Заключительное слово на заседании Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» 2006-03-24 17:12:23 Москва, Кремль В.Путин: Уважаемые коллеги! Образование – это, безусловно, один из важнейших приоритетов в деятельности государства. Предложенная недавно для реализации дополнительная, по сути, целевая программа, названная приоритетным общенациональным проектом в области образования, – не только средство для решения давно назревших, а иногда и перезревших проблем, а скорее всего, это способ еще раз сосредоточить усилия и внимание государства и общества на проблемах образования, способ побудить всех нас к поиску наиболее эффективных путей развития в этой сфере, способ придать всем нам мужества для принятия необходимых, но выверенных решений. Сегодня мы говорили о дошкольном воспитании, школьном образовании, специальном профессиональном и высшем образовании. Рабочая группа Госсовета проделала огромную работу. Сергей Леонидович Катанандов начал заниматься этой темой еще несколько лет назад. Считаю, что сформулированные руководителями регионов предложения могут быть положены в основу плана практических действий по совершенствованию системы образования в нашей стране. Система детских дошкольных учреждений – это отдельная, безусловно, тесно связанная проблемами демографии тема. Она требует отдельного рассмотрения, особого нашего внимания. Школа, одна из проблем здесь – большое количество малокомплектных школ в России. Очевидно, что здесь существует несколько вопросов, на которые следует обратить внимание рабочей группы. Первое. Содержание таких школ обходится очень дорого, а образование остается весьма на низком уровне. Вместе с тем согласен с теми, кто считает, что, решая эти сложные вопросы, мы должны руководствоваться особенностями регионов, особенностями территорий и муниципалитетов. Практически все выступавшие говорили о необходимости применения новых методов и форм организации системы образования. Практически все без исключения выступили с предложением шире внедрять систему нормативно-подушевого финансирования в школах. Вместе с тем нормативно-подушевое финансирование невозможно без определения так называемой базы подушевого финансирования. Это значит, что ее нужно оценить по объективным критериям. Нужно заранее понять, что будет с этой базой происходить по мере ее внедрения в практику, с тем чтобы она не уменьшалась и не ухудшалась, с тем чтобы мы полностью исключили какие бы то ни было искушения властей по мере внедрения системы постоянно эту базу уменьшать. Это значит, что заранее нужно определить объемы и источники финансирования муниципалитетов, регионов, конкретных учреждений, переходящих на предлагаемую рабочей группой систему финансирования школ. Внедрение предлагаемых преобразований должно улучшать систему образования, а не ухудшать ее. Это значит, что действовать нужно очень аккуратно, постепенно расширяя базу эксперимента, расширяя его географию, прежде всего за счет тех регионов, которые хотят внедрять эту систему и которые готовы к ее внедрению. Мы пока говорим об эксперименте, но, естественно, он должен проходить на легальной основе, а это значит, что все правовые ограничения должны быть устранены. Наконец, последнее. Принцип бесплатности школьного образования должен быть обеспечен безусловно. Мы много говорили о вузах и их инновационной деятельности. Это очень важная составляющая вузовского образования. Конечно, государство должно оказывать поддержку прежде всего тем высшим учебным заведениям, которые в состоянии эффективно использовать выделяемые государством на эти цели средства. На этот год предусмотрено пять миллиардов, на следующих год – пятнадцать миллиардов рублей. И нет необходимости всуе упоминать Стабилизационный фонд Правительства. Нужно сначала освоить предлагаемые ресурсы, а государство, Правительство, Министерство образования и науки должны выработать объективные критерии оценки готовности вузов не по громким названиям и титулам, а исходя из их реальной готовности к инновационной деятельности. От результатов по использованию предлагаемых и выделяемых ресурсов будет в значительной степени зависеть и их вузовское будущее, их реальный статус в будущем, их привлекательность для абитуриентов и уровень поддержки со стороны государства. Сегодняшнее совещание – только этап в большой и системной работе по совершенствованию системы образования в Российской Федерации. По итогам сегодняшнего совещания будут, как обычно, сформулированы необходимые поручения Правительству. Жду от федеральных и региональных властей слаженной и эффективной работы на этом направлении. Спасибо большое за внимание. Всего доброго.