онных услуг в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, обеспечения осуществления ледокольной проводки судов;
3) содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории Северного морского пути;
4) организацию мониторинга движения судов в акватории Северного морского пути; (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 28.06.2022 № 184-ФЗ)
5) предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке в акватории Северного морского пути; (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 28.06.2022 № 184-ФЗ)
6) содействие в организации проведения операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами в акватории Северного морского пути, а также в проведении работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории Северного морского пути. (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 28.06.2022 № 184-ФЗ)
(Пункт в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 525-ФЗ)
4. Выдача и возобновление действия предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути осуществляется при условии выполнения судном требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов (применительно к акватории Северного морского пути) и установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правилами плавания в акватории Северного морского пути, указанными в пункте 2 настоящей статьи, и предоставления документов, удостоверяющих наличие установленного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб. (В редакции федеральных законов от 27.12.2018 № 525-ФЗ, от 28.06.2022 № 184-ФЗ)
5. Размер платы за ледокольную проводку судна, ледовую лоцманскую проводку судна в акватории Северного морского пути определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях с учетом вместимости судна, ледового класса судна, расстояния, на которое осуществляется проводка этого судна, и периода навигации.
Оплата ледокольной проводки судна, ледовой лоцманской проводки судна в акватории Северного морского пути осуществляется исходя из объема фактически оказанных услуг.
Правила, установленные настоящим пунктом, также распространяются на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые только для правительственной некоммерческой службы. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 07.02.2017 № 10-ФЗ)
6. Заказчик и исполнитель услуги по ледокольной проводке судна, оказываемой судами ледокольного флота в акватории Северного морского пути, и (или) иных услуг, необходимых для целей торгового мореплавания, оказываемых судами ледокольного флота в акватории Северного морского пути (далее - услуга по проводке судна и иные услуги), могут заключать долгосрочные договоры возмездного оказания услуг по проводке судна и иных услуг при их оказании исполнителем на систематической основе. (В редакции Федерального закона от 28.06.2022 № 194-ФЗ)
В долгосрочном договоре возмездного оказания услуги по проводке судна и иных услуг определяются срок договора, перечень оказываемых услуг, порядок оплаты каждой из входящих в указанный перечень услуг, обязанность исполнителя при использовании судов ледокольного флота обеспечивать их готовность к оказанию услуг по проводке судна и иных услуг в течение всего срока действия договора, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также определяемые при необходимости по соглашению сторон иные условия оказания таких услуг. (В редакции Федерального закона от 28.06.2022 № 194-ФЗ)
Услуга по проводке судна и иные услуги оказываются судами ледокольного флота, имеющими право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 28.06.2022 № 194-ФЗ)
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 20.04.2021 № 94-ФЗ)
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 28.07.2012 № 132-ФЗ)
Статья 52. Правила радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы
Правила радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере электросвязи.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 28.06.2022 № 194-ФЗ)
Статья 6. Контроль за соблюдением требований настоящего Кодекса
1. Контроль за соблюдением обязательных требований, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами в области торгового мореплавания, международными договорами Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, в целях обеспечения безопасности торгового мореплавания осуществляется посредством федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - федеральный контроль) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положением о федеральном контроле, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
2. Предметом федерального контроля являются:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в области безопасности торгового мореплавания, в том числе требований:
к обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, иных плавучих объектов морского транспорта;
к обеспечению готовности сил и средств функциональной подсистемы организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море, в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к обеспечению готовности сил и средств функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и во внутренних морских водах с судов и объектов морского транспорта независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры морского пассажирского транспорта и предоставляемых услуг;
к обеспечению безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;
к организации и осуществлению лоцманской проводки морских судов;
к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
2) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (лицензиатами), осуществляющими деятельность по перевозкам морским транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам морским транспортом опасных грузов, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морских портах, лицензионных требований к соответствующим видам деятельности;
3) соблюдение капитанами морских портов требований в области торгового мореплавания в части деятельности капитанов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;
4) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
3. В положении о федеральном контроле указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального контроля, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального контроля.
4. При осуществлении федерального контроля проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
6) выездное обследование.
5. В рамках федерального контроля осуществляются мониторинг, основанный на добровольном участии контролируемых лиц, и постоянный рейд в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Порядок осуществления постоянного рейда устанавливается положением о федеральном контроле.
6. При осуществлении федерального контроля в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводятся.
7. Организация и осуществление федерального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
8. Положение о федеральном контроле утверждается Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Статья 61. Расследование аварий или инцидентов на море
Расследование аварий или инцидентов на море осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Статья 7. Судно
1. Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
2. Под судами рыбопромыслового флота в настоящем Кодексе понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения. (В редакции Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ)
3. Под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ)
4. Под прогулочным судном в настоящем Кодексе понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ)
5. Под спортивным парусным судном в настоящем Кодексе понимается судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ)
6. Под морской плавучей платформой в настоящем Кодексе понимается судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 23.07.2013 № 225-ФЗ)
7. Под автономным судном в настоящем Кодексе понимается самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту судна частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме.
Под полуавтономным судном в настоящем Кодексе понимается судно с экипажем на борту, способное осуществлять плавание без непрерывного несения ходовой вахты экипажем.
Под полностью автономным судном в настоящем Кодексе понимается судно, способное осуществлять плавание без экипажа на борту.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
Статья 8. Судовладелец
Под судовладельцем (владельцем судна) в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
Статья 81. Техническое управление судном
1. Судовладелец вправе по договору технического управления судном поручить техническое управление судном техническому управляющему с осуществлением им прав и исполнением обязанностей судовладельца, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
2. Под техническим управлением судном в настоящем Кодексе понимаются деятельность по эксплуатации судна, включая организацию работ по содержанию в эксплуатационном состоянии судна, корпуса, оборудования, механизмов и систем судна, а также по обращению в органы выдачи судовых документов за получением судовых документов и получение судовых документов.
3. По договору технического управления судном судовладелец поручает техническому управляющему техническое управление судном, а технический управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять техническое управление судном, которое указано в договоре технического управления судном, в течение срока действия данного договора.
4. Техническим управляющим является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые оказывают услуги по техническому управлению судном в качестве основного вида предпринимательской деятельности. Требования к техническому управляющему, которому судовладелец может поручить техническое управление судном, утверждаются Правительством Российской Федерации.
5. Договор технического управления судном заключается на срок не менее одного года, который может быть продлен сторонами данного договора. Срок действия договора технического управления судном не может превышать пять лет.
Окончание срока действия договора технического управления судном влечет его прекращение на будущее время. Неисполненные к моменту истечения срока действия данного договора обязательства не прекращаются до момента их исполнения.
6. В целях обеспечения безопасности людей и судна и защиты морской среды от загрязнения после истечения срока действия договора технического управления судном до полной передачи судна судовладельцу или назначенному судовладельцем лицу технический управляющий обязан продолжить техническое управление судном.
7. Судовладелец обязан уплатить техническому управляющему вознаграждение, предусмотренное договором технического управления судном, а также возместить все фактически произведенные техническим управляющим за свой счет и с согласия судовладельца расходы на содержание в эксплуатационном состоянии судна, которые превышают согласованные договором технического управления судном суммы расходов на эти цели.
За время вынужденного технического управления судном после окончания срока действия договора технического управления судном судовладелец обязан уплатить техническому управляющему вознаграждение в размере и на условиях, которые предусмотрены данным договором, и возместить понесенные техническим управляющим в связи с вынужденным техническим управлением судном расходы.
8. Существенными условиями договора технического управления судном являются:
1) срок действия договора технического управления судном;
2) размер и порядок уплаты вознаграждения;
3) действия технического управляющего, которые он обязан осуществлять при выполнении поручения по техническому управлению судном, и порядок их осуществления;
4) условия, при наличии которых технический управляющий вправе передать техническое управление судном другому лицу;
5) информация о судне, техническое управление которым поручается техническому управляющему;
6) порядок определения суммы расходов на содержание в эксплуатационном состоянии судна.
9. Примерная форма договора технического управления судном утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
10. Изменение и (или) расторжение договора технического управления судном осуществляются в случаях и порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации.
11. В случае одностороннего отказа от исполнения договора технического управления судном сторона такого договора, отказывающаяся от его исполнения, обязана уведомить другую сторону такого договора о прекращении договора технического управления судном не позднее чем за девяносто дней.
12. Технический управляющий и судовладелец несут солидарную ответственность перед третьими лицами за причинение вреда в связи с техническим управлением судном.
Технический управляющий несет ответственность перед судовладельцем за повреждение находящегося в техническом управлении судна вследствие ненадлежащего исполнения им обязанностей по техническому управлению судном.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 26.02.2024 № 28-ФЗ)
Статья 9. Морские порты
(Наименование в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)
1. Под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 23.07.2013 № 225-ФЗ)
3. Деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с федеральным законом.
(Статья в редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)
Статья 10. Вместимость судна
Для целей статей 1065, 320, 326, 331, 3366 - 3368 и 359 настоящего Кодекса под вместимостью судна понимается его валовая вместимость, определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года. (В редакции федеральных законов от 14.06.2011 № 141-ФЗ, от 23.04.2012 № 36-ФЗ, от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
Статья 11. Расчетная единица
1. Расчетная единица, предусмотренная статьями 170, 190, 320, 331, 359 и 360 настоящего Кодекса, является единицей специального права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.
2. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется:
на дату вынесения решени