>
Статья 3625. Кодекс профессиональной этики
1. Кодексы профессиональной этики управляющих компаний, специализированных депозитариев и фондов должны соответствовать положениям Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и принимаются на основе типового кодекса профессиональной этики, утверждаемого Банком России. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 251-ФЗ; от 21.07.2014 № 218-ФЗ)
2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 21.07.2014 № 218-ФЗ)
Статья 3626. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие фонды
1. Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих фонды, осуществлением ими прав и обязанностей, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
2. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие фонды, осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей Федеральному закону от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка".
3. Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая фонды, обязана:
1) осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности своих членов, раскрываемой ими для саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей фонды, в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом и иными документами такой саморегулируемой организации;
2) осуществлять ведение реестра фондов и иных организаций, являющихся ее членами или ассоциированными членами, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в указанный реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам.
(Статья в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 292-ФЗ)
Статья 3627. Ограничение маркетинга в фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию
1. Фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, не вправе:
предлагать какие-либо выгоды застрахованному лицу в целях заключения договора об обязательном пенсионном страховании или сохранения действия указанного договора;
предлагать какие-либо выгоды страхователю или любому из его аффилированных лиц в целях принуждения этого страхователя к требованию от своих застрахованных лиц заключить договор об обязательном пенсионном страховании с фондом или вознаграждения страхователя за указанное требование;
предлагать какие-либо выгоды профессиональному союзу или другим общественным организациям в целях принуждения их к требованию от своих членов заключить договор об обязательном пенсионном страховании с фондом или вознаграждения таких организаций за указанное требование;
привлекать посредников (в том числе агентов, поверенных) для заключения ими от имени фонда договоров об обязательном пенсионном страховании. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.12.2020 № 537-ФЗ)
2. Для целей настоящего Федерального закона под выгодами понимаются любые выгоды, в том числе денежные поощрения, уплата за расторжение договора об обязательном пенсионном страховании другому фонду, или дары в материальной форме, иные, чем выгоды, которые поступают от фонда в соответствии с договором об обязательном пенсионном страховании.
3. Фонд, агенты или работники фонда не вправе:
делать в устной и письменной форме заявления, распространяемые среди застрахованных лиц, о фонде или его управляющей компании, которые заведомо направлены на введение в заблуждение или содержат недостоверную информацию; (В редакции Федерального закона от 16.10.2006 № 160-ФЗ)
абзац. (Утратил силу - Федеральный закон от 29.07.2018 № 269-ФЗ)
4. Организациями и лицами, к которым относятся ограничения, установленные настоящей статьей, являются фонд, любое аффилированное лицо по отношению к управляющей компании и специализированному депозитарию, любые агенты или работники фонда, управляющей компании, специализированного депозитария и аффилированных лиц по отношению к управляющей компании и специализированному депозитарию.
5. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 16.10.2006 № 160-ФЗ)
6. Банк России может выпускать нормативные акты, детализирующие требования к маркетингу фондов. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
Статья 3628. Назначение и выплата фондом накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты
(Наименование в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)
1. Назначение накопительной пенсии осуществляется застрахованным лицам, имеющим право на установление накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии". (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)
2. По выбору застрахованного лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи и формировавшего пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования, а также средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, такому лицу может быть установлена срочная пенсионная выплата, продолжительность которой не может быть менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)
3. Накопительная пенсия и (или) срочная пенсионная выплата назначаются со дня обращения за ними, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)
4. Назначение застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты осуществляется на основании соответствующего заявления, поданного в фонд, а также документов, подтверждающих наличие у застрахованного лица пенсионных оснований. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)
5. Формы заявлений застрахованного лица о назначении накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты устанавливаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 21.07.2014 № 218-ФЗ, от 14.07.2022 № 237-ФЗ)
6. Перечень документов, необходимых для установления накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты, правила обращения за указанными выплатами и их назначения устанавливаются страховыми правилами фонда с учетом требований настоящего Федерального закона и Федерального закона "О накопительной пенсии". (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)
7. Заявление о назначении накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты рассматривается фондом в течение 10 дней с даты его приема со всеми необходимыми документами. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)
8. По результатам рассмотрения заявления застрахованного лица, обратившегося за назначением накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты, фонд производит расчет размеров указанных выплат и выносит решение о назначении накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)
81. При установлении застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в целях определения факта наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" фонд вправе запросить у Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации информацию о сумме гарантируемых в соответствии со статьей 6 указанного Федерального закона средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ)
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по запросу фонда предоставляет указанную в абзаце первом настоящего пункта информацию с учетом требований пункта 4 статьи 14 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ)
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.12.2015 № 421-ФЗ)
9. Исчисление размера накопительной пенсии и его корректировка производятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О накопительной пенсии" и Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)
10. Исчисление размера срочной пенсионной выплаты и его корректировка производятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
11. Корректировка размера накопительной пенсии и корректировка срочной пенсионной выплаты по результатам инвестирования соответственно средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, производятся в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 30.11.2011 № 359-ФЗ)
Глава X2. Требования к досрочному негосударственному пенсионному обеспечению. Особенности деятельности фонда по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению
(Дополнение главой - Федеральный закон от 28.12.2013 № 410-ФЗ)
Статья 3629. Общие требования к досрочному негосударственному пенсионному обеспечению
1. Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется вкладчиком, являющимся работодателем по отношению к работникам, занятым на работах, определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, на основании пенсионного договора (договоров) досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемого указанным вкладчиком с фондом (фондами), определенным пенсионной программой работодателя, в пользу этих работников в силу существующих между ними трудовых отношений и с их согласия.
Правовые отношения работодателя и работников, возникающие в связи с заключением пенсионного договора досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и участием в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, регулируются настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, отраслевым (межотраслевым) соглашением, пенсионными правилами фонда, пенсионной программой работодателя, а также пенсионным договором досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
Согласие работника на осуществление в его пользу работодателем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения выражается путем включения в трудовой договор соответствующего положения о присоединении к пенсионной программе работодателя и заключением работодателем с работником отдельного соглашения о досрочном негосударственном пенсионном обеспечении в связи с работой на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, содержащего основные обязательства работодателя по отношению к работнику в связи с осуществлением в отношении его досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (далее - отдельное соглашение).
2. Право на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение определяется периодами работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочих местах указанных работ соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда). В стаж работы, дающий работнику право на негосударственную пенсию в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, засчитываются периоды, в течение которых работодателем в пользу указанного работника уплачивались взносы по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, а также периоды, включаемые в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
3. Пенсионная программа работодателя:
1) предусматривает категории работников, на которых распространяется негосударственное пенсионное обеспечение;
2) устанавливает перечень пенсионных оснований в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает порядок уплаты пенсионных взносов работодателем в пользу работников и периодичность такой уплаты в размере не ниже размера, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) устанавливает возможность добровольного участия работников в формировании средств для выплаты негосударственных пенсий, а также условия уплаты пенсионных взносов за счет доходов от заработной платы работников и размер, порядок и периодичность такой уплаты;
5) устанавливает условия выплат негосударственной пенсии работникам и порядок таких выплат исходя из учтенных средств на именном пенсионном счете работника и периода выплаты ему негосударственной пенсии;
6) устанавливает фонд (фонды), осуществляющий негосударственное пенсионное обеспечение;
7) устанавливает порядок реализации права работника (правопреемников в случае смерти работника) на соответствующие денежные выплаты при прекращении пенсионного договора досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (в том числе в случае реорганизации (ликвидации) работодателя, а также в случае расторжения (прекращения) трудового договора с работником независимо от основания);
8) устанавливает условия вступления в пенсионную программу и прекращения участия в ней.
4. Пенсионный договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионная программа работодателя определяют порядок реализации прав работника (правопреемников в случае смерти работника) на соответствующие денежные выплаты при прекращении пенсионного договора досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (в том числе в случае реорганизации (ликвидации) работодателя и при расторжении (прекращении) трудового договора с работником независимо от основания). Включение в пенсионный договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионную программу работодателя условий, направленных на ограничение прав работников на получение негосударственных пенсий и выкупных сумм в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.
5. Пенсионная программа разрабатывается и утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для заключения коллективного договора. При отсутствии коллективного договора пенсионная программа работодателя утверждается локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Пенсионная программа работодателя регистрируется в порядке, установленном Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Статья 3630. Требования к фонду, осуществляющему деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению в соответствии с пенсионными договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения
1. Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению в соответствии с пенсионными договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения может осуществлять фонд, в установленном порядке получивший лицензию, зарегистрировавший в Банке России правила досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и соответствующий требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи.
2. Фонд, осуществляющий деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с пенсионными договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, должен соответствовать следующим требованиям:
1) иметь опыт одновременного ведения не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов и (или) индивидуальных лицевых счетов накопительной пенсии;
2) иметь опыт одновременной выплаты негосударственных пенсий не менее 500 пенсионерам в течение не менее пяти лет.
3. Фонд получает право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению с даты регистрации в Банке России правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
Порядок регистрации правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения устанавливается Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Статья 3631. Требования к пенсионным программам работодателя
Пенсионные программы работодателя разрабатываются на основе типовых пенсионных программ, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Статья 3632. Обязанности фонда, осуществляющего деятельность по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению
Фонд, осуществляющий деятельность по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязан:
1) уведомлять в порядке, определяемом Банком России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о вновь заключенных пенсионных договорах досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в течение одного месяца со дня их подписания; (В редакции федеральных законов от 29.07.2018 № 269-ФЗ, от 14.07.2022 № 237-ФЗ)
2) бесплатно предоставлять один раз в год участникам пенсионных договоров досрочного негосударственного пенсионного обеспечения по их обращению способом, указанным ими при обращении, информацию о состоянии их именных пенсионных счетов и информацию о результатах инвестирования средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе о суммах пенсионных взносов работодателя, дополнительных добровольных взносов работников на формирование средств для выплаты этих пенсий, по форме, утверждаемой Банком России, предоставлять участникам пенсионных договоров досрочного негосударственного пенсионного обеспечения информацию о видах выплат, финансируемых за счет средств для выплаты пенсий, в течение 10 дней со дня обращения (указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также иным способом, включая почтовое отправление);
3) отражать на именных пенсионных счетах участников пенсионных договоров досрочного негосударственного пенсионного обеспечения результаты инвестирования средств для выплаты пе