, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее в настоящей статье - уполномоченный орган), установлено, что данная сделка не подлежит предварительному согласованию по основаниям, указанным в частях 3, 6 - 9 статьи 2, части 4 статьи 4, пункте 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", и при этом в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 10 настоящей статьи, уполномоченным органом принято решение об отсутствии необходимости информирования председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее в настоящей статье - Правительственная комиссия) об этой сделке или председателем Правительственной комиссии принято решение об отсутствии необходимости предварительного согласования этой сделки Правительственной комиссией, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия им решения об отсутствии необходимости информирования председателя Правительственной комиссии об этой сделке либо со дня получения им решения председателя Правительственной комиссии об отсутствии необходимости предварительного согласования этой сделки Правительственной комиссией принимает решение о возврате заявителю ходатайства о предварительном согласовании сделки и в указанный срок возвращает заявителю один экземпляр этого ходатайства с указанием причин возврата, а копию такого решения направляет в Правительственную комиссию. В этом случае предварительное согласование указанной сделки в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не требуется.
5. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства по решению председателя Правительственной комиссии сделки, совершаемые иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Для целей применения настоящей статьи иностранными инвесторами признаются также граждане Российской Федерации, имеющие иное гражданство, и находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации. При этом для определения факта наличия контроля иностранных инвесторов над такими организациями применяются положения пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона.
6. Решение о необходимости или об отсутствии необходимости предварительного согласования Правительственной комиссией сделок, совершаемых иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ, принимает председатель Правительственной комиссии в течение тридцати дней со дня получения информации об этих сделках, представленной уполномоченным органом.
7. Для определения необходимости представления председателю Правительственной комиссии информации, предусмотренной пунктом 6 настоящей статьи, уполномоченный орган обязан осуществить действия, предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, в случае, если уполномоченному органу стало известно о планируемой сделке иностранного инвестора в отношении российских обществ, указанных в пункте 10 настоящей статьи, включая сведения об участниках и о предмете этой сделки (в том числе на основании мотивированных предложений, полученных от федеральных органов исполнительной власти или организаций, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере). В случае, если в уполномоченный орган поступило мотивированное предложение федерального органа исполнительной власти или организации, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере, о необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о планируемой сделке иностранного инвестора в отношении иного российского общества, включая сведения об участниках и о предмете этой сделки, либо в случае принятия уполномоченным органом мотивированного решения о необходимости направления в федеральные органы исполнительной власти и организации, указанные в подпункте 2 пункта 8 настоящей статьи, запросов о необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о планируемой сделке иностранного инвестора в отношении иного российского общества и предварительного согласования этой сделки Правительственной комиссией или об отсутствии такой необходимости уполномоченный орган осуществляет действия, предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящей статьи.
8. Для определения необходимости представления председателю Правительственной комиссии информации в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня, когда уполномоченному органу стало известно о планируемой сделке, включая сведения об участниках и о предмете этой сделки, либо со дня, когда в уполномоченный орган поступило мотивированное предложение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, или уполномоченным органом принято мотивированное решение, указанное в пункте 7 настоящей статьи:
1) уведомляет иностранного инвестора и другого участника (других участников) сделки, а также хозяйственное общество, в отношении которого планируется совершение сделки иностранным инвестором, о необходимости приостановления совершения данной сделки до получения от уполномоченного органа информации о принятии решения об отсутствии необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о сделке, предусмотренного подпунктом 1 пункта 9 настоящей статьи, либо о принятии председателем Правительственной комиссии решения об отсутствии необходимости предварительного согласования сделки;
2) направляет в федеральный орган исполнительной власти в области обороны, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральные органы исполнительной власти и (или) организации, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию и (или) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере деятельности, в которой осуществляет деятельность хозяйственное общество, в отношении которого иностранным инвестором планируется совершение сделки (далее в настоящей статье - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации), запросы о необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о планируемой иностранным инвестором сделке в отношении хозяйственного общества и предварительного согласования этой сделки Правительственной комиссией или об отсутствии такой необходимости. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации в течение тридцати дней со дня получения соответствующего запроса представляют в уполномоченный орган мотивированные предложения, оформленные в соответствии с требованиями к их структуре и содержанию, определенными Правительством Российской Федерации, при подготовке которых должны быть учтены следующие критерии:
последствия совершения планируемой сделки для сферы деятельности, нормативно-правовое регулирование и (или) федеральный государственный контроль (надзор) в которой осуществляются заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями;
наличие или отсутствие необходимости возложения Правительственной комиссией на иностранного инвестора одного или нескольких обязательств, предусмотренных частями 1 и 11 статьи 12 Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
9. В течение пяти рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган указанных в пункте 8 настоящей статьи мотивированных предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций уполномоченный орган на основании полученной информации:
1) уведомляет иностранного инвестора и другого участника (других участников) сделки, а также хозяйственное общество, в отношении которого планируется совершение сделки иностранным инвестором, о принятии уполномоченным органом решения об отсутствии необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о сделке при наличии мотивированных предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также уполномоченного органа, об отсутствии необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о данной сделке и предварительного согласования данной сделки Правительственной комиссией;
2) направляет председателю Правительственной комиссии информацию о сделке иностранного инвестора в отношении российского хозяйственного общества с предложением о необходимости предварительного согласования данной сделки Правительственной комиссией при наличии мотивированных предложений о необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о данной сделке и предварительного согласования данной сделки Правительственной комиссией, поступивших от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти или организаций в связи с запросом уполномоченного органа, направленного в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи, либо на основании мотивированного предложения уполномоченного органа.
10. Уполномоченный орган обязан осуществить действия, предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, необходимые для определения наличия или отсутствия необходимости представления председателю Правительственной комиссии информации о сделке, не подлежащей обязательному предварительному согласованию в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", совершение которой планируется иностранным инвестором в отношении российского хозяйственного общества:
1) являющегося участником национального проекта и (или) федерального проекта, входящего в состав национального проекта, в случае, если совершение данной сделки планируется до окончания срока реализации указанного проекта;
2) признаваемого градообразующей организацией в соответствии со статьей 169 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
3) занимающего доминирующее положение на товарном рынке;
4) которому присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии, и (или) единой теплоснабжающей организации, и (или) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
5) являющегося производителем или поставщиком товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, не находящимися под контролем иностранного инвестора, при условии отсутствия на территории Российской Федерации других не находящихся под контролем иностранного инвестора производителей или поставщиков аналогичных товаров (работ, услуг);
6) осуществляющего деятельность по оказанию услуг подвижной спутниковой радиосвязи, подлежащую лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае, если совершаемая иностранным инвестором сделка в отношении такого общества не подлежит обязательному согласованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства";
8) осуществляющего пользование участком недр, который не отнесен к участкам недр федерального значения, расположен на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях двух и более субъектов Российской Федерации и содержит:
на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года месторождения с извлекаемыми запасами нефти от 50 миллионов до 70 миллионов тонн, с запасами газа от 30 миллиардов до 50 миллиардов кубических метров, коренные (рудные) с запасами золота от 30 до 50 тонн, с запасами меди от 300 тысяч до 500 тысяч тонн;
на основании сведений государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых проявления урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, алмазов (за исключением россыпных), лития (за исключением гидроминерального сырья), металлов платиновой группы (за исключением россыпных);
9) осуществляющего контроль над хозяйственными обществами, осуществляющими пользование участками недр, не отнесенными к участкам недр федерального значения, при условии, что объем запасов полезных ископаемых месторождений совокупности таких участков недр на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых одного вида начиная с 1 января 2006 года составляет суммарно от 70 миллионов тонн нефти, или от 50 миллиардов кубических метров газа, или от 500 тысяч тонн меди, или от 50 тонн золота коренных (рудных) месторождений;
10) осуществляющего создание и (или) реконструкцию морского порта или речного порта.
11. В течение трех рабочих дней со дня получения решения председателя Правительственной комиссии, указанного в пункте 6 настоящей статьи, уполномоченный орган уведомляет иностранного инвестора и другого участника (других участников) сделки, а также хозяйственное общество, в отношении которого планируется совершение сделки иностранным инвестором, о необходимости предварительного согласования Правительственной комиссией данной сделки в отношении российского хозяйственного общества или об отсутствии такой необходимости в соответствии с указанным решением.
12. В случае принятия председателем Правительственной комиссии решения о необходимости предварительного согласования Правительственной комиссией сделки иностранного инвестора в отношении российского хозяйственного общества данная сделка может быть совершена только при условии ее предварительного согласования Правительственной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
13. Совершение сделки с нарушением требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой правовые последствия, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". В случае установления уполномоченным органом факта совершения иностранным инвестором данной сделки уполномоченный орган информирует председателя Правительственной комиссии об этом факте, а также о применении правовых последствий, предусмотренных указанной статьей.
(Статья в редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 620-ФЗ)
Статья 7. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу
1. Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав (уступка требования) признается правомерным.
Статья 8. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями
1. Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.
При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Споры о возмещении убытков разрешаются в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Федерального закона.
Статья 9. Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации
1. В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации), страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые в Российскую Федерацию иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов. (В редакции федеральных законов от 06.12.2011 № 409-ФЗ, от 28.12.2022 № 569-ФЗ)
Положения абзаца первого настоящего пункта распространяются на коммерческую организацию с иностранными и