ого газа осуществляется Российским акционерным обществом "Газпром", акционерным обществом "Норильскгазпром", акционерным обществом "Якутгазпром" и нефтедобывающими предприятиями.
Российское акционерное общество "Газпром" обеспечивает производство и транспортировку газа в объеме около 94 процентов, поставляемого российским потребителям, расположенным в зоне единой системы газоснабжения, при сохранении единой, вертикально и горизонтально интегрированной структуры газовой промышленности России. В состав Российского акционерного общества "Газпром" входят в качестве дочерних компаний предприятия, занимающиеся геологоразведкой и бурением скважин, обустройством газовых месторождений, комплектацией и снабжением, машиностроением и приборостроением для нужд газовой промышленности и другими видами деятельности. Такая структура Российского акционерного общества "Газпром" в условиях экономического спада позволила сохранить стабильность функционирования отрасли, надежное газоснабжение потребителей и поступление крупных экспортных доходов в бюджет страны.
Вместе с тем сложившееся положение ведет к появлению целого ряда проблем.
Неразделенность в рамках Российского акционерного общества "Газпром" монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности Российского акционерного общества "Газпром" и обусловленное этим отсутствие ясности порядка формирования структуры затрат по видам деятельности не позволяют установить необходимый контроль за издержками предприятий Российского акционерного общества "Газпром" в монопольных видах деятельности.
До последнего времени использовался упрощенный режим государственного регулирования газовой промышленности, при котором Российскому акционерному обществу "Газпром" было предоставлено право изменения оптовой цены на газ в соответствии с индексом роста цен на промышленную продукцию. Финансовое положение и издержки Российского акционерного общества "Газпром" при этом не рассматривались.
Предстоит продолжить работу по дифференциации цен на природный газ с учетом стоимости его транспортировки, объемов потребления по сезонам, характера нагрузки и степени надежности газоснабжения. Сохраняется перекрестное субсидирование одних потребителей за счет других.
Требует совершенствования порядок доступа независимых поставщиков к газотранспортной системе Российского акционерного общества "Газпром".
Целью структурной реформы в газовой промышленности является формирование условий для более эффективного газоснабжения потребителей России, в том числе:
усиление государственного регулирования в сфере транспортировки газа;
стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах хозяйственной деятельности и постепенное ослабление в соответствии с этим государственного регулирования;
развитие договорных отношений между поставщиками и потребителями газа.
2. Основные направления структурной реформы газовой промышленности
Реформирование сферы естественной монополии в газовой промышленности направлено, в первую очередь, на формирование в этой сфере системы цен на газ, отвечающей следующим требованиям:
обеспечение самофинансирования Российского акционерного общества "Газпром" посредством возмещения обоснованных затрат при разных уровнях надежности газоснабжения, включая покрытие текущих издержек и обеспечение необходимого уровня прибыли;
стимулирование надежного газоснабжения посредством обеспечения необходимой гибкости цен при предоставлении потребителям права выбора условий своего газоснабжения;
соответствие цен условиям равновесия спроса и предложения, недопущение дефицита или избытка газа на рынке.
Механизм ценообразования будет согласован с механизмами начисления и взимания налогов, с инвестиционной политикой Российского акционерного общества "Газпром" и величиной дивидендов акционеров. При установлении цен на газ будут учитываться условия конкуренции различных видов топлива и принципы стимулирования энергосбережения.
Будут установлены правила и порядок регулирования цен на газ. Необходимо сохранение государственного регулирования в сфере естественной монополии путем установления тарифов на услуги по транспортировке газа. Для выполнения этих задач органам государственного регулирования необходимо разработать соответствующую нормативно-методическую документацию.
Цены добычи газа будут контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством.
В рамках Российского акционерного общества "Газпром" будет установлено более четкое разграничение финансовых результатов по отдельным структурным подразделениям этого акционерного общества и по видам их деятельности и будет обеспечена "прозрачность" формирования затрат по всей "газовой цепочке".
Меры, направленные на стимулирование конкуренции в газовой промышленности и использование эффективных газосберегающих технологий, должны заключаться в том, чтобы независимые российские производители газа на территории Российской Федерации получили недискриминационные права на доступ к свободным мощностям газотранспортной системы.
Коммерческая деятельность независимых российских производителей газа будет осуществляться на основе договоров, заключаемых с потребителями газа. При этом цена продажи газа конечным потребителям не будет подлежать государственному регулированию.
3. Этапы реализации структурной реформы
Структурную реформу планируется осуществить в три этапа.
I этап - 1997 год:
введение цен на природный газ, дифференцированных в зависимости от стоимости его транспортировки от мест добычи до потребителей;
разработка и внедрение единой системы тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам как для независимых поставщиков газа, не входящих в Российское акционерное общество "Газпром", так и для организаций названного акционерного общества;
подготовка предложений по созданию благоприятных экономических условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов к освоению новых газовых месторождений и строительству газопроводов;
проведение конкурса на предоставление права на разработку газовых месторождений, в первую очередь месторождений, расположенных вблизи действующих магистральных газопроводов;
подготовка предложений по обеспечению "прозрачности" производственных затрат структурных подразделений Российского акционерного общества "Газпром" по добыче и транспортировке газа;
разработка форм федерального статистического наблюдения в газовой промышленности и форм отчетности предприятий Российского акционерного общества "Газпром", представляемых в органы регулирования естественных монополий и федеральные органы исполнительной власти;
подготовка предложений о создании торговых компаний в целях развития внутрироссийского рынка природного газа и обеспечения сделок по торговле на основе прямых договоров с потребителями;
внесение изменений в Правила поставки газа потребителям Российской Федерации, устанавливающие порядок заключения прямых договоров между поставщиками и потребителями газа;
подготовка и утверждение нормативных документов, устанавливающих порядок регулирования цен на природный газ;
разработка и утверждение Правительством Российской Федерации положения об обеспечении доступа поставщиков газа к газотранспортной системе Российского акционерного общества "Газпром";
создание межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с доступом к газотранспортной системе Российского акционерного общества "Газпром" независимых поставщиков;
внесение в соответствии с Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Российского акционерного общества "Газпром" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке долю свыше 35 процентов;
обеспечение соответствия устава Российского акционерного общества "Газпром" Федеральному закону "Об акционерных обществах".
II этап - 1998 год:
прекращение практики перекрестного субсидирования разных групп потребителей газа и доведение оптовой цены на газ, предназначенный для реализации населению, до уровня оптовой цены на газ, отпускаемый организациями Российского акционерного общества "Газпром" газораспределительным организациям (перепродавцам) для промышленных нужд (без акциза);
передача полномочий в области государственного регулирования тарифов на транспортировку газа по местным сетям региональным энергетическим комиссиям, осуществляющим свою деятельность под методическим руководством и контролем федеральных органов исполнительной власти.
III этап - 1999 - 2000 годы:
обособление внутри Российского акционерного общества "Газпром" структурных подразделений по транспортировке газа от организаций по добыче газа;
запуск и отработка механизмов функционирования рынка прямых договоров на поставку природного газа;
переход к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа, предоставляемые предприятиями Российского акционерного общества "Газпром".
Железнодорожный транспорт
1. Основные проблемы и цели структурной реформы
Исключительно важное социально-экономическое значение для стабилизации и развития экономики России в целом и ее регионов имеет железнодорожный транспорт. На его долю приходится около 77 процентов грузооборота, выполняемого транспортом общего пользования (без трубопроводного), и 45 процентов пассажирооборота.
В структуре издержек промышленности расходы, связанные с перевозками по магистральным железным дорогам, составляют около 6 процентов. В связи с этим сокращение транспортных затрат является важнейшей задачей повышения конкурентоспособности отечественной продукции.
Существующая организационно-производственная структура и низкая конкуренция со стороны других видов транспорта не способствуют созданию экономических стимулов к повышению эффективности работы железнодорожного транспорта.
Важная роль железнодорожного транспорта в экономике России и в реализации социально значимых услуг, связанных с пассажирскими перевозками, диктует необходимость принятия взвешенных и результативных мер по структурной реформе отрасли.
В настоящее время осуществляется перекрестное субсидирование пассажирских перевозок поездами дальнего следования и пригородного сообщения за счет тарифов на перевозки грузов. Реализация мер по дотированию убытков от пассажирских перевозок за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при сбалансированных финансовых результатах работы отрасли позволила бы снизить уровень железнодорожных тарифов на перевозки грузов на 15 - 20 процентов.
Не полностью используются мощности по ремонту и развитию производственной базы предприятий железнодорожного транспорта, непосредственно не связанных с осуществлением перевозочного процесса (ремонтных, строительных, машиностроительных и других предприятий). Велики затраты на содержание объектов социальной сферы. Оптимизация загрузки производственных мощностей, а также выделение объектов социальной сферы из системы железнодорожного транспорта позволили бы сократить издержки отрасли.
Основными целями структурной реформы железнодорожного транспорта являются:
усиление государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте;
стимулирование развития конкуренции в различных сегментах рынка транспортных услуг, в потенциально-конкурентных видах хозяйственной деятельности и соответствующее ослабление государственного регулирования;
повышение качества обслуживания потребителей транспортных услуг.
2. Основные направления структурной реформы
Конечная цель реформирования железнодорожного транспорта состоит в повышении эффективности его работы и сокращении транспортных издержек.
Дальнейший рост экономической эффективности железнодорожного транспорта, снижение тарифов на перевозки грузов будут обеспечены за счет реализации следующих мер:
прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок поездами дальнего следования и пригородного сообщения за счет совершенствования системы тарифов на перевозки грузов с переходом к их субсидированию из средств соответствующих бюджетов;
привлечение предприятиями железнодорожного транспорта к ремонту, выполнению подрядных работ и оказанию услуг предприятий и организаций других отраслей экономики, способных предложить соответствующую продукцию и услуги с наименьшими издержками и высоким качеством, а также обеспечить безопасность движения поездов;
выделение объектов социальной сферы из системы железнодорожного транспорта (кроме специализированных медицинских учреждений) и их передача в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность;
повышение эффективности эксплуатации малодеятельных железнодорожных линий и участков (продажа, полное закрытие, передача органам местного самоуправления);
совершенствование системы отчетности в целях обеспечения всестороннего анализа эффективности деятельности железнодорожного транспорта.
Реформа ценообразования на железнодорожном транспорте направлена в первую очередь на совершенствование системы транспортных тарифов, отвечающей следующим требованиям:
возмещение экономически обоснованных затрат и получение нормативного уровня прибыли;
обеспечение права выбора грузоотправителями транспортных услуг исходя из уровня их качества (дифференциация тарифа в зависимости от срока доставки, сохранности груза, уровня сервисного сопровождения перевозок).
Совершенствование системы управления железнодорожным транспортом, реструктуризация отрасли будут способствовать сокращению издержек и повышению экономической эффективности работы отрасли.
На основе разделения финансового учета затрат предприятий железнодорожного транспорта на содержание и эксплуатацию инфраструктуры, грузовые и пассажирские перевозки будет повышена ответственность соответствующих подразделений за результаты своей деятельности, а также эффективность государственного контроля в сфере естественных монополий на железнодорожном транспорте.
В целях повышения качества обслуживания населения, снижения эксплуатационных расходов, концентрации необходимых производственных фондов и трудовых ресурсов, создания условий для эффективного взаимодействия между предприятиями железнодорожного транспорта и органами исполнительной власти всех уровней будут созданы специализированные компании по перевозке пассажиров поездами дальнего следования, местного и пригородного сообщения, функционирующие на контрактной основе и имеющие самостоятельные балансы. Создание этих компаний будет возможно только при условии полного прекращения субсидирования убытков от пассажирских перевозок за счет тарифов на грузовые перевозки, повышения доходности пассажирских перевозок и решения в установленном порядке вопроса о компенсации убытков за счет средств соответствующих бюджетов.
В целях развития конкуренции на рынке железнодорожных транспортных услуг будут созданы условия для равного доступа к инфраструктуре и ремонтной базе железнодорожного транспорта различных владельцев подвижного состава (вагонов), имеющих соответствующие лицензии.
3. Этапы реализации структурной реформы
Реализацию структурной реформы железнодорожного транспорта планируется осуществить в три этапа.
I этап - 1997 год:
введение нового порядка государственного регулирования тарифов на перевозки грузов и ставок сборов за погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые железнодорожным транспортом, с учетом изменения ценообразующих факторов (структуры и объемов перевозок, повышения производительности труда, изменения цен производителей промышленной продукции, снижения издержек, реализации мер по структурной реорганизации отрасли и других), а также с учетом обеспечения финансовой сбалансированности отрасли;
сокращение перекрестного субсидирования пользователей услуг грузового железнодорожного транспорта за счет ликвидации необоснованных тарифных льгот;
создание конкурентной среды на рынке фрахта железнодорожных перевозок;
совершенствование действующей системы тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом с учетом развития прогрессивных методов перевозок и улучшения качества транспортного обслуживания потребителей;
снижение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки;
выделение из системы федерального железнодорожного транспорта неиспользуемых мощностей (ремонтных, строительных, машиностроительных и других предприятий), их приватизация;
включение в проекты федерального бюджета на 1998 год и последующие годы средств на компенсацию убытков от железнодорожных пассажирских перевозок, в том числе на компенсацию потерь доходов железных дорог от представления отдельным категориям граждан льгот, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; (Действие приостановлено до 1 января 2002 г. - Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2001 № 902)
принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительных мер по возмещению убытков железным дорогам от перевозок пассажиров поездами пригородного сообщения за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации;
применение раздельного финансового учета затрат предприятий железнодорожного транспорта на грузовые и пассажирские перевозки;
создание условий для развития конкуренции на рынке железнодорожных транспортных услуг, обеспечивающих равный доступ к инфраструктуре и ремонтной базе железнодорожного транспорта различных владельцев подвижного состава (вагонов), имеющих соответствующие лицензии;
разработка программы реформирования системы управления железнодорожным транспортом, обеспечивающей снижение расходов, сохранение управляемости в отрасли и качественное обслуживание пользователей услуг железнодорожного транспорта;
завершение формирования Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте и создание условий для ее эффективного функционирования.
II этап - 1998 год:
создание в составе железных дорог специализированных компаний по перевозке пассажиров поездами дальнего следования, местного и пригородного сообщения;
выделение объектов социальной сферы из системы железнодорожного транспорта и передача их в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность;
выделение из системы железнодорожного транспорта неиспользуемых производственных мощностей;
сокращение убыточности малодеятельных железнодорожных линий и участков (продажа, полное закрытие, передача органам местного самоуправления);
привлечение предприятий железнодорожного транспорта к ремонту, выполнению подрядных работ и оказанию услуг предприятий и организаций других отраслей экономики, способных предложить соответствующую продукцию и услуги с наименьшими издержками и высоким качеством и обеспечивающих безопасность движения поездов;
применение раздельного финансового учета затрат предприятий железнодорожного транспорта на содержание и эксплуатацию инфраструктуры;
переход на контрактные взаимоотношения железнодорожного транспорта с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
III этап - 1999 - 2000 годы:
либерализация государственного регулирования тарифов в условиях развития конкуренции на железнодорожном транспорте;
формирование структуры управления железнодорожным транспортом, соответствующей условиям рыночной экономики;
разработка предложений по созданию концепции формирования транспортных тарифов исходя из развития конкуренции на рынке железнодорожных транспортных услуг.
Связь
1. Основные проблемы и цели структурной реформы
Важной проблемо