ответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к компетентным в области автономного судоходства организациям.
2. Компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь свидетельство, выданное российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, подтверждающее соответствие компетентной в области автономного судоходства организации требованиям настоящего Кодекса.
3. Компетентная в области автономного судоходства организация несет ответственность за вред, причиненный автономному судну или третьим лицам в результате ненадлежащего управления автономным судном.
Статья 416. Ответственность за причинение вреда автономным судном
Владелец автономного судна, собственник автономного судна, компетентная в области судоходства организация, осуществляющая управление автономным судном, производитель оборудования и разработчик программного обеспечения, предназначенных для обеспечения автономного судовождения, несут солидарную ответственность за причинение вреда третьим лицам, а также за причинение вреда водной среде вследствие эксплуатации автономного судна или в связи с эксплуатацией автономного судна.
Статья 417. Правовой статус внешнего капитана автономного судна, члена внешнего экипажа автономного судна
1. Внешний капитан полуавтономного судна, член внешнего экипажа полуавтономного судна дают рекомендации капитану полуавтономного судна в части режимов работы судовых двигателей и рулевого устройства, маршрута движения полуавтономного судна или осуществляют дистанционное управление полуавтономным судном.
2. Внешний капитан полностью автономного судна при управлении полностью автономным судном является лицом, ответственным за управление полностью автономным судном, и выполняет все функции и обязанности, возложенные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации на капитана судна по управлению судном, обеспечению безопасности плавания и предотвращению загрязнения окружающей среды.
3. Член внешнего экипажа автономного судна подчиняется внешнему капитану автономного судна и несет ответственность за выполнение функций по управлению автономным судном, возложенных на него внешним капитаном автономного судна.
Статья 418. Перевозка груза и (или) пассажиров автономным судном
1. Перевозка груза и (или) пассажиров автономным судном осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Владелец автономного судна, если иное не предусмотрено договором перевозки или настоящим Кодексом, несет ответственность за состояние, пригодное для безопасного плавания автономного судна, безопасную перевозку груза и (или) пассажиров в соответствии с договором перевозки.
2. Перевозка пассажиров полностью автономными судами не допускается.
Глава VII. Возмещение вреда от столкновения судов
Статья 42. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
1. При столкновении судов убытки, причиненные таким судам, находящимся на них людям, а также грузам или иному имуществу, возмещаются в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. Указанные правила применяются и в случае, если убытки причинены одним судном другому судну или находящимся на нем людям, а также грузу или иному имуществу выполнением или невыполнением маневра либо несоблюдением правил плавания, если даже при этом не произошло столкновение судов.
2. Правила, установленные настоящей главой, также распространяются на суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые в момент столкновения судов только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных кораблей, пограничных кораблей, военно-вспомогательных судов, а также судов, используемых в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны. (В редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 148-ФЗ)
Статья 43. Вина судов в столкновении
1. В случае, если столкновение судов произошло по вине одного из судов, убытки несет то судно, по чьей вине произошло столкновение.
2. В случае, если столкновение судов произошло по вине двух или более судов, ответственность каждого из них за убытки определяется соразмерно степени вины. В случае, если невозможно установить степень вины каждого из судов, ответственность за убытки распределяется между ними поровну.
3. Ни одно из участвовавших в столкновении судов не предполагается виновным, если не доказано иное.
4. Ответственность, установленная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, наступает и в случае, если столкновение судов произошло по вине лоцмана, если даже лоцманская проводка была обязательной.
5. Владельцы судов, виновных в столкновении, отвечают солидарно перед третьими лицами за вред, причиненный в результате смерти или повреждения здоровья людей, причем судовладелец, уплативший большую сумму, чем ему следует уплатить в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, имеет право регресса к другим судовладельцам.
Статья 44. Возмещение убытков, причиненных утратой или повреждением багажа пассажиров и имущества третьих лиц
1. Ответственность за вред, причиненный утратой или повреждением багажа пассажиров при столкновении судов, определяется в соответствии с гражданским законодательством.
2. За убытки, причиненные имуществу третьих лиц, владельцы судов, виновных в столкновении, несут ответственность в соответствии с пунктом 2 статьи 43 настоящего Кодекса.
Глава VIII. Затонувшее имущество
Статья 45. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего на внутренних водных путях. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 367-ФЗ)
Действие правил, установленных настоящей главой, распространяется на владельца затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов (далее также - затонувшее судно), на собственников иного затонувшего имущества. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 28.07.2012 № 131-ФЗ)
2. К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег. (В редакции федеральных законов от 28.07.2012 № 131-ФЗ; от 03.07.2016 № 367-ФЗ)
3. Правила, установленные настоящей главой, не применяются к:
подъему, удалению и уничтожению затонувшего военного имущества;
подъему затонувшего имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на дне на внутренних водных путях. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 367-ФЗ)
4. В случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества рассматривается как спасательная операция в соответствии с правилами, установленными главой XVI настоящего Кодекса, такие правила применяются к вознаграждению и специальной компенсации спасателей независимо от правил, установленных настоящей главой.
Статья 46.
(Статья утратила силу - Федеральный закон от 28.07.2012 № 131-ФЗ)
Статья 47.
(Статья утратила силу - Федеральный закон от 28.07.2012 № 131-ФЗ)
Статья 471. Обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества
1. Владелец затонувшего судна обязан обеспечить подъем затонувшего судна.
2. Собственник иного затонувшего имущества обязан обеспечить подъем такого имущества.
3. Владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества немедленно обязан известить администрацию соответствующего бассейна внутренних водных путей о затонувшем судне или об ином затонувшем имуществе.
4. В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде либо препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок.
5. В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество не создает угрозу безопасности судоходства либо не препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляется не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их.
6. В случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.
7. Владелец затонувшего судна несет ответственность по обязательствам, возникшим в результате затопления судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов, в соответствии со статьей 121 настоящего Кодекса.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 28.07.2012 № 131-ФЗ)
Статья 48. Права собственника на затонувшее имущество
В случаях, если собственник затонувшего имущества не поднимет имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 471 настоящего Кодекса, права собственника на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 131-ФЗ)
Статья 49. Подъем, удаление, утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества администрацией бассейна внутренних водных путей
1. Администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 471 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 367-ФЗ)
2. Подъем, удаление либо утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества в случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется за счет владельца затонувшего судна или собственника иного затонувшего имущества с учетом требований статьи 121 настоящего Кодекса.
(Статья в редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 131-ФЗ)
Статья 50. Истребование поднятого затонувшего имущества его собственником
Затонувшее имущество, поднятое в соответствии с пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, может быть истребовано его собственником после возмещения им расходов на подъем затонувшего имущества и других понесенных в связи с этим расходов при условии, если с момента подъема затонувшего имущества прошел не более чем один год.
Статья 51. Право бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте на полное возмещение понесенных им расходов
По истечении срока, предусмотренного статьей 50 настоящего Кодекса, администрация бассейна внутренних водных путей имеет право: (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 131-ФЗ)
продать поднятое затонувшее имущество или его часть в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и получить за счет суммы, вырученной от его продажи, возмещение расходов на его подъем и других понесенных в связи с этим расходов;
получить от собственника затонувшего имущества возмещение расходов, не покрываемых суммой, вырученной от его продажи, и при уничтожении затонувшего имущества - возмещение расходов, понесенных в связи с уничтожением такого имущества.
Статья 52. Случайно поднятые затонувшее судно или иное затонувшее имущество
1. Лицо, случайно поднявшее затонувшее судно или иное затонувшее имущество, имеет право на получение вознаграждения от владельца такого судна или собственника такого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Случайно поднятые затонувшее судно или иное затонувшее имущество, от прав на которые владелец или собственник отказался либо которые являются бесхозяйными, может быть обращено в государственную, муниципальную или частную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 131-ФЗ)
Глава IX. Порты
Статья 53. Общие положения
1. Портовые гидротехнические сооружения (в том числе причалы), перегрузочные комплексы и иное расположенное на территории и в акватории речного порта имущество (далее - объекты речного порта) могут находиться в государственной, муниципальной или частной собственности. (В редакции Федерального закона от 27.11.2023 № 557-ФЗ)
Средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов, оборудование технологической связи речного транспорта, объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством могут находиться только в федеральной собственности.
2. Находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты речного порта, за исключением объектов, не подлежащих приватизации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей, при условии обременения таких объектов обязательством по их использованию в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. (В редакции Федерального закона от 27.11.2023 № 557-ФЗ)
21. Критерии отнесения объектов речного порта к объектам, не востребованным в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, устанавливаются Правительством Российской Федерации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.11.2023 № 557-ФЗ)
22. Решение об отнесении объектов речных портов, расположенных на территориях и в акваториях речных портов, в которых не установлены границы, к объектам, не востребованным в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, принимается Правительством Российской Федерации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.11.2023 № 557-ФЗ)
23. Решение об отнесении объектов речного порта, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях и в акваториях речных портов, в которых установлены границы, к объектам, не востребованным в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, принимается на основании критериев, указанных в пункте 21 настоящей статьи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, исполнительным органом субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Порядок принятия такого решения устанавливается указанными органами государственной власти или органом местного самоуправления самостоятельно. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.11.2023 № 557-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
24. Объекты речного порта, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и отнесенные к объектам, не востребованным в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, приватизируются в порядке и способами, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о приватизации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.11.2023 № 557-ФЗ)
3. Договор аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта речного порта, за исключением земельного участка, заключается без проведения торгов с лицом, которому на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит относящийся к недвижимому имуществу смежный объект инфраструктуры порта, если этот смежный объект по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом порта и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в порту. (В редакции Федерального закона от 27.11.2023 № 557-ФЗ)
Критерии неразрывной связи находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта речного порта со смежным объектом речного порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. (В редакции Федерального закона от 27.11.2023 № 557-ФЗ)
4. В случае, если правом на заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта речного порта желают воспользоваться несколько лиц, обладающих предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи правом заключения договора без проведения торгов, проведение торгов между этими лицами является обязательным. (В редакции Федерального закона от 27.11.2023 № 557-ФЗ)
5. Заключение о наличии неразрывной связи объектов порта, указанных в пункте 3 настоящей статьи, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в порту выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. (В редакции федеральных законов от 27.11.2023 № 557-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
6. Порядок сдачи в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов речного порта, за исключением земельных участков, и типовые условия соответствующих договоров аренды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, исполнительным органом субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. (В редакции федеральных законов от 27.11.2023 № 557-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 131-ФЗ)
Статья 54.
(Статья утратила силу - Федеральный закон от 28.07.2012 № 131-ФЗ)
Статья 55. Территория и акватория порта
1. Территорию порта составляют земельные участки, предоставленные для размещения порта в соответствии с земельным законодательством.
2. Акваторию порта составляет водное пространство внутренних водных путей, выделяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции ф