В.Путин: Элла Александровна, как Вы оцениваете работу в рамках единого дня голосования 8 сентября?
Э.Памфилова: Владимир Владимирович, год был необычный, очень сложный, насыщенный разными событиями, электоральный. Всё-таки две такие кампании: и беспрецедентная президентская кампания, и эта. Я бы хотела немножко обобщить, если Вы не возражаете.
В первую очередь хотела бы обратить внимание на то, что и те, и другие выборы прошли максимально успешно. Во многом это результат как никогда слаженных действий между всеми участниками процесса и всеми ведомствами. Мы очень хорошо и оперативно взаимодействовали и с правоохранительными органами, и законодательными, и с Правительством, и с региональными властями. Эта слаженность действий во многом способствовала успеху.
И самое главное – это, конечно, наши люди, это сосредоточение нашего народа и понимание того, как важны эти выборы.
Вы знаете, был момент, когда даже в преддверии ещё президентских выборов спорили и обсуждали: зачем вообще выборы проводить в такой ситуации, есть повод власти отказаться сейчас от этого, проще будет работать. Особенно когда я общалась с людьми, где были самые тяжёлые условия, и вдруг такое понимание пришло, что, наоборот, именно в такой ситуации, когда на страну обрушилось много вызовов, и мы преодолеваем их все вместе, как раз выборы очень важны, потому что люди хотят иметь на всех уровнях очень ответственную, предсказуемую, понятную власть. Именно поэтому явка была у нас самая высокая и на тех, и на других выборах. То есть чем сложнее, тем стабильнее должна быть власть.
В.Путин: Для власти любого уровня это тоже очень важно – опора на людей, их доверие и поддержка.
Э.Памфилова: С другой стороны, это осознанное решение. Скажем, не так, как некоторые: воспользовались, отказались, – далеко за примером ходить не надо. А здесь, наоборот, власть понимает, что это накладывает на неё огромную ответственность перед людьми.
Конечно, я здесь не могу не сказать добрых слов в адрес моих коллег, это всё-таки почти миллионная армия. Мы подошли к этому электоральному циклу, вообще я бы сказала, в своей высшей степени боевой готовности, максимально мобилизованными.
Что пронизывало всю систему? Знаете, хорошо – технологии, организация – всё замечательно. Но самое главное – та атмосфера и вот этот нерв, то есть каждого из нас, каждого пронизывало вот это понимание, что мы не можем жить сейчас как обычно. Потому что когда ты знаешь, когда мы знаем, что наши ребята – кстати, много и наших коллег из комиссий сейчас там, «за ленточкой», как говорят, на фронте – бьются за страну, за то, чтобы мы могли жить нормально, более того, и выборы проводить, – это, знаете, постоянно проходит, я бы сказала, таким горящим нервом через души и сердца каждого из нас. И это настроение, что мы должны – если здесь тыл, то мы должны всё, что можем, сделать, с этим настроением наше сообщество и комиссии пошли на выборы.
Что бы я хотела сказать? Всё-таки к 2024 году система подошла с тем, что стала максимально устойчивой и надёжной, с одной стороны, а с другой стороны, очень динамичной, что нам позволило во взаимодействии со всеми очень быстро и оперативно решать все сложные проблемы, которые возникли. С одной стороны. А с другой стороны, работать на опережение, упреждать, чтобы не допускать каких-то конфликтов.
Есть несколько особенностей, которые объединяют эти две кампании, а есть различия.
Первое – это то, что у нас рекордно высокая явка и на выборы Президента – здесь всё посмотрите, увидите, – и на региональных выборах. Впервые, например, с того момента, как был введён единый день голосования, самая высокая явка на региональных выборах. И высокие результаты, легитимность которых не вызывает сомнения, и высокий уровень доверия – это тоже очень важно, что за эти годы высокий уровень доверия к результатам выборов. Это важно.
И ещё особенность: и в той, и в другой кампании приоритетом стала безопасность. Если в президентскую кампанию мы в основном думали о наших воссоединённых субъектах, то, поскольку сейчас в ЕДГ у них не было выборов, у нас на первый план вышли приграничные регионы, конечно. Особенно для нас всех болью в сердце отдаётся и Курская область – то, что там произошло, и другие наши приграничные, героические наши люди и области. Вопрос безопасности актуален весь год.
Очень непросто было решить задачи, с одной стороны, приоритета безопасности, а с другой стороны, при этом найти баланс и обеспечить всем избирательные права, чтобы люди могли проголосовать.
Я теперь могу сказать, что это оптимальное сочетание между безопасностью и правами нам удалось осуществить.
И я хотела поблагодарить Вас не только от меня, но и от имени всех коллег, люди очень благодарны за то, что Вы учредили это звание – «Заслуженный работник избирательной системы». Для людей это очень ценно, они действительно заслужили. Вы же знаете.
В.Путин: Большая работа.
Э.Памфилова: Большая. Буквально героическая работа.
В.Путин: На 50 процентов обновился состав ЦИК?
Э.Памфилова: Обновился очень сильно. Вы знаете, системная работа на протяжении ряда лет привела к тому, что у нас прибывает молодёжь. Молодёжь всё более втягивается в этот процесс. У нас идёт обновление в комиссиях. Это оптимальное сочетание опыта и молодых ребят.
Очень важная ещё особенность этого года – на этих выборах в единый день голосования мы попрощались с нашей заслуженной государственной автоматизированной системой ГАС «Выборы». Она отработала более чем 20 лет бесперебойно, безупречно. Мы с ней попрощались. Уже с первого января следующего года полностью переходим на её цифровой аналог, новую цифровую платформу – ГАС «Выборы», версия 2.0.
Немного скажу по ДЭГу. Мы действительно продолжаем в рамках цифровой платформы расширять географию этого дополнительного вида голосования. Он получает всё бо́льшую, судя по опросам, популярность. Уже многие регионы хотят, чтобы у них это тоже было. На сей момент уже 37 регионов опробовали это, и некоторые уже не в первый раз. Люди ощутили, им понравилось, что у них появилось право выбора. Сегодня они с удовольствием идут на избирательный участок, а завтра у них нет такой возможности, и они могут проголосовать дистанционно. Это право выбора в зависимости от ситуации. Это процесс добровольный, и мы будем создавать все условия. 21 миллион уже ощутили, что это такое.
Знаете, что удивительно? Я бы хотела привести интересную статистику. По итогам этих кампаний мы проанализировали, кто ещё предпочитает ДЭГ, и выяснилась удивительная вещь: полный разгром мужчин – 66 процентов женщин. Представляете? Это удивительно, да. 34 процента – это мужчины. Самые активные по возрасту: 44 процента, почти половина, – от 36 до 50 лет, а группы от 18 до 35 лет и 50 плюс почти одинаковые – 27–29 процентов. То есть мы пытаемся посмотреть все аспекты, для того чтобы дальше двигаться.
Я хочу сказать, что те новации, которые постоянно внедрялись в эти годы очень интенсивно, сейчас мы их максимально использовали на этих выборах. И оказалось, что это как раз помогло нам в таких экстремальных условиях не допустить сбоев.
Поэтому очень много новых разработок, которые сейчас в Москве мы действительно пытаемся посмотреть, как и что на всю Россию можно внедрить.
<…>