Федеральный закон принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на создание благоприятных условий для развития виноградарской и винодельческой отраслей в Российской Федерации, а также на совершенствование правового регулирования производства и оборота винодельческой продукции, произведённой из выращенного на территории Российской Федерации винограда.
Федеральным законом определены, в частности, понятия: «винодельческая продукция», «винодельческая продукция с защищённым географическим указанием», «винодельческая продукция с защищённым наименованием места происхождения», «виноградное сусло», «коньяк», «виноградник», «реестр виноградных насаждений».
Федеральным законом определяются:
полномочия федеральных органов государственной власти, касающиеся установления порядка лицензирования розничной продажи вина, игристого вина (шампанского), осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), порядка представления деклараций об объёме винограда, использованного для производства винодельческой продукции, а также установления порядка ведения реестра виноградных насаждений;
полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, касающиеся приёма деклараций об объёме винограда, использованного для производства винодельческой продукции, ведения реестра виноградных насаждений, определения географических объектов, в границах которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищённым географическим указанием, защищённым наименованием места происхождения, по предложению саморегулируемой организации виноградарей и виноделов.
Федеральным законом впервые предусмотрены условия участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере производства и оборота указанной продукции. Так, сельскохозяйственные товаропроизводители вправе осуществлять производство, хранение, поставки и розничную продажу вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, используя для этих целей виноградники, производственные и складские помещения, находящиеся у них в собственности или в аренде.
Федеральным законом, в частности, устанавливаются:
правила использования основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, согласно которым требование об оснащении этого оборудования автоматическими средствами измерения и учёта объёма готовой продукции не применяется в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций, осуществляющих производство вина, игристого вина (шампанского) с защищённым географическим указанием, защищённым наименованием места происхождения;
требования о представлении документов в случае приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями и указанными организациями федеральных специальных марок в целях маркировки винодельческой продукции с защищённым географическим указанием, защищённым наименованием места происхождения;
особенности учёта и декларирования винодельческой продукции, объёма винограда, использованного для производства такой продукции;
особые требования к розничной продаже вина, игристого вина (шампанского), произведённых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями;
особенности лицензирования крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, при осуществлении ими производства, хранения и поставок произведённой винодельческой продукции, а также особенности лицензирования организаций при осуществлении ими производства, хранения и поставок произведённых вина, игристого вина (шампанского) с защищённым географическим указанием, защищённым наименованием места происхождения;
статус и функции саморегулируемой организации виноградарей и виноделов.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон «О рекламе», определяющие особенности рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведённых в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда.