режений выплата осуществляется правопреемникам участника из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:
1) в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям);
2) во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
5. Выплата средств, отраженных на счете долгосрочных сбережений участника, правопреемникам участника из числа родственников, указанных в пункте 4 настоящей статьи, осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, отраженных на счете долгосрочных сбережений участника, только при отсутствии родственников первой очереди.
6. Выплата средств, отраженных на счете долгосрочных сбережений участника, производится правопреемникам умершего участника при условии обращения за указанной выплатой в фонд в течение шести месяцев со дня смерти участника.
7. Срок обращения за выплатой правопреемников умершего участника может быть восстановлен в судебном порядке.
8. В случае отсутствия обращений правопреемников в течение срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, средства, отраженные на счете долгосрочных сбережений, учитываются в составе страхового резерва фонда.
9. Выплата средств, отраженных на счете долгосрочных сбережений участника, правопреемникам умершего участника, восстановившим в судебном порядке срок обращения за выплатой указанных средств, производится фондом за счет средств страхового резерва.
10. Порядок обращения правопреемников умерших участников за выплатами в фонд, порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат, порядок расчета сумм средств, подлежащих выплате фондом правопреемникам умерших участников, порядок передачи средств, отраженных на счете долгосрочных сбережений умерших участников, в страховой резерв фонда и порядок выплаты средств из указанного резерва устанавливаются договором долгосрочных сбережений и правилами формирования долгосрочных сбережений фонда.
Статья 3643. Передача средств по договору долгосрочных сбережений из одного фонда в другой фонд
1. Вкладчик по договору долгосрочных сбережений до обращения участника за установлением выплаты по договору долгосрочных сбережений вправе расторгнуть договор долгосрочных сбережений с переводом выкупной суммы в качестве сберегательного взноса по иному договору долгосрочных сбережений, заключенному в пользу того же участника с другим фондом.
2. Заявление о расторжении договора долгосрочных сбережений и переводе выкупной суммы в другой фонд и копия договора долгосрочных сбережений, заключенного в пользу того же участника с другим фондом, подаются вкладчиком в фонд не позднее 1 декабря текущего года.
3. Заявление о расторжении договора долгосрочных сбережений и переводе выкупной суммы в другой фонд подлежит рассмотрению фондом в году, следующем за годом, в котором истекает пятилетний срок, исчисляющийся начиная с года подачи заявления о расторжении договора долгосрочных сбережений и переводе выкупной суммы в другой фонд, но не позднее 1 марта такого года. (В редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
4. В случае подачи вкладчиком в фонд в течение установленного срока более одного заявления о расторжении договора долгосрочных сбережений и переводе выкупной суммы в другой фонд фонд принимает решение об удовлетворении заявления по заявлению с самой поздней датой поступления в фонд.
5. Вкладчик по договору долгосрочных сбережений в срок до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний срок, исчисляющийся начиная с года подачи заявления о расторжении договора долгосрочных сбережений и переводе выкупной суммы в другой фонд, имеет право подать в фонд уведомление об отказе от расторжения договора долгосрочных сбережений. В этом случае все заявления о расторжении договора долгосрочных сбережений и о переводе выкупной суммы в другой фонд, поданные ранее указанного уведомления, оставляются фондом без рассмотрения.
6. Остаток средств на счете долгосрочных сбережений участника подлежит передаче фондом в соответствии с настоящей статьей в выбранный фонд не позднее 31 марта года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок, исчисляющийся начиная с года подачи заявления о расторжении договора долгосрочных сбережений и переводе выкупной суммы в другой фонд.
7. Передача остатка средств на счете долгосрочных сбережений участника в случае перевода выкупной суммы по договору долгосрочных сбережений по требованию вкладчика при реорганизации фонда в качестве сберегательных взносов по договору долгосрочных сбережений, заключенному в пользу того же участника с иным фондом, осуществляется до завершения реорганизации фонда. (В редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
Статья 3644. Государственная поддержка формирования долгосрочных сбережений
1. Физические лица, заключившие с фондом договор долгосрочных сбережений, имеют право на получение государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений в виде дополнительных стимулирующих взносов в порядке, установленном настоящей статьей.
2. Государственная поддержка формирования долгосрочных сбережений осуществляется по всем договорам долгосрочных сбережений, заключенным физическим лицом с фондами, в течение десяти лет начиная с года, следующего за годом уплаты физическим лицом первого по дате уплаты сберегательного взноса (за исключением единовременного взноса и выкупных сумм, полученных от другого фонда), за исключением случая, предусмотренного настоящей статьей. (В редакции федеральных законов от 25.12.2023 № 632-ФЗ, от 13.07.2024 № 177-ФЗ)
Срок осуществления государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений, предусмотренный настоящим пунктом, может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.
3. Право на получение государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений предоставляется в текущем календарном году физическим лицам, уплатившим в предыдущем календарном году сберегательные взносы по договору (договорам) долгосрочных сбережений в сумме не менее двух тысяч рублей без учета суммы единовременного взноса, а также выкупных сумм, полученных от другого фонда. (В редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
Начиная с года, следующего за годом, в котором участнику назначена выплата по договору долгосрочных сбережений или осуществлена выплата выкупной суммы по договору долгосрочных сбережений (за исключением выкупных сумм, выплаченных при возникновении особых жизненных ситуаций или переведенных в другой фонд), право на получение государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений прекращается по всем договорам долгосрочных сбережений, в том числе заключенным после указанной даты. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
4. Размер дополнительных стимулирующих взносов по договору (договорам) долгосрочных сбережений определяется администратором софинансирования исходя из суммы уплаченных вкладчиком - физическим лицом сберегательных взносов по договору (договорам) долгосрочных сбережений без учета суммы единовременного взноса, а также выкупных сумм, полученных от другого фонда, за истекший календарный год дифференцированно на основании информации федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о среднемесячных доходах физического лица, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом следующего: (В редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
1) при среднемесячном доходе физического лица до 80 тысяч рублей включительно размер дополнительного стимулирующего взноса по договору долгосрочных сбережений равен размеру уплаченных физическим лицом сберегательных взносов по договору долгосрочных сбережений; (В редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
2) при среднемесячном доходе физического лица от 80 тысяч рублей 01 копейки до 150 тысяч рублей включительно размер дополнительного стимулирующего взноса по договору долгосрочных сбережений равен половине размера уплаченных физическим лицом сберегательных взносов по договору долгосрочных сбережений; (В редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
3) при среднемесячном доходе физического лица от 150 тысяч рублей 01 копейки размер дополнительного стимулирующего взноса по договору долгосрочных сбережений равен одной четверти размера уплаченных физическим лицом сберегательных взносов по договору долгосрочных сбережений. (В редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
5. Сумма рассчитанных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи дополнительных стимулирующих взносов по договору (договорам) долгосрочных сбережений, заключенному (заключенным) вкладчиком - физическим лицом, не может составлять более 36 тысяч рублей в год. (В редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
6. Дополнительные стимулирующие взносы по договорам долгосрочных сбережений отражаются на счетах долгосрочных сбережений участников фондов.
7. Порядок осуществления государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений утверждается Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
Статья 3645. Деятельность администратора софинансирования
1. Администратор софинансирования осуществляет свою деятельность на основании настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, договора об оказании услуг администратора софинансирования.
2. Заключение договора об оказании услуг администратора софинансирования осуществляется путем присоединения фонда к указанному договору, условия которого определены правилами осуществления деятельности администратора софинансирования. Фонд обязан заключить с администратором софинансирования договор об оказании услуг администратора софинансирования не позднее 15 января года, следующего за календарным годом, в котором был заключен первый договор долгосрочных сбережений.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
Статья 3646. Права и обязанности администратора софинансирования
1. При осуществлении своей деятельности администратор софинансирования обязан:
1) осуществлять расчет размера дополнительных стимулирующих взносов по договорам долгосрочных сбережений в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами осуществления деятельности администратора софинансирования на основании информации об уплаченных вкладчиками - физическими лицами сберегательных взносах по договорам долгосрочных сбережений, предоставленной фондами, и информации о среднемесячных доходах указанных лиц, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) предоставлять федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по регулированию деятельности фондов по формированию долгосрочных сбережений, и организации, определенной Правительством Российской Федерации в целях осуществления государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений, агрегированную по фондам информацию об объеме дополнительных стимулирующих взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 13.07.2024 № 177-ФЗ)
3) предоставлять фонду информацию о размерах дополнительных стимулирующих взносов по договорам долгосрочных сбережений, подлежащих отражению на счетах долгосрочных сбережений участников фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) информировать вкладчиков - физических лиц, уплативших сберегательные взносы по договорам долгосрочных сбережений, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг об отражении дополнительных стимулирующих взносов на счетах долгосрочных сбережений в соответствии с информацией, предоставленной фондами, и о порядке расчета дополнительных стимулирующих взносов в порядке, установленном правилами осуществления деятельности администратора софинансирования;
5) обеспечивать целостность и сохранность получаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений, их защиту от искажений и несанкционированного доступа;
6) предоставлять федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по регулированию деятельности фондов по формированию долгосрочных сбережений, фонду, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, Банку России информацию о порядке расчета дополнительных стимулирующих взносов по вкладчику - физическому лицу, уплатившему сберегательные взносы по договору долгосрочных сбережений, в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
2. Администратор софинансирования вправе:
1) осуществлять сбор, обработку и хранение информации, необходимой для осуществления своей деятельности;
2) получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информацию о среднемесячных доходах вкладчиков - физических лиц в объеме, необходимом для расчета размера дополнительных стимулирующих взносов по договорам долгосрочных сбережений;
3) страховать риск ответственности за нарушение условий договора об оказании услуг администратора софинансирования;
4) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Администратор софинансирования несет административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
4. Администратор софинансирования не несет ответственности за ошибки в расчетах дополнительных стимулирующих взносов и предоставляемой им информации в случае, если полученная администратором софинансирования от третьих лиц информация, на которой основан расчет дополнительных стимулирующих взносов, некорректна и (или) содержит недостоверные сведения.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
Статья 3647. Внутренние документы администратора софинансирования
1. Администратор софинансирования должен утвердить следующие внутренние документы для осуществления своей деятельности:
1) правила осуществления деятельности администратора софинансирования;
2) тарифы на услуги администратора софинансирования;
3) положение о комитете пользователей услуг администратора софинансирования.
2. Внутренние документы, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, а также вносимые в такие документы изменения до их утверждения должны быть направлены на согласование в комитет пользователей услуг администратора софинансирования.
3. В случае согласования комитетом пользователей услуг администратора софинансирования правил осуществления деятельности администратора софинансирования указанные правила подлежат утверждению советом директоров (наблюдательным советом) администратора софинансирования. В случае, если комитет пользователей услуг администратора софинансирования не согласовал правила осуществления деятельности администратора софинансирования, указанные правила могут быть утверждены решением совета директоров (наблюдательного совета) администратора софинансирования не менее чем двумя третями голосов членов совета директоров (наблюдательного совета).
4. В случае согласования комитетом пользователей услуг администратора софинансирования тарифов на услуги администратора софинансирования указанные тарифы утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) администратора софинансирования. В случае, если комитет пользователей услуг администратора софинансирования не согласовал тарифы на услуги администратора софинансирования, указанные тарифы могут быть утверждены решением совета директоров (наблюдательного совета) администратора софинансирования не менее чем двумя третями голосов членов совета директоров (наблюдательного совета).
5. Правила осуществления деятельности администратора софинансирования, а также вносимые в них изменения подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регулированию деятельности фондов по формированию долгосрочных сбережений, и вступают в силу только при условии такого согласования.
6. Внутренние документы, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, а также вносимые в них изменения подлежат размещению на официальном сайте администратора софинансирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее рабочего дня, следующего за днем их утверждения, и вступают в силу не ранее чем через десять дней со дня их размещения. В случае увеличения тарифов на оказываемые администратором софинансирования услуги соответствующие изменения вступают в силу не ранее чем через девяносто рабочих дней со дня их размещения на официальном сайте администратора софинансирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
Статья 3648. Правила осуществления деятельности администратора софинансирования
1. Правила осуществления деятельности администратора софинансирования должны содержать:
1) порядок заключения и расторжения договора об оказании услуг администратора софинансирования;
2) порядок принятия и обработки информации, получаемой от фондов и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;
3) порядок расчета размера дополнительных стимулирующих взносов по договорам долгосрочных сбережений;
4) порядок сбора и предоставления информации в отношении дополнительных стимулирующих взносов, отраженных на счетах долгосрочных сбережений;
5) порядок информирования вкладчиков - физических лиц, уплативших сберегательные взносы по договорам долгосрочных сбережений, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг об отражении дополнительных стимулирующих взносов на счетах долгосрочных сбережений и о порядке расчета дополнительных стимулирующих взносов, отраженных на счетах долгосрочных сбережений;
6) порядок взаимодействия, в том числе требования к форматам электронных документов, используемых администратором софинансирования.
2. Положения правил осуществления деятельности администратора софинансирования не должны противоречить порядку осуществления государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений, утвержденному Правительством Российской Федерации.
3. Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к содержанию правил осуществления деятельности администратора софинансирования.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
Статья 3649. Комитет пользователей услуг администратора софинансирования
1. Администратор софинансирования должен создать комитет пользователей услуг администратора софинансирования (далее - комитет).
Со дня создания комитет осуществляет согласование внутренних документов администратора софинансирования, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 3647 настоящего Федерального закона.
2. В комитет входят представители фондов, саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих негосударственные пенсионные фонды, в количестве, определенном положением о комитете пользователей услуг администратора софинансирования. Члены комитета осуществляют свою деятельность на общественных началах и не вправе получать вознаграждение за выполнение возложен