а их выполнение должностных лиц.
Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
3. Для установления временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов план мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности включают в себя показатели и график поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду.
4. В план мероприятий по охране окружающей среды, программу повышения экологической эффективности включаются также мероприятия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 17 настоящего Федерального закона, и могут быть включены мероприятия, предусмотренные подпунктом 4 пункта 4 статьи 17 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)
Не подлежат включению в план мероприятий по охране окружающей среды, программу повышения экологической эффективности мероприятия, направленные на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, устройств природоохранного значения.
5. Срок реализации плана мероприятий по охране окружающей среды не может превышать семь лет и не подлежит продлению.
Срок реализации программы повышения экологической эффективности не может превышать семь лет и не подлежит продлению, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.
6. Для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, численность работников на которых составляет не менее чем 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта (градообразующих организаций) или превышает пять тысяч человек, а также для объектов, хозяйственная и (или) иная деятельность на которых осуществляется федеральными государственными унитарными предприятиями или открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг и имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, срок реализации программы повышения экологической эффективности не может превышать четырнадцать лет и не подлежит продлению.
7. Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Проект программы повышения экологической эффективности до ее утверждения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем подлежит одобрению межведомственной комиссией, которую создает уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, устанавливающий порядок рассмотрения и одобрения проекта программы повышения экологической эффективности. В состав такой межведомственной комиссии включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и экспертных организаций. (В редакции федеральных законов от 26.07.2019 № 195-ФЗ, от 25.12.2023 № 683-ФЗ)
Положение о межведомственной комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.
9. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, указанный в пункте 8 настоящей статьи, размещает проект программы повышения экологической эффективности на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечивающей возможность свободного доступа к нему заинтересованных лиц.
10. Срок рассмотрения программы повышения экологической эффективности не может превышать два месяца и может быть продлен по обращению заявителя, но не более чем на два месяца. (В редакции федеральных законов от 27.12.2019 № 453-ФЗ, от 25.12.2023 № 622-ФЗ)
В течение срока рассмотрения программы повышения экологической эффективности заявитель вправе направить в межведомственную комиссию заявление об отзыве программы повышения экологической эффективности в целях прекращения ее рассмотрения. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 25.12.2023 № 622-ФЗ)
11. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, представляют отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 25.12.2023 № 622-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
12. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительный орган субъекта Российской Федерации при осуществлении государственного экологического контроля (надзора) осуществляет контроль за реализацией плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности. (В редакции федеральных законов от 25.12.2023 № 622-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
13. Программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, разрабатываются и утверждаются на период поэтапного достижения соответственно технологических нормативов и нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ.
Сведения об очистке сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, информация о программах повышения экологической эффективности, планах мероприятий по охране окружающей среды, указанных в абзаце первом настоящего пункта, об итогах реализации этих программ и планов не реже одного раза в год публикуются органом местного самоуправления в средствах массовой информации и размещаются на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ)
14. В случае внесения изменений в программу повышения экологической эффективности, утвержденную юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и являющуюся неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения, такая программа повышения экологической эффективности до ее утверждения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с учетом внесенных изменений и пересмотра комплексного экологического разрешения подлежит одобрению межведомственной комиссией в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных пунктом 16 настоящей статьи. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 25.12.2023 № 622-ФЗ)
15. Внесение изменений в программу повышения экологической эффективности, в том числе изменение сроков выполнения мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по инициативе юридического лица или индивидуального предпринимателя, утвердивших одобренную межведомственной комиссией программу повышения экологической эффективности и получивших комплексное экологическое разрешение.
Внесение изменений в программу повышения экологической эффективности не может быть направлено на продление срока реализации программы повышения экологической эффективности, если в результате такого продления указанный срок будет превышать сроки, установленные пунктами 5 и 6 настоящей статьи, а также на превышение показателей нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов, содержащихся в комплексном экологическом разрешении.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 25.12.2023 № 622-ФЗ)
16. В случаях замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса (места нахождения), а также в случаях изменения фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, в программу повышения экологической эффективности вносятся изменения в рамках внесения изменений в комплексное экологическое разрешение в соответствии с пунктом 17 статьи 311 настоящего Федерального закона. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 25.12.2023 № 622-ФЗ)
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)
Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации прав граждан в области охраны окружающей среды, а также предотвращения и выявления нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, а также гражданами.
3. Проведение общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) на объектах, используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства, других объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, не допускается.
4. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
(Статья в редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 683-ФЗ)
Статья 681.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 29.12.2004 № 199-ФЗ) (Утратила силу - Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ)
Статья 682. Общественные инспекторы по охране окружающей среды
1. Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, вправе осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды и оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим региональный государственный экологический контроль (надзор).
2. Гражданин, подавший в указанные в пункте 1 настоящей статьи органы, осуществляющие государственный экологический контроль (надзор), заявление о намерении осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды, обязан обладать знаниями, необходимыми для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля). Наличие этих знаний проверяется указанными в пункте 1 настоящей статьи органами, осуществляющими государственный экологический контроль (надзор), в форме тестирования без взимания платы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по перечню вопросов, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Не вправе осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды лица:
1) признанные иностранными агентами в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием";
2) лишенные в судебном порядке специального права, права занимать должности в области охраны окружающей среды и природопользования;
3) имеющие судимость;
4) признанные недееспособными;
5) привлеченные неоднократно в течение года, предшествующего дате подачи гражданином в указанные в пункте 1 настоящей статьи органы, осуществляющие государственный экологический контроль (надзор), заявления о намерении осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды, к административной ответственности за административные правонарушения в области охраны окружающей среды;
6) имеющие гражданство иностранного государства.
4. Общественные инспекторы по охране окружающей среды при осуществлении общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) взаимодействуют с указанными в пункте 1 настоящей статьи органами, осуществляющими государственный экологический контроль (надзор).
5. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), ведется перечень общественных инспекторов по охране окружающей среды, который является общедоступным и подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте указанного органа.
6. Перечень общественных инспекторов по охране окружающей среды должен содержать следующие сведения:
1) номер записи;
2) фамилия, имя и отчество (при наличии) общественного инспектора по охране окружающей среды;
3) дата принятия решения о внесении сведений об общественном инспекторе по охране окружающей среды в перечень общественных инспекторов по охране окружающей среды;
4) номер удостоверения общественного инспектора по охране окружающей среды, дата его выдачи и срок его действия (при наличии);
5) наименование органа, осуществляющего государственный экологический контроль (надзор), проводившего тестирование гражданина, подавшего заявление о намерении осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды.
7. Общественный инспектор по охране окружающей среды при осуществлении общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) наряду с обязанностями, предусмотренными статьей 11 настоящего Федерального закона, обязан:
1) соблюдать ограничения, установленные федеральными законами, связанные с деятельностью физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
2) не создавать препятствий законной деятельности физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
8. Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды (в том числе порядок взаимодействия общественных инспекторов по охране окружающей среды с указанными в пункте 1 настоящей статьи органами, осуществляющими государственный экологический контроль (надзор), порядок ведения перечня общественных инспекторов по охране окружающей среды устанавливаются Правительством Российской Федерации.
9. Общественные инспекторы по охране окружающей среды вправе получить удостоверение, форма и порядок выдачи которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
10. Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы, осуществляющие государственный экологический контроль (надзор), рассматривают материалы о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды, представленные общественным инспектором по охране окружающей среды, и информируют общественного инспектора по охране окружающей среды о результатах рассмотрения указанных материалов в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
11. Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы, осуществляющие государственный экологический контроль (надзор), не вправе препятствовать присутствию общественных инспекторов по охране окружающей среды при проведении указанными органами выездного обследования по материалам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды, представленным данными общественными инспекторами по охране окружающей среды, а также при открытом рассмотрении указанными органами дел об административных правонарушениях.
12. При осуществлении общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) не допускается препятствовать фиксации общественными инспекторами по охране окружающей среды действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц с применением фото- и киносъемки, видео- и аудиозаписи и иных способов фиксации, если это не противоречит федеральным законам.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 25.12.2023 № 683-ФЗ)
Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
1. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического контроля (надзора). (В редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 622-ФЗ)
2. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
3. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
4. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя:
наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказываю