дицинские осмотры специалистов авиационного персонала государственной авиации проводятся после окончания выполнения полетов в целях выявления признаков воздействия полетов и выполнения парашютных прыжков на состояние здоровья специалистов авиационного персонала государственной авиации, а также в целях выявления признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
5. В случае выявления по результатам проведения предполетного или послеполетного медицинского осмотра у специалистов авиационного персонала государственной авиации признаков состояний и заболеваний, препятствующих выполнению полетов, управлению полетами, управлению беспилотным воздушным судном, выполнению парашютных прыжков, летному обучению, специалисты авиационного персонала государственной авиации подлежат отстранению от выполнения полетов, управления полетами, управления беспилотным воздушным судном, выполнения парашютных прыжков, летного обучения.
6. В случае выявления по результатам проведения предполетного или послеполетного медицинского осмотра специалистов авиационного персонала государственной авиации состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ специалисты авиационного персонала государственной авиации подлежат отстранению от выполнения полетов, управления полетами, управления беспилотным воздушным судном, выполнения парашютных прыжков, летного обучения и направляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
7. Основания, порядок и периодичность проведения медицинских осмотров и перечень включаемых в них исследований устанавливаются федеральными авиационными правилами.
8. Финансирование расходов, связанных с проведением медицинских осмотров специалистов авиационного персонала государственной авиации, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченным органам, имеющим подразделения государственной авиации, и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 11.06.2021 № 208-ФЗ)
Статья 533. Автоматизированная централизованная база персональных данных, касающихся состояния здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением
1. Автоматизированная централизованная база персональных данных, касающихся состояния здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением, содержит сведения о результатах медицинских осмотров, обязательных медицинских освидетельствований и является составной частью единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, предусмотренной статьей 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
2. Порядок формирования и ведения автоматизированной централизованной базы персональных данных, касающихся состояния здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением, и порядок предоставления содержащихся в ней сведений и обмена сведениями с государственными информационными системами в сфере здравоохранения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 11.06.2021 № 208-ФЗ)
Статья 54. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации
1. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
2. Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
3. Подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки.
4. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.07.2021 № 331-ФЗ)
5. Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами.
6. Тренажерные устройства имитации полета, применяемые в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, допускаются к применению в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к таким тренажерным устройствам и порядок их применения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
7. Сроки и периодичность подготовки авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 07.06.2013 № 124-ФЗ)
8. Периодичность обязательной аттестации авиационного персонала гражданской авиации, прошедшего подготовку для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, устанавливается федеральными авиационными правилами. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 07.06.2013 № 124-ФЗ)
9. Программы подготовки авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, утверждаются уполномоченным органом, на который законодательством Российской Федерации возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации в гражданской авиации, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 07.06.2013 № 124-ФЗ)
10. Лица, поступающие в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующие на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением, проходят в соответствии со статьей 531 настоящего Кодекса обязательное медицинское освидетельствование в целях определения годности к обучению по таким специальностям.
Организация проведения обязательного медицинского освидетельствования возлагается на образовательные организации, осуществляющие обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 11.06.2021 № 208-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 129-ФЗ)
Статья 541. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации
1. Порядок подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации устанавливается федеральными авиационными правилами.
2. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации осуществляется по программам подготовки, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию которых устанавливаются федеральными авиационными правилами.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 03.07.2016 № 291-ФЗ)
Статья 55. Признание свидетельства иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала
(Наименование в редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 129-ФЗ)
Свидетельство иностранного государства, выданное лицу из числа авиационного персонала, признается в Российской Федерации действительным при условии, если это свидетельство соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, и федеральным авиационным правилам. (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 129-ФЗ)
ГЛАВА VIII. ЭКИПАЖ ВОЗДУШНОГО СУДНА
Статья 56. Экипаж воздушного судна
1. Экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Полет гражданского воздушного судна не разрешается в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного состава. (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 462-ФЗ)
Членам экипажей пилотируемых воздушных судов, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, специалистам авиационного персонала, осуществляющим техническое обслуживание воздушных судов, сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации уполномоченным Правительством Российской Федерации органом выдаются удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна в соответствии со статьей 561 настоящего Кодекса. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 19.12.2022 № 547-ФЗ)
11. Экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ)
2. Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа.
3. На период проведения испытаний экспериментального воздушного судна состав его экипажа определяется разработчиком данного воздушного судна.
В состав экипажа экспериментального воздушного судна могут входить граждане Российской Федерации и в случаях, предусмотренных пунктом 31 настоящей статьи, иностранные граждане при условии, что командир экипажа экспериментального воздушного судна является гражданином Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 27.12.2019 № 503-ФЗ)
31. В состав экипажа экспериментального воздушного судна могут входить иностранные граждане в случае:
1) подготовки иностранного гражданина в целях получения им допуска к профессиональной деятельности в качестве члена экипажа экспериментального воздушного судна;
2) выполнения демонстрационного полета экспериментального воздушного судна;
3) выполнения полета при проведении сертификационных испытаний экспериментального воздушного судна.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.12.2019 № 503-ФЗ)
4. В состав летного экипажа гражданского воздушного судна российских юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые осуществляют коммерческие воздушные перевозки, выполняют авиационные работы, могут входить граждане Российской Федерации и в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, иностранные граждане. (В редакции Федерального закона от 20.04.2014 № 73-ФЗ)
5. В состав летного экипажа гражданского воздушного судна российских юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые осуществляют коммерческие воздушные перевозки, выполняют авиационные работы, могут входить иностранные граждане в случаях:
1) подготовки иностранного гражданина в целях получения им допуска к профессиональной деятельности в качестве члена летного экипажа гражданского воздушного судна при условии, что другие члены летного экипажа гражданского воздушного судна являются гражданами Российской Федерации;
2) заключения с иностранным гражданином трудового договора для замещения должности командира гражданского воздушного судна.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 20.04.2014 № 73-ФЗ)
Статья 561. Удостоверение члена экипажа гражданского воздушного судна
1. Удостоверение члена экипажа гражданского воздушного судна является документом, удостоверяющим личность члена экипажа пилотируемого воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, специалиста авиационного персонала, осуществляющего техническое обслуживание воздушных судов, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации при исполнении ими своих обязанностей.
2. Удостоверение члена экипажа гражданского воздушного судна используется для целей, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в том числе для допуска на объекты транспортной инфраструктуры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при наличии сведений о включении указанных лиц в задание на полет, список находящихся на борту воздушного судна лиц, генеральную декларацию.
3. Удостоверение члена экипажа гражданского воздушного судна не является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
4. Удостоверение члена экипажа гражданского воздушного судна может быть аннулировано выдавшим его органом по заявлению обладателя указанного удостоверения, эксплуатанта или в случае аннулирования свидетельства специалиста авиационного персонала обладателя указанного удостоверения.
5. Порядок оформления, выдачи, учета, аннулирования и изъятия удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна и форма указанного удостоверения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. За выдачу удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 19.12.2022 № 547-ФЗ)
Статья 57. Командир воздушного судна
1. Командиром воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа. (В редакции федеральных законов от 28.07.2012 № 129-ФЗ; от 30.12.2015 № 462-ФЗ; от 03.07.2016 № 291-ФЗ)
Действие требования, установленного настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.07.2021 № 331-ФЗ)
2. Командир пилотируемого воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества. (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 462-ФЗ)
Командир беспилотного воздушного судна руководит работой экипажа беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ)
Статья 58. Права командира воздушного судна
1. Командир воздушного судна имеет право:
1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;
2) в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. Командир воздушного судна имеет право отдавать распоряжения членам экипажа воздушного судна и сотрудникам службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) о пресечении ими противоправных действий указанных лиц с использованием специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки административного правонарушения или преступления, передать их правоохранительным органам; (В редакции федеральных законов от 05.12.2017 № 376-ФЗ, от 06.12.2021 № 400-ФЗ)
3) принимать решения о сливе топлива в полете, сбросе багажа, груза и почты, если это необходимо для обеспечения безопасности полета воздушного судна и его посадки. При отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности командир воздушного судна имеет право проводить предполетный досмотр лиц и объектов, указанных в статье 85 настоящего Кодекса;
4) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета воздушного судна.
2. В случае вынужденной посадки воздушного судна командир воздушного судна руководит действиями лиц, находящихся на борту воздушного судна, до передачи своих полномочий представителям служб поиска и спасания воздушных судов.
Статья 581. Права командира беспилотного воздушного судна
Командир бесп