение в предусмотренных законом случаях информационного взаимодействия (обмена), в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и единой системы межведомственного электронного взаимодействия, адвокатуры с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, судами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими и физическими лицами в пределах полномочий указанных органов и лиц, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами.
2. Сроки и порядок разработки и введения в эксплуатацию подсистем КИС АР или их отдельных частей определяются советом Федеральной палаты адвокатов.
Статья 393. Состав и порядок предоставления сведений, содержащихся в комплексной информационной системе адвокатуры России
1. КИС АР содержит сведения:
1) о лицах, претендующих на присвоение статуса адвоката;
2) об адвокатах и адвокатской деятельности;
3) об адвокатских образованиях (в том числе филиалах, иных обособленных подразделениях), адвокатских палатах субъектов Российской Федерации, о Федеральной палате адвокатов и об осуществляемой ими деятельности;
4) о назначении и об участии адвокатов в качестве защитников или представителей в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве или в иных установленных законом случаях по назначению соответствующих государственных органов, в том числе органов дознания, органов предварительного следствия или суда, о возмещении адвокатам процессуальных издержек;
5) об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи.
2. Наряду со сведениями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, КИС АР содержит иные сведения (в том числе сведения справочно-аналитического характера), которые касаются деятельности адвокатов, адвокатских образований, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов и состав которых определяется советом Федеральной палаты адвокатов.
3. Сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, представляются:
1) лицами, претендующими на присвоение статуса адвоката, адвокатами, лицами, статус адвоката которых прекращен, членами квалификационных комиссий, указанными в подпунктах 2 - 6 пункта 2 статьи 33 настоящего Федерального закона;
2) Федеральной палатой адвокатов, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, адвокатскими образованиями, их обособленными подразделениями;
3) федеральным органом юстиции, территориальными органами юстиции;
4) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им учреждениями и организациями, уполномоченными в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;
5) Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами;
6) иными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им учреждениями и организациями, юридическими лицами, в ведении которых находятся сведения по входящим в компетенцию указанных органов и организаций во