м 3 статьи 10526 настоящего Кодекса;
3) несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия;
4) несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля установленным требованиям к организации системы внутреннего контроля. (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ)
6. Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в проведении налогового мониторинга) направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.
7. В случае, если организация, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, не представила до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в проведении налогового мониторинга, налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга в отношении следующего периода. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
8. Налоговый орган в течение десяти дней со дня получения от организации, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заявления об отказе в проведении налогового мониторинга уведомляет о получении указанного заявления уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который от имени Российской Федерации подписывает соглашения о защите и поощрении капиталовложений. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ)
Статья 10528. Порядок досрочного прекращения налогового мониторинга
1. Налоговый мониторинг прекращается досрочно в следующих случаях:
1) неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
2) выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
3) систематическое (два раза и более) непредставление или несвоевременное представление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном статьей 10529 настоящего Кодекса; (В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
4) государственная регистрация прекращения организации в результате ликвидации, реорганизации или исключения из единого государственного реестра юридических лиц. (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ)
11. Налоговый орган уведомляет в электронной форме организацию о наличии основания для досрочного прекращения налогового мониторинга в течение десяти дней со дня установления обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
В случае возможности устранения обстоятельств, являющихся основанием для досрочного прекращения налогового мониторинга, организация в течение десяти дней со дня получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, принимает меры по устранению указанных обстоятельств и уведомляет налоговый орган об этом либо представляет пояснения и документы (при наличии), подтверждающие отсутствие оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга. Пояснения и прилагаемые к ним документы (при наличии) представляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и (или) посредством предоставления доступа к таким документам через информационные системы организации в случае получения к ним доступа налогового органа.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
2. По результатам рассмотрения уведомления об устранении обстоятельств, являющихся основанием для досрочного прекращения налогового мониторинга, или представленных организацией пояснений и прилагаемых к ним документов (при наличии) либо при их отсутствии налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока для их представления принимает решение о досрочном прекращении налогового мониторинга или уведомляет в электронной форме организацию об отсутствии оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга. (В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
3. Налоговый орган в течение десяти дней со дня принятия решения о досрочном прекращении налогового мониторинга в отношении организации, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, уведомляет о принятии указанного решения уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который от имени Российской Федерации подписывает соглашения о защите и поощрении капиталовложений. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ)
Глава 148. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА. МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Статья 10529. Порядок проведения налогового мониторинга
1. Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа.
2. Если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо выявлены несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. (В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
В случае, если после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 10530 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 243-ФЗ, от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
В случае, если после рассмотрения представленных организацией, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, пояснений либо в случае их отсутствия налоговый орган установит факт, свидетельствующий об искажении размеров фактических затрат, по которым Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 10530 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ)
21. В случае установления налоговым органом факта, свидетельствующего о неправильном исчислении (удержании), неполной и (или) несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, налоговый орган в течение десяти дней направляет организации в электронной форме уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном статьей 10530 настоящего Кодекса.
При проведении налогового мониторинга в отношении организации, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в случае установления налоговым органом факта, свидетельствующего о неправильном определении размеров фактических затрат, по которым Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки, налоговый орган также в течение десяти дней направляет организации в электронной форме уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном статьей 10530 настоящего Кодекса. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ)
В уведомлении о наличии оснований для составления мотивированного мнения указываются документально подтвержденные факты, свидетельствующие о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов, сборов, страховых взносов или об искажении организацией, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, размеров фактических затрат, по которым Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки, выявленные в ходе налогового мониторинга, а также выводы и предложения налогового органа по устранению выявленных нарушений. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ)
Организация в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления о наличии оснований для составления мотивированного мнения по инициативе налогового органа вправе представить в налоговый орган необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, сообщив об этом налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и (или) через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
Если выявленные налоговым органом факты с учетом представленных организацией пояснений (сообщения) либо при отсутствии пояснений (сообщения) организации свидетельствуют о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 10530 настоящего Кодекса.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
3. При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, а также проводить допрос свидетелей, осмотр территорий, привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном статьями 95 и 96 настоящего Кодекса. (В редакции федеральных законов от 01.05.2016 № 130-ФЗ, от 03.07.2016 № 243-ФЗ, от 31.07.2023 № 389-ФЗ)
При проведении налогового мониторинга в отношении организации, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, налоговый орган также вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с фактическим осуществлением затрат, по которым Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки, в том числе в течение срока проведения налогового мониторинга за первый период, за который проводится налоговый мониторинг, в части затрат, осуществленных со дня заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений до 1 января года, на который приходится первый период, за который проводится налоговый мониторинг. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ)
4. Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 240-ФЗ, от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных организацией копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае, если истребуемые у организации документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, организация вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. При этом такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя). (В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
Порядок направления требования о представлении документов (информации), пояснений и представления документов (информации), пояснений по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов). Истребуемые информация или пояснения могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
Электронные образы документов представляются в налоговый орган по форматам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, и должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя). (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
5. Документы (информация), пояснения, которые были истребованы в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи при проведении налогового мониторинга, представляются организацией в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.
В случае, если организация не имеет возможности представить истребуемые документы (информацию), пояснения в течение установленного настоящим пунктом срока, эта организация в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (информации), пояснений, уведомляет в электронной форме должностных лиц налогового органа, проводящих налоговый мониторинг, о невозможности представления в указанный срок документов (информации), пояснений с указанием причин, по которым истребуемые документы (информация), пояснения не могут быть представлены в установленный срок, и о сроках, в течение которых организация может представить истребуемые документы (информацию), пояснения. (В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
Указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании указанного уведомления в течение двух дней со дня его получения продлить сроки представления организацией документов (информации), пояснений или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
6. В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией (ее представителем) копий на бумажном носителе или в электронной форме, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя). (В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
Статья 10530. Мотивированное мнение налогового органа
1. Мотивированное мнение налогового органа (далее в настоящей главе - мотивированное мнение) отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов. Мотивированное мнение направляется организации при проведении налогового мониторинга. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ)
Мотивированное мнение подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Форма и требования к составлению мотивированного мнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При проведении налогового мониторинга в отношении организации, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, мотивированное мнение отражает позицию налогового органа также по вопросам правильности определения размеров фактических затрат, по которым Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ)
2. Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.
3. Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга налоговым органом установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов, сборов, страховых взносов. Мотивированное мнение направляется организации в течение пяти дней со дня его составления. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ)
Указанное мотивированное мнение может быть составлено в течение срока проведения налогового мониторинга. (В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ)
4. Запрос о предоставлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ)
Форма и формат, в соответствии с которыми составляется запрос о предоставлении мотивированного мнения, а также требования к составлению такого запроса устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ)
(Пункт в редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ)
41. Запрос о предоставлении мотивированного мнения должен содержать:
1) описание деловой цели, основных условий, в том числе прав и обязанностей сторон, сроков и условий осуществления платежей по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
2) информацию о деятельности контрагентов, иных лиц и выполняемых ими функциях по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются, и иную значимую для порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов информацию по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
3) позицию организации по вопросам порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов в отношении совершенной или планируемой сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок