или пунктом 4 статьи 156 настоящего Кодекса.
Статья 24210. Прием к исполнению распоряжений участников системы казначейских платежей
1. Федеральное казначейство при приеме к исполнению распоряжения от прямого участника системы казначейских платежей удостоверяется в праве прямого участника системы казначейских платежей распоряжаться денежными средствами на соответствующем казначейском счете, в том числе удостоверяется в правах лиц, совершающих от имени прямого участника системы казначейских платежей операцию по казначейскому счету, в соответствии с правилами, предусмотренными пунктом 5 статьи 2427 настоящего Кодекса.
2. Прямой участник системы казначейских платежей при приеме к исполнению распоряжения косвенного участника системы казначейских платежей удостоверяется в праве косвенного участника системы казначейских платежей представлять распоряжение, в том числе удостоверяется в правах лиц, составивших распоряжение, в соответствии с правилами, предусмотренными пунктом 5 статьи 2427 настоящего Кодекса.
Статья 24211. Использование электронных средств платежа при переводе денежных средств в пользу участников системы казначейских платежей
1. Особенности приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств на единый казначейский счет при использовании электронных средств платежа устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
2. Указанный в пункте 1 настоящей статьи прием к исполнению распоряжений о переводе денежных средств на единый казначейский счет при использовании национальных платежных инструментов осуществляется кредитными организациями без взимания платы.
3. Эмиссия платежных карт, являющихся национальными платежными инструментами, для использования участниками системы казначейских платежей осуществляется кредитными организациями без взимания платы.
Статья 24212. Основы функционирования единого казначейского счета
1. Денежные средства единого казначейского счета формируются за счет остатков денежных средств участников системы казначейских платежей, определенных статьей 2428 настоящего Кодекса, на казначейских счетах, указанных в статье 24214 настоящего Кодекса, за исключением казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния.
2. Федеральное казначейство представляет распоряжения о переводе денежных средств для осуществления операций по банковским счетам Федерального казначейства, входящим в состав единого казначейского счета, а также в установленном им порядке осуществляет прогнозирование движения средств на едином казначейском счете.
3. Территориальный орган Федерального казначейства представляет распоряжения о переводе денежных средств для осуществления операций в валюте Российской Федерации по банковским счетам Федерального казначейства, входящим в состав единого казначейского счета, в том числе открытым другим территориальным органам Федерального казначейства.
4. Прием к исполнению и исполнение распоряжений о переводе денежных средств в валюте Российской Федерации с банковских счетов, входящих в состав единого казначейского счета, осуществляются в пределах суммы остатков денежных средств на указанных банковских счетах. Порядок приема и исполнения указанных распоряжений устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
5. Не допускается обращение взыскания на денежные средства единого казначейского счета.
6. Безотзывность перевода денежных средств на единый казначейский счет наступает с момента представления плательщиком в банк распоряжения о переводе денежных средств при условии достаточности денежных средств для его исполнения.
Статья 24213. Управление остатками средств на едином казначейском счете
1. Операции по управлению остатками средств на едином казначейском счете заключаются в размещении временно свободных средств единого казначейского счета и привлечении средств для обеспечения остатка средств на едином казначейском счете.
2. В состав операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете включаются:
1) размещение средств на депозитах и их возврат в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) другие операции по управлению остатками средств на едином казначейском счете, осуществляемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Операции по управлению остатками средств на едином казначейском счете осуществляет Федеральное казначейство.
4. Средства, полученные от размещения временно свободных средств единого казначейского счета, зачисляются на соответствующие казначейские счета в порядке и случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Статья 24213-1. Бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей
1. Федеральное казначейство при открытии лицевых счетов и осуществлении операций в системе казначейских платежей в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения проводит бюджетный мониторинг и применяет меры реагирования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с соблюдением требований, установленных настоящей статьей.
2. Федеральное казначейство в ходе проведения бюджетного мониторинга при открытии участникам казначейского сопровождения лицевых счетов и осуществлении операций на указанных лицевых счетах проводит проверку наличия оснований, указанных в пунктах 6 - 11 настоящей статьи, а также наличия признаков, включенных в классификатор признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения, указанный в пункте 13 настоящей статьи.
3. Федеральное казначейство по результатам проверки признаков, включенных в классификатор признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения, применяет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, следующие меры реагирования в отношении участников казначейского сопровождения:
1) приостановление операции на лицевом счете;
2) предупреждение (информирование) при открытии участникам казначейского сопровождения лицевых счетов или при осуществлении операций на указанных лицевых счетах.
4. Федеральное казначейство в ходе проведения бюджетного мониторинга при открытии участникам казначейского сопровождения (за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным (муниципальным) контрактам) лицевых счетов и осуществлении операций на указанных лицевых счетах обеспечивает проверку наличия оснований, указанных в пунктах 6 - 10 настоящей статьи, и при осуществлении операций на лицевых счетах участников казначейского сопровождения обеспечивает проверку наличия оснований, указанных в пункте 11 настоящей статьи.
5. Федеральное казначейство по результатам проверки, указанной в пункте 4 настоящей статьи, применяет следующие меры реагирования в отношении участников казначейского сопровождения:
1) отказ в открытии лицевого счета;
2) приостановление открытия лицевого счета;
3) запрет осуществления операций на лицевом счете;
4) отказ в осуществлении операций на лицевом счете.
6. Основаниями для отказа в открытии лицевого счета участнику казначейского сопровождения (за исключением поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту) являются:
1) наличие информации об участнике казначейского сопровождения в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в составляемых в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения; (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 416-ФЗ)
2) наличие в отношении участника казначейского сопровождения решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
3) нахождение юридического лица под контролем юридического или физического лица, включенного в перечни, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, или в отношении которого вынесено решение, указанное в подпункте 2 настоящего пункта;
4) регистрация юридического лица на территории государства, включенного в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).
7. Основаниями для приостановления открытия лицевого счета участнику казначейского сопровождения (за исключением поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту) являются:
1) наличие информации о единоличном исполнительном органе юридического лица в реестре дисквалифицированных лиц, формирование и ведение которого осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
2) наличие информации о банкротстве юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг.
8. Федеральное казначейство по результатам проверки по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 7 настоящей статьи, в порядке, указанном в пункте 1 настоящей статьи, информирует государственного (муниципального) заказчика, головного исполнителя (исполнителя) о приостановлении открытия лицевого счета.
9. На основании соответствующего решения государственного (муниципального) заказчика, головного исполнителя (исполнителя) Федеральное казначейство осуществляет открытие лицевого счета или возвращает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг предоставленные в соответствии с порядком открытия лицевых счетов документы.
10. Основаниями для запрета осуществления операций на лицевом счете участника казначейского сопровождения (за исключением поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту) являются:
1) наличие информации о нем в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в составляемых в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения; (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 416-ФЗ)
2) наличие в отношении него решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
3) нахождение юридического лица под контролем юридического или физического лица, включенного в перечни, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, или в отношении которого вынесено решение, указанное в подпункте 2 настоящего пункта.
11. Основаниями для отказа в осуществлении операции на лицевом счете участника казначейского сопровождения являются:
1) наличие информации о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, физическом лице - производителе товаров, работ, услуг, получающих денежные средства от указанного участника казначейского сопровождения, в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в составляемых в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения; (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 416-ФЗ)
2) наличие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг, получающих денежные средства от указанного участника казначейского сопровождения, решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
3) нахождение юридического лица, получающего денежные средства от указанного участника казначейского сопровождения, под контролем юридического или физического лица, включенного в перечни, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, или в отношении которого вынесено решение, указанное в подпункте 2 настоящего пункта.
12. Федеральное казначейство по результатам проверки по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 4 пункта 6, пунктах 10 и 11 настоящей статьи, в порядке, указанном в пункте 1 настоящей статьи, информирует государственного (муниципального) заказчика, головного исполнителя (исполнителя) об отказе в открытии лицевого счета, о запрете проведения операций и об отказе в проведении операции.
13. Федеральное казначейство для применения мер реагирования, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 настоящей статьи, использует классификатор признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения, формирование и ведение которого осуществляется Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
14. Федеральное казначейство в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, информирует органы, осуществляющие функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения:
1) о каждом факте открытия лицевого счета после приостановления его открытия;
2) о каждом факте запрета осуществления или отказа в осуществлении операции на лицевом счете;
3) о каждой операции по перечислению средств на лицевых счетах участников системы казначейских платежей, если сумма совершаемой операции превышает 50 миллионов рублей;
4) о каждой операции по переводу денежных средств на банковские счета, открытые в кредитных организациях, при исполнении контракта на сумму совершаемой операции свыше 1 миллиона рублей.
15. Федеральное казначейство при исполнении полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом, обменивается информацией, в том числе информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, с налоговыми органами, таможенными органами, антимонопольными органами, органами, осуществляющими функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, органами, осуществляющими мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок, в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
16. Обмен информацией, предусмотренный пунктом 15 настоящей статьи, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 01.07.2021 № 244-ФЗ)
Глава 243. КАЗНАЧЕЙСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
(Дополнение главой - Федеральный закон от 27.12.2019 № 479-ФЗ)
Статья 24214. Основы казначейского обслуживания
1. Для казначейского обслуживания в Федеральном казначействе открываются следующие виды казначейских счетов:
1) единый счет бюджета;
2) казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;
3) казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение;
4) казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений;
5) казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния;
6) казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета; (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 244-ФЗ)
61) казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения; (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 01.07.2021 № 244-ФЗ)
7) иные казначейские счета для осуществления и отражения операций в случаях, установленных настоящим Кодексом, а также иными законодательными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства.
2. На казначейских счетах учитываются денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, денежные средства получателей средств из бюджета и участников казначейского сопровождения, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе субъекта Российской Федерации, муниципального образования). (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 244-ФЗ)
3. Казначейские счета открываются в валюте Российской Федерации и иностранных валютах в порядке, установленном Федеральным казначейством.
4. Порядок казначейского обслуживания устанавливает Федеральное казначейство.
5. Казначейский платеж осуществляется в пределах остатка денежных средств на соответствующем казначейском счете (совокупности казначейских счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или федеральным законом). (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 244-ФЗ)
Статья 24215. Казначейское обслуживание исполнения бюджетов
1. Казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется с открытием соответственно единого счета федерального бюджета Федеральному казначейству, единого счета бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования), единого счета бюджета государственного внебюджетного фонда органу управления государственным внебюджетным фондом.
2. Получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также финансовые органы субъекта Российской Федерации (муниципального образования), получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), органы управления государственным внебюджетным фондом, получатели средств бюджета государственного внебюджетного фонда, администраторы источников финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда, являющиеся прямыми участниками системы казначейских платежей, распоряжаются денежными средствами на едином счете соответствующего бюджета в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
3. Федеральное казначейство представляет финансовым органам информацию об операциях по исполнению соот