Начало рабочей встречи с губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем 2011-03-30 16:45:00 Магнитогорск Д.Медведев: Вы сколько работаете губернатором, Михаил Валериевич? М.Юревич: Скоро год, Дмитрий Анатольевич. Д.Медведев: Давайте поговорим о том, что удалось сделать за этот год. Прежде всего, конечно, давайте обратимся к проблематике той Комиссии, которую я буду проводить сразу после нашей встречи, и поговорим об общей ситуации с занятостью на территории области: о проблемах, о достижениях, если таковые есть, имею в виду открытие новых производств, создание новых рабочих мест, и с акцентом, конечно, на инженерно-технический персонал, которому посвящено заседание Комиссии по модернизации российской экономики. М.Юревич: В течение 2010 года безработица в Челябинской области сокращалась, и рост промышленного производства составил 12 процентов. Сейчас безработица находится на уровне 2,2 процента. Д.Медведев: Промышленное производство – 12 процентов, а ВРП [Валовой региональный продукт] – сколько? М.Юревич: ВРП – 8 [процентов]. У нас промышленное производство всегда растёт быстрее, так как область промышленная. Д.Медведев: Это хорошо. М.Юревич: Первые два месяца этого года рост промышленного производства составил 15 процентов, и у предпринимателей наблюдается повышенное ожидание в развитии бизнеса. Это тоже очень важно. Д.Медведев: Обоснованное? М.Юревич: Да, обоснованное. Они видят новые рынки, видят сбыт своей продукции, заключают новые контракты, погасили старые кредиты и готовы уже к новым инвестициям. Сейчас безработица 2,2 процента, но минимальный уровень безработицы был в Челябинской области в 2007 году, составлял 2,1 процента. Поэтому в течение 2011 года в связи с общим ростом экономики страны, и, в частности, экономики Челябинской области, мы надеемся достигнуть минимального количества безработных. Что касается системы среднего и высшего образования, то здесь, как и во всей стране, у нас имеются изъяны, прежде всего – в высшем образовании, потому что наши ведущие вузы на коммерческих началах готовят специалистов, которые потом не востребованы в экономике. Люди получают высшее образование, и их ожидания, которые они вкладывают в образование, потом невозможно реализовать. Д.Медведев: По каким специальностям вузы готовят невостребованных в последующем специалистов? Это какие специальности? М.Юревич: Это специальность «менеджмент» – не конкретизировано, «экономика» – не конкретизировано, часть юридических специальностей, и, конечно, недостаточно качественно подготовка ведётся по традиционным техническим специальностям, потому что вузы готовят [студентов] в отрыве от производства. Д.Медведев: Это общая беда. На самом деле в некоторых местах всё‑таки есть прямая связь с производством. Мы только что с Вами были на Магнитке. Я там разговаривал с инженерами, с мастерами, которые были на производстве. Они говорят, что практически получают профориентацию ещё на старших курсах во время своего студенчества и потом плавно перетекают из местного университета на завод. М.Юревич: Да, положительных примеров тоже очень много. В частности, например, в Челябинске совместно с компанией «Эмерсон» у нас 300 специалистов работают уже со студенческой скамьи над исключительно инновационными разработками. Д.Медведев: Это какой университет? М.Юревич: Это Южно-Уральский государственный университет. Много позитивных примеров. Но хотелось бы выработать общую систему, касающуюся профобразования и техникумов, а также вузов, чтобы готовился госзаказ. Этот госзаказ руководитель учебного заведения должен формировать сам, исходя из договоров с разными промышленными и научными предприятиями, и дальше этот госзаказ должен утверждаться региональным правительством. Д.Медведев: А что Вам мешает сейчас так поступать? М.Юревич: Сейчас юридической базы для этого нет. Д.Медведев: Вы сами занимались бизнесом, знаете неплохо эту сферу. Я считаю, что вообще наше образование, и инженерное, и не только инженерное, должно быть в гораздо большей степени «пристыковано» к потребностям наших предприятий, наших бизнесменов, и работодатели здесь главные участники, и они должны быть в активных отношениях как раз с университетами. Что касается утверждения этого заказа на региональном уровне, то у меня, например, возражений никаких нет. Если Вы считаете это правильным сделать, давайте сейчас поговорим на Комиссии об этом. Вы просто озвучьте эту позицию, я дам отдельное поручение Министру образования подумать о совершенствовании законодательства. Потому что я‑то полагал, что никаких особых проблем с формированием регионального заказа быть не должно. М.Юревич: Только на уровне норм профтехобразования регион может это сделать самостоятельно. Д.Медведев: А на уровне университетов? М.Юревич: Нет, не может. На уровне профтехобразования мы приняли такую схему в Челябинской области, что уже со следующего года, естественно, все руководители будут привязаны ко всем профильным предприятиям. Естественно, не важно, какой формы они собственности, но в основном они частные. То есть самостоятельно должны переходить туда, находить эти предприятия, а эти предприятия могут даже и не знать, что где‑то обучают их специалистов по их специальности, предлагать свои услуги. И при этом они всё должны делать бесплатно для предприятий. Д.Медведев: По‑хорошему, значительная часть профессионально-технических средних специальных учебных заведений либо должна быть передана этим самим предприятиям, если они готовы их взять, либо остаться в собственности субъекта Федерации, но тогда работать по тем соглашениям, которые будут заключаться с предпринимателями. М.Юревич: Большинство предпринимателей и средних предприятий не в состоянии оплачивать обучение. Д.Медведев: Средних – нет, но есть крупные предприятия, к ним можно средние присовокуплять. М.Юревич: Крупные предприятия как раз работают с системой профтехобразования и практически полностью содержат при софинансировании своей системы обучения свои профильные технические училища. Речь идёт о большом количестве малых предприятий именно производственной направленности. И сейчас как раз потребность в рабочих специальностях наиболее высокая. По статистике, 80 процентов вакансий – это рабочие и технические кадры среднего звена (по статистике центра занятости), то есть не хватает квалифицированных рабочих. Д.Медведев: Это давняя проблема у нас, к сожалению. М.Юревич: И в области мы должны, по моему мнению, ориентировать руководство технических учреждений на то, чтобы они сами приводили в бизнес, и с бизнеса за то, что они готовят там кадры, не брали ни копейки, или брали деньги, если в обучении есть какая‑то специфика. Но бизнес надо вовлекать. Д.Медведев: А кто будет содержать эти профессионально-технические учреждения? М.Юревич: Они сейчас содержатся за счёт областного бюджета. Д.Медведев: Вы предлагаете их оставить на областном бюджете? М.Юревич: Да. Д.Медведев: У Вас их сколько? М.Юревич: У нас – около 150. Д.Медведев: Вы сами должны определяться – это ваша ответственность. Это оптимальное число – 150? Вообще‑то это немало, хочу сказать. М.Юревич: Немало. Многие из них сейчас пустуют… Д.Медведев: Потому что, извините, прерву Вас, я как‑то ездил, занимался именно профессионально-техническим образованием, ещё в Правительстве, посмотрел: очень часто в регионе существуют, например, пять строительных ПТУ, в прежнем названии; некоторые – ничего, а некоторые – такие, совсем, извините, дохленькие. Мне кажется, их нужно ещё и объединять, делать более крупными, более мощными. М.Юревич: Да, такая работа ведётся, Вы правильно заметили. И мы это делаем: группируем их, высвободившиеся помещения передаём в систему образования, то есть школьную и дошкольную. Д.Медведев: Вы точно обозначили, у нас есть несколько проблем. Одна касается инженерно-технического персонала и качества подготовки и профориентации инженеров. А вторая касается рабочих специальностей, потому что рабочих не хватает, особенно высококвалифицированных. На это и нужно обратить внимание руководства региона. Если потребуются изменения федеральной законодательной базы, я такие указания дам. <…>