пажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море
1. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, - комплекс мероприятий, направленных на определение местоположения терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов всех видов авиации, оказание помощи их пассажирам и членам экипажей, космонавтам, людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, эвакуацию с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов, а также определение местоположения терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов.
2. В целях организации и проведения поиска и спасания создается единая система авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации.
Порядок создания, организации, функционирования и состав единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации определяются положением о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
3. Порядок организации и проведения поиска и спасания, взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Поиск и спасание пассажиров и членов экипажей терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов организует и осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.
Поиск и эвакуацию терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организуют и осуществляют владельцы таких воздушных судов.
5. К проведению и обеспечению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и членам экипажей терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов и людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцы беспилотных воздушных судов.
Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов к проведению указанных работ устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Авиационные предприятия и организации государственной авиации, поисковые и аварийно-спасательные силы и средства которых привлекаются к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, обязаны содержать такие силы и средства в постоянной готовности. Расходы организаций государственной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета. Расходы авиационных предприятий на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств возмещаются за счет внебюджетных источников. Расходы авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов на осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Полеты пилотируемых воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются. Перечень поисковых и аварийно-спасательных средств устанавливает уполномоченный орган в области использования воздушного пространства по согласованию с уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности определяет:
1) требования к подготовке персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования;
2) состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;
3) перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;
4) требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;
5) порядок аварийного оповещения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море;
6) порядок действий персонала органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при получении ими сообщения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море;
7) методику выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море;
8) сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных операций (работ);
9) сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств.
9. Уполномоченный орган в области использования воздушного пространства:
1) определяет требования к структуре и содержанию инструкции по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания;
2) утверждает инструкцию по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания по согласованию с командованием соответствующего объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны;
3) определяет места дислокации поисковых и аварийно-спасательных сил и средств на территории Российской Федерации, общее количество и типы дежурных поисково-спасательных воздушных судов по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные силы и средства;
4) утверждает план дежурства в соответствующей зоне авиационно-космического поиска и спасания сил и средств, привлекаемых к проведению поисково-спасательных операций (работ);
5) устанавливает требования к структуре и содержанию инструкций, определяющих обязанности экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, порядок несения ими дежурства и их действия при проведении поисково-спасательных операций (работ);
6) осуществляет согласование вылета (выхода) дежурных сил и средств при проверке их готовности;
7) осуществляет определение порядка передачи информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, в авиационный координационный центр поиска и спасания.
10. Порядок поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов (за исключением космических объектов военного назначения) определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, совместно с уполномоченным органом в области обороны и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".
11. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся поисковые и аварийно-спасательные силы и средства, при поиске и спасании осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.
(Статья в редакции Федерального закона от 30.01.2024 № 2-ФЗ)
Статья 89. Обеспечение поисковых и аварийно-спасательных работ
1. Поиск и спасание пассажиров и экипажей терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, являются безвозмездными. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 166-ФЗ)
2. Эвакуация потерпевшего бедствие воздушного судна с места бедствия осуществляется силами эксплуатанта или иными силами за счет средств эксплуатанта.
Эвакуация людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, с места бедствия осуществляется привлекаемыми поисковыми и аварийно-спасательными силами и средствами авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.06.2015 № 166-ФЗ)
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации обязаны участвовать в организации поиска потерпевшего бедствие воздушного судна и до прибытия поисковых и аварийно-спасательных сил принять неотложные меры по спасанию людей, оказанию им медицинской и другой помощи, охране данного воздушного судна и находящихся на его борту документации и имущества. (В редакции Федерального закона от 04.12.2007 № 332-ФЗ)
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе привлекать для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ юридических лиц при условии возмещения понесенных ими расходов за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
5. Пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов иностранных государств оказывается помощь на тех же условиях, что и пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов Российской Федерации.
Статья 90. Аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома
Аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 254-ФЗ)
Статья 91. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей в районах открытого моря и на территориях иностранных государств
1. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей в районах открытого моря, в которых ответственность за организацию воздушного движения несет Российская Федерация, осуществляются уполномоченными органами в соответствии с пунктом 1 статьи 88 настоящего Кодекса. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
2. Поиск и спасание терпящего или потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа на территории иностранного государства осуществляются в порядке, установленном в данном государстве, и с соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 92. Сообщения о терпящих или потерпевших бедствие воздушных судах
1. Сообщения о терпящих или потерпевших бедствие воздушных судах относятся к сообщениям, имеющим категорию абсолютного приоритета. Имеющие средства связи юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и граждане обязаны предоставить средства связи для немедленной передачи сообщения о терпящем или потерпевшем бедствие воздушном судне либо передать такое сообщение. Граждане и юридические лица, имеющие право на предоставление услуг связи, должны обеспечить немедленную передачу данного сообщения.
2. За передачу первого сообщения о терпящем или потерпевшем бедствие воздушном судне плата не взимается. Междугородные телефонные переговоры об оказании помощи терпящему или потерпевшему бедствие воздушному судну, его пассажирам и экипажу оплачиваются в соответствии с тарифом на универсальные услуги связи; сообщения, передаваемые по телеграфу, - тарифом, установленным для передачи срочного сообщения. За междугородные телефонные переговоры в целях передачи сообщения о терпящем или потерпевшем бедствие воздушном судне плата не взимается.
Статья 93. Оповещение о потерпевшем бедствие воздушном судне
1. Командир потерпевшего бедствие воздушного судна или другой член экипажа этого воздушного судна, а также иной гражданин, которому стало известно о потерпевшем бедствие воздушном судне, обязаны немедленно оповестить об этом ближайшие орган местного самоуправления, организацию или воинскую часть, которые в свою очередь обязаны немедленно проинформировать о случившемся соответствующее авиационное предприятие либо уполномоченный орган в области использования воздушного пространства, уполномоченный орган в области обороны или уполномоченный орган в области оборонной промышленности. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 04.12.2007 № 332-ФЗ, от 30.01.2024 № 2-ФЗ)
2. Должностные лица авиационного предприятия, которым стало известно о потерпевшем бедствие воздушном судне, обязаны немедленно оповестить об этом уполномоченный орган в области использования воздушного пространства. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 04.12.2007 № 332-ФЗ, от 30.01.2024 № 2-ФЗ)
Статья 94. Прекращение поиска потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа, а также поиска людей, потерпевших бедствие на море, с привлечением поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации
(Наименование в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 166-ФЗ)
1. В случае, если все принятые для поиска потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа меры не дали результатов, решение о прекращении поиска этого воздушного судна принимается уполномоченным органом, осуществившим государственную регистрацию или государственный учет этого воздушного судна. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
11. В случае, если все принятые для поиска людей, потерпевших бедствие на море, меры не дали результатов, решение о прекращении поиска людей, потерпевших бедствие на море, с привлечением поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов принимается уполномоченным органом, принявшим решение о поиске людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, с привлечением таких сил и средств. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 29.06.2015 № 166-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 488-ФЗ)
2. Решение о прекращении поиска потерпевшего бедствие воздушного судна иностранного государства принимается уполномоченным органом в области использования воздушного пространства. (В редакции Федерального закона от 04.12.2007 № 332-ФЗ)
3. Потерпевшее бедствие воздушное судно, поиск которого официально прекращен, считается пропавшим без вести.
ГЛАВА XIV. РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ ИЛИ ИНЦИДЕНТА
Статья 95. Цели и порядок расследования авиационного происшествия или инцидента
1. Авиационное происшествие или инцидент с гражданским, государственным или экспериментальным воздушным судном Российской Федерации либо с воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации, а также с используемым в целях гражданской авиации воздушным судном, не зарегистрированным в порядке, установленном статьей 33 настоящего Кодекса, подлежат обязательному расследованию. (В редакции федеральных законов от 18.03.2023 № 65-ФЗ, от 30.01.2024 № 2-ФЗ)
2. Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем.
Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента.
3. Расследования, классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов осуществляются уполномоченными органами, на которые возложены эти полномочия соответственно в гражданской, государственной или экспериментальной авиации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Проведение расследований, классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 96. Полномочия комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента
1. Расследование авиационного происшествия или инцидента проводится комиссией.
2. Комиссия по расследованию авиационного происшествия или инцидента имеет право:
1) беспрепятственно проходить на борт потерпевшего бедствие воздушного судна для выяснения обстоятельств авиационного происшествия или инцидента;
2) обследовать потерпевшее бедствие воздушное судно, его составные части, имущество, находящееся на борту потерпевшего бедствие воздушного судна либо вовлеченное в авиационное происшествие или инцидент извне, независимо от принадлежности этого имущества, а также средства и объекты обеспечения полетов воздушных судов;
3) поручать юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности проведение исследований и работ, связанных с расследованием авиационного происшествия или инцидента;
4) привлекать для решения задач, требующих знаний в соответствующих областях науки и техники, работников организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
5) опрашивать очевидцев авиационного происшествия или инцидента, лиц, которые имеют или могут иметь отношение к авиационному происшествию или инциденту, получать необходимую информацию от правоохранительных органов;
6) изучать все вопросы разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ремонта потерпевшего бедствие воздушного судна, подготовки лиц из числа авиационного персонала, организации воздушного движения, выполнения и обеспечения полетов воздушных судов; затребовать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, а также от граждан и юридических лиц документы и материалы по вопросам, связанным с данным авиационным происшествием или инцидентом;
7) проводить исследования психофизиологического состояния членов экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, а также соответствующих лиц из числа авиационного персонала.
3. Члены комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента, а также привлекаемые для расследования авиационного происшествия или инцидента лица при предъявлении командировочных удостоверений имеют право внеочередного приобретения билетов на проезд на транспорте общего пользования при следовании к месту авиационного происшествия или инцидента либо при переездах в целях расследования.
Статья 97. Сохранение доказательственных материалов
1. Члены экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, иные граждане