РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                О национально-культурной автономии

     Принят Государственной Думой                  22 мая 1996 года
     Одобрен Советом Федерации                     5 июня 1996 года

     (в ред.  Федерального  закона  от  21 марта 2002 г.  N 31-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации,  2002,  N  12,  ст.
1093;  Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ - Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2003,  N  46,  ст.  4432;
Федерального  закона  от  29  июня  2004  г.  N  58-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2004,  N  27,  ст.  2711;
Федерального  закона  от  22  августа  2004 г.  N 122-ФЗ - Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2004,  N  35,  ст.  3607;
Федерального закона  от  30  ноября  2005  г.  N  146-ФЗ - Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2005,  N  49,  ст.  5124;
Федерального  закона  от  1  декабря  2007  г.  N 309-ФЗ - Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2007,  N  49,  ст.  6070;
Федерального закона  от  9  февраля  2009  г.  N  11-ФЗ  - Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2009,  N  7,   ст.   779;
Федерального закона  от  9  февраля  2009  г.  N  14-ФЗ  - Собрание
законодательства Российской  Федерации,  2009,  N   7,   ст.   782;
Федерального  закона  от  2  июля  2013  г.  N  185-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2013,  N  27,  ст.  3477;
Федерального  закона  от  4  ноября  2014  г.  N  336-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6146)

     Настоящий   Федеральный   закон   определяет  правовые  основы
национально-культурной  автономии  в  Российской Федерации, создает
правовые  условия  взаимодействия государства и общества для защиты
национальных  интересов  граждан  Российской  Федерации  в процессе
выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

                     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

     Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее
-     национально-культурная     автономия)     -     это     форма
национально-культурного   самоопределения,   представляющая   собой
объединение   граждан   Российской   Федерации,  относящих  себя  к
определенной   этнической   общности,   находящейся   в    ситуации
национального меньшинства на соответствующей территории,  на основе
их добровольной самоорганизации в  целях  самостоятельного  решения
вопросов  сохранения  самобытности,  развития  языка,  образования,
национальной  культуры,  укрепления  единства   российской   нации,
гармонизации  межэтнических  отношений,  содействия межрелигиозному
диалогу,  а  также  осуществления  деятельности,  направленной   на
социальную  и  культурную  адаптацию и интеграцию мигрантов (в ред.
Федерального закона от 10  ноября  2003  г.  N  136-ФЗ  -  Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2003,  N  46,  ст.  4432;
Федерального закона от  4  ноября  2014  г.  N  336-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6146).
     Национально-культурная автономия  является видом общественного
объединения. Организационно-правовой  формой национально-культурной
автономии является  общественная  организация (часть вторая введена
Федеральным законом от 10  ноября  2003  г.  N  136-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).

     Статья 2. Принципы национально-культурной автономии

     Национально-культурная автономия  основывается на   принципах:
     свободного   волеизъявления   граждан  при  отнесении  себя  к
определенной этнической общности;
     самоорганизации и самоуправления;
     многообразия         форм        внутренней        организации
национально-культурной автономии;
     сочетания    общественной    инициативы    с   государственной
поддержкой;
     уважения   языка,   культуры,   традиций   и  обычаев  граждан
различных этнических общностей;
     законности.

     Статья 3. Правовое регулирование национально-культурной
               автономии

     Правовое регулирование     национально-культурной    автономии
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской  Федерации,
настоящим  Федеральным законом,  Федеральным законом от 19 мая 1995
года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях",  другими  федеральными
законами   и   иными   нормативными   правовыми  актами  Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской  Федерации,  а  также  с  общепризнанными  принципами  и
нормами международного права и международными договорами Российской
Федерации.
     Если международным  договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то
применяются  правила  международного  договора.
     (Статья 3  в ред.  Федерального закона от 10 ноября 2003 г.  N
136-ФЗ - Собрание законодательства Российской  Федерации,  2003,  N
46, ст. 4432)

     Статья 4. Права национально-культурной автономии

     Национально-культурная автономия имеет право:
     получать поддержку со стороны органов государственной власти и
органов   местного   самоуправления,   необходимую  для  сохранения
национальной самобытности, развития национального (родного) языка и
национальной   культуры,   укрепления  единства  российской  нации,
гармонизации межэтнических  отношений,  содействия  межрелигиозному
диалогу,   а  также  осуществления  деятельности,  направленной  на
социальную и культурную адаптацию и интеграцию  мигрантов  (в  ред.
Федерального  закона  от  4  ноября  2014  г.  N  336-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6146);
     обращаться   в  органы  законодательной  (представительной)  и
исполнительной  власти, органы местного самоуправления, представляя
свои национально-культурные интересы;
     создавать    средства    массовой    информации   в   порядке,
установленном  законодательством  Российской  Федерации, получать и
распространять информацию на национальном (родном) языке;
     сохранять  и  обогащать  историческое  и  культурное наследие,
иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
     следовать  национальным  традициям  и  обычаям,  возрождать  и
развивать художественные народные промыслы и ремесла;
     создавать частные   образовательные   организации   и  научные
организации, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование
в  соответствии  с  законодательством  Российской Федерации (в ред.
Федерального  закона  от  2  июля  2013  г.  N  185-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477);
     участвовать   через   своих   полномочных   представителей   в
деятельности международных неправительственных организаций;
     устанавливать   на   основании   законодательства   Российской
Федерации  и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные
контакты  с  гражданами,  общественными  организациями  иностранных
государств.
     Федеральными   законами,  конституциями  (уставами),  законами
субъектов  Российской  Федерации  национально-культурной  автономии
могут  быть  предоставлены  и  иные  права  в  сфере  образования и
культуры.
     Участие  или  неучастие  в деятельности национально-культурной
автономии  не может служить основанием для ограничения прав граждан
Российской  Федерации,  равно  как и национальная принадлежность не
может  служить  основанием для ограничения их участия или неучастия
в деятельности национально-культурной автономии.
     Право  на  национально-культурную автономию не является правом
на национально-территориальное самоопределение.
     Осуществление  права  на  национально-культурную  автономию не
должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.

        ГЛАВА II. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ
                  ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ
                  НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

     Статья 5. Организационные основы национально-культурной
               автономии

     Организационные основы    национально-культурной     автономии
определяются  спецификой  расселения  граждан Российской Федерации,
относящих себя к  определенным  этническим  общностям,  и  уставами
национально-культурных автономий.
     Национально-культурная автономия    может    быть     местной,
региональной,  федеральной (в ред. Федерального закона от 10 ноября
2003 г.  N 136-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 46, ст. 4432).
     Местные национально-культурные  автономии  граждан  Российской
Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут
образовывать региональную национально-культурную автономию  граждан
Российской  Федерации,  относящих  себя  к  определенной этнической
общности (в ред.  Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ
- Собрание законодательства Российской Федерации,  2003,  N 46, ст.
4432).
     Региональные национально-культурные  автономии  двух  и  более
субъектов Российской     Федерации     могут    создавать    органы
межрегиональной координации своей  деятельности.  Такие  органы  не
являются  межрегиональными  национально-культурными  автономиями (в
ред.  Федерального закона от 10 ноября 2003 г.  N 136-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
     Федеральная национально-культурная      автономия      граждан
Российской  Федерации,  относящих  себя  к  определенной этнической
общности, учреждается не  менее  чем  половиной  зарегистрированных
региональных  национально-культурных  автономий  граждан Российской
Федерации,  относящих себя к определенной  этнической  общности  (в
ред.  Федерального закона от 10 ноября 2003 г.  N 136-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
     Федеральные,   региональные  национально-культурные  автономии
граждан   Российской   Федерации,  относящих  себя  к  определенным
этническим   общностям,   имеющим  соответствующую  республику  или
автономный округ,  автономную  область,  и  органы  государственной
власти субъектов Российской  Федерации  могут  координировать  свою
деятельность,  участвовать  в разработке федеральных и региональных
программ в области  сохранения  и  развития  национальных  (родных)
языков  и  национальной  культуры  на  основе взаимных соглашений и
договоров    федеральных,    региональных    национально-культурных
автономий и субъектов Российской Федерации.

     Статья 6. Порядок образования, государственной
               регистрации, реорганизации и (или) ликвидации
               национально-культурной автономии

     Образование, государственная   регистрация,   реорганизация  и
(или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются  в
порядке,  установленном настоящим Федеральным законом,  Федеральным
законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных  объединениях"
и иными федеральными законами.
     Местная национально-культурная автономия учреждается на  общем
собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к
определенной  этнической  общности  и  постоянно  проживающими   на
территории     соответствующего     муниципального     образования.
Учредителями  местной  национально-культурной  автономии  наряду  с
гражданами  Российской Федерации могут выступать зарегистрированные
общественные объединения граждан  Российской  Федерации,  относящих
себя к определенной этнической общности,  действующие на территории
соответствующего муниципального образования.
     Делегаты местных   национально-культурных   автономий  граждан
Российской Федерации,  относящих  себя  к  определенной  этнической
общности,  на  конференции  (съезде)  могут  учредить  региональную
национально-культурную автономию  в  пределах  субъекта  Российской
Федерации.
     Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан
Российской  Федерации,  относящих  себя  к  определенной этнической
общности,     на     съезде     могут     учредить      федеральную
национально-культурную автономию.
     Национально-культурные автономии   образуют   руководящие    и
контрольно-ревизионные  органы.  Порядок  формирования,  функции  и
названия таких органов определяются уставом  национально-культурной
автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Порядок приема  в   члены   национально-культурной   автономии
определяется    уставом    соответствующей   национально-культурной
автономии.
     Государственная регистрация     местных,     региональных    и
федеральных   национально-культурных   автономий   производится   в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Для государственной     регистрации     национально-культурной
автономии  в  числе  других  документов  должны  быть  представлены
документы,  подтверждающие,  что не менее  чем  за  три  месяца  до
проведения   учредительной  конференции  (съезда)  федеральной  или
региональной национально-культурной автономии и  не  менее  чем  за
один  месяц  до  проведения учредительного собрания (схода) местной
национально-культурной   автономии   были   сделаны   сообщения   о
предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах
массовой  информации,   продукция   которых   распространяется   на
соответствующей территории.
     Федеральный орган    исполнительной    власти    в     области
государственной    регистрации    осуществляет    ведение   реестра
национально-культурных  автономий.  Реестр   национально-культурных
автономий является  открытым  для  всеобщего  ознакомления  (в ред.
Федерального  закона  от  29  июня  2004  г.  N  58-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).
     (Статья 6 в ред.  Федерального закона от 10 ноября 2003  г.  N
136-ФЗ  - Собрание законодательства Российской Федерации,  2003,  N
46,  ст.  4432)

     Статья 7. Консультативные советы  по  делам национально-
               культурных автономий
     (наименование  статьи  в  ред.  Федерального закона от 29 июня
2004 г.  N  58-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 27, ст. 2711)

     Правительство Российской   Федерации   определяет  федеральный
орган исполнительной власти,  при котором создается консультативный
совет  по  делам  национально-культурных автономий,  действующий на
общественных началах (в ред.  Федерального закона от 30 ноября 2005
г. N 146-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005,
N 49, ст. 5124).
     Консультативный совет    по    делам    национально-культурных
автономий (в ред.  Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации,  2004,  N  27,  ст.
2711):
     осуществляет  согласование деятельности национально-культурных
автономий,  содействует  установлению  и  укреплению  связей  между
ними;
     представляет и   защищает  в  органах  государственной  власти
Российской Федерации культурные и  социальные  интересы  этнических
общностей,  находящихся  в  ситуации  национального  меньшинства на
соответствующей территории (в ред. Федерального закона от 10 ноября
2003 г.  N 136-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 46, ст. 4432);
     участвует в   подготовке   программ  в  области  сохранения  и
развития национальных  (родных)  языков  и  национальной  культуры,
проектов  нормативных  правовых актов,  а также в подготовке других
решений, затрагивающих права и законные интересы граждан Российской
Федерации,  относящих  себя  к  определенным  этническим общностям,
находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующей
территории  (в  ред.  Федерального  закона  от 10 ноября 2003 г.  N
136-ФЗ - Собрание законодательства Российской  Федерации,  2003,  N
46, ст.  4432; Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации,  2004,  N  35,  ст.
3607);
     осуществляет    консультирование    Правительства   Российской
Федерации, федеральных    органов    исполнительной    власти    по
национальным проблемам граждан Российской Федерации, относящих себя
к   определенным   этническим  общностям,  находящимся  в  ситуации
национального меньшинства на  соответствующей  территории  (в  ред.
Федерального  закона  от  10  ноября  2003  г.  N 136-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432).
     Консультативный совет    по    делам    национально-культурных
автономий  состоит   из   делегированных   на   определенный   срок
представителей  каждой федеральной национально-культурной автономии
(в ред.  Федерального закона от 29 июня 2004 г.  N 58-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).
     (Часть четвертая   утратила  силу  на  основании  Федерального
закона от 29 июня 2004  г.  N  58-ФЗ  -  Собрание  законодательства
Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711)
     При   органах   исполнительной   власти  субъектов  Российской
Федерации   могут   создаваться  консультативные  советы  или  иные
совещательные  органы  по  делам  национально-культурных автономий.
Порядок   образования,   деятельности  и  ликвидации  этих  органов
определяется  органами  исполнительной  власти субъектов Российской
Федерации.
     При    органах    местного    самоуправления   соответствующих
муниципальных  образований могут создаваться консультативные советы
или  иные  совещательные  органы  по  делам  национально-культурных
автономий.  Порядок  образования,  деятельности  и  ликвидации этих
органов     устанавливается     нормативными    правовыми    актами
муниципальных образований.

      ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И
                 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО (РОДНОГО) ЯЗЫКА

     Статья 8. Государственная защита национальных (родных) языков

     Российская  Федерация обеспечивает социальную, экономическую и
правовую   защиту   национальных   (родных)  языков  на  территории
Российской Федерации.
     Право  граждан  Российской  Федерации  на сохранение, развитие
национального  (родного)  языка,  свободу  выбора  и  использования
языка  общения,  воспитания и обучения устанавливается Конституцией
Российской    Федерации,   федеральными   законами,   конституциями
(уставами)  и  законами  субъектов  Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом.

     Статья  9. Обеспечение права на сохранение и развитие
                национального (родного) языка

     Органы  государственной  власти  Российской  Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации:
     обеспечивают      проведение     государственной     политики,
направленной   на   сохранение  и  развитие  национальных  (родных)
языков;
     оказывают организационную        и        иную       поддержку
национально-культурным  автономиям  в   разработке   и   реализации
государственных   программ   в   области   сохранения   и  развития
национальных (родных) языков (в  ред.  Федерального  закона  от  22
августа  2004  г.  N  122-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     Федеральные органы     исполнительной      власти,      органы
исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации  могут
содействовать   национально-культурным   автономиям   в   (в   ред.
Федерального  закона  от  22  августа  2004 г.  N 122-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607):
     издании   книг,   выпуске  периодической  печати,  организации
телерадиовещания,  создании  средств  массовой  информации  как  на
русском, так и на национальных (родных) языках;
     обмене  теле-  и  радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами,
печатной   продукцией   на   национальных   (родных)  языках  между
субъектами   Российской   Федерации,   а   также  между  Российской
Федерацией и иностранными государствами.

     Статья 10. Право на получение основного общего образования
                на национальном (родном) языке и на выбор языка
                воспитания и обучения

     Граждане Российской Федерации,  относящие себя к  определенным
этническим  общностям,  имеют  право  на получение основного общего
образования  на  национальном  (родном)  языке  и  на  выбор  языка
воспитания   и  обучения  в  рамках  возможностей,  предоставляемых
системой образования в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации.

     Статья 11. Обеспечение национально-культурными
                автономиями права на выбор языка воспитания и
                обучения и на получение основного общего
                образования на национальном (родном) языке

     В целях обеспечения права на выбор языка воспитания и обучения
и  на  получение  основного  общего  образования  на   национальном
(родном) языке национально-культурные автономии могут:
     создавать частные дошкольные образовательные  организации  или
группы в  таких  организациях,  обучение  и  воспитание  в  которых
осуществляются на национальном (родном) языке;
     создавать  частные  общеобразовательные  организации,  частные
профессиональные    образовательные    организации    и     частные
образовательные организации высшего образования, обучение в которых
осуществляется на национальном (родном) языке;
     учреждать иные частные образовательные организации, обучение в
которых осуществляется на национальном (родном) языке;
     участвовать в разработке образовательных программ, реализуемых
образовательными организациями, созданными  национально-культурными
автономиями, издавать учебники, учебные пособия  и  другую  учебную
литературу,  необходимые  для  обеспечения   права   на   получение
образования на национальном (родном) языке;
     вносить  предложения  в  федеральные   органы   исполнительной
власти,   органы   исполнительной   власти   субъектов   Российской
Федерации, органы местного  самоуправления  муниципальных  районов,
органы  местного  самоуправления  городских  округов   о   создании
классов,  учебных   групп   в   государственных   и   муниципальных
образовательных организациях, обучение в которых осуществляется  на
национальном   (родном)   языке,   а   также   государственных    и
муниципальных    образовательных    организациях,     в     которых
осуществляются  обучение  на   государственном   языке   Российской
Федерации и углубленное  изучение  национального  (родного)  языка,
национальной истории и культуры;
     участвовать в соответствии с законодательством об  образовании
в   разработке    федеральных    государственных    образовательных
стандартов,  федеральных  государственных   требований,   а   также
примерных  основных  образовательных   программ,   реализуемых   на
национальном (родном) языке и иных языках;
     организовывать подготовку  и  дополнительное  профессиональное
образование  педагогических   и   иных   работников   для   частных
образовательных организаций;
     заключать договоры  с  неправительственными  организациями  за
пределами Российской Федерации о создании  условий  для  реализации
права на получение образования на национальном  (родном)  языке,  в
частности  договоры  о  подготовке  педагогических  работников,  об
обеспечении учебно-методическими материалами, учебниками и учебными
пособиями, художественной литературой и аудиовизуальными средствами
обучения на национальном (родном) языке;
     осуществлять в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации другие
мероприятия по  обеспечению  права  на  выбор  языка  воспитания  и
обучения и на обучение на национальном (родном) языке.
     Частные образовательные организации,  осуществляющие  обучение
на   национальном    (родном)    языке,    обеспечивают    изучение
государственного  языка  Российской  Федерации  в  соответствии   с
законодательством    Российской    Федерации     и     федеральными
государственными образовательными  стандартами,  а  также  изучение
государственных   языков   субъектов   Российской    Федерации    в
соответствии  с   законодательством   этих   субъектов   Российской
Федерации.
     (Статья 11 в ред.  Федерального закона от 2  июля  2013  г.  N
185-ФЗ  - Собрание законодательства Российской Федерации,  2013,  N
27, ст. 3477)

     Статья 12. Обеспечение федеральными органами исполнительной
                власти, органами исполнительной власти субъектов
                Российской Федерации права на получение основного
                общего образования на национальном (родном) языке,
                на выбор языка воспитания и обучения

     Федеральные     органы     исполнительной    власти,    органы
исполнительной    власти    субъектов    Российской   Федерации   в
соответствии     с    законодательством    Российской    Федерации,
законодательством  субъектов  Российской Федерации о языках народов
Российской   Федерации,  об  образовании  и  настоящим  Федеральным
законом:
     обеспечивают при    необходимости     создание     групп     в
государственных    и   муниципальных   дошкольных   образовательных
организациях,  классов  или  учебных  групп  в  государственных   и
муниципальных   общеобразовательных  организациях  с  обучением  на
национальном (родном) языке (в ред.  Федерального закона от 2  июля
2013 г.  N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2013, N 27, ст. 3477);
     с учетом   предложений   национально-культурных   автономий  и
конкретных условий региона создают государственные  образовательные
организации с обучением на национальном (родном) языке,  на русском
языке  с  углубленным  изучением  национального  (родного)   языка,
национальной    истории    и    культуры,   а   также   организации
дополнительного  образования   (воскресные   школы,   факультативы,
культурно-образовательные центры     и    другие    образовательные
организации) для изучения и пропаганды национальных (родных) языков
и  национальных культур (в ред.  Федерального закона от 2 июля 2013
г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013,
N 27, ст. 3477);
     содействуют разработке, изданию и приобретению образовательных
программ,  учебников,  методических  пособий   и   другой   учебной
литературы, необходимых для обучения на национальном (родном) языке
(в ред.  Федерального закона от  1  декабря  2007  г.  N  309-ФЗ  -
Собрание  законодательства Российской Федерации,  2007,  N 49,  ст.
6070);
     осуществляют финансирование   мероприятий,   направленных   на
обеспечение права на получение образования на национальном (родном)
языке    в    государственных,    муниципальных     образовательных
организациях,  за  счет  соответствующих  бюджетов  и  внебюджетных
ассигнований в пределах средств,  выделяемых на образование (в ред.
Федерального  закона  от  2  июля  2013  г.  N  185-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477);
     организуют преимущественно           по           рекомендации
национально-культурных   автономий    подготовку,    дополнительное
профессиональное  образование  педагогических и иных работников для
организаций,   осуществляющих   образовательную   деятельность   на
национальном (родном)  языке,  иных  языках,  в том числе на основе
соглашений    между    субъектами    Российской     Федерации     и
межгосударственных соглашений (в ред. Федерального закона от 2 июля
2013 г.  N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2013, N 27, ст. 3477);
     оказывают материальную,  правовую,  организационную   и   иную
помощь   национально-культурным   автономиям   в  создании  частных
образовательных организаций  и  развитии  иных  форм  воспитания  и
обучения на национальном (родном) языке (в ред. Федерального закона
от 2 июля 2013 г.  N 185-ФЗ - Собрание законодательства  Российской
Федерации, 2013, N 27, ст. 3477).

       ГЛАВА IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
                 НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

     Статья 13. Обеспечение национально-культурными автономиями
              права на сохранение и развитие национальной  культуры

     В   целях  обеспечения  права  граждан  Российской  Федерации,
относящих  себя  к определенным этническим общностям, на сохранение
и  развитие  национальной культуры национально-культурные автономии
могут:
     создавать    негосударственные    (общественные)    учреждения
национальной    культуры:   театры,   культурные   центры,   музеи,
библиотеки,  клубы,  студии,  архивы и другие учреждения культуры и
обеспечивать их функционирование;
     организовывать  творческие союзы, коллективы профессионального
и  самодеятельного  искусства,  кружки  по  изучению  национального
культурного наследия, достижений национальной культуры;
     проводить   массовые   мероприятия   в   области  национальной
культуры:   фестивали,   конкурсы,   смотры,   выставки   и  другие
мероприятия;
     содействовать  организации  национального  краеведения, охране
национальных    памятников    истории    и    культуры;   создавать
краеведческие, этнографические и иные общественные музеи;
     учреждать  организации, занимающиеся художественными народными
промыслами и ремеслами;
     издавать     произведения     исторической,    художественной,
музыкальной,    фольклорной,    этнографической    литературы    на
национальных (родных) и иных языках;
     создавать частные  образовательные  организации  по подготовке
работников в области национальной  культуры  (в  ред.  Федерального
закона  от  2  июля  2013  г.  N 185-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477);
     разрабатывать   и   представлять   в   соответствующие  органы
государственной  власти, органы местного самоуправления предложения
о сохранении и развитии национальной культуры;
     заключать   договоры   с  неправительственными  организациями,
находящимися   за  пределами  Российской  Федерации,  о  культурном
обмене   и   сотрудничестве   в   области  сохранения  национальной
культуры.

     Статья 14. Обеспечение федеральными органами  исполнительной
                власти, органами  исполнительной власти субъектов
                Российской Федерации  права на сохранение и развитие
                национальной культуры

     Федеральные     органы     исполнительной    власти,    органы
исполнительной    власти    субъектов    Российской   Федерации   в
соответствии     с    законодательством    Российской    Федерации,
законодательством  субъектов  Российской  Федерации  о  культуре  и
настоящим Федеральным законом:
     учитывают при разработке и осуществлении региональных программ
национально-культурного развития предложения национально-культурных
автономий (в ред.  Федерального закона от  22  августа  2004  г.  N
122-ФЗ  - Собрание законодательства Российской Федерации,  2004,  N
35, ст. 3607);
     рассматривают предложения национально-культурных  автономий  о
включении  в  федеральные государственные образовательные стандарты
для  образовательных   организаций,   реализующих   образовательные
программы  на  национальном  (родном)  языке,  курсов  по  изучению
истории,  культуры,   этнографии,   традиционных   видов   трудовой
деятельности,   художественных   народных  промыслов  и  ремесел  и
принимают соответствующие решения (в ред.  Федерального закона от 1
декабря  2007  г.  N  309-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, N 49, ст. 6070; Федерального закона от 2 июля 2013
г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013,
N 27, ст. 3477);
     направляют   деятельность   государственных   и  муниципальных
учреждений   культуры   на   удовлетворение  национально-культурных
потребностей;
     организуют  в  системе государственных и муниципальных архивов
соответствующие  разделы  по  культуре, истории, общественной жизни
граждан   Российской   Федерации,  относящих  себя  к  определенным
этническим общностям;
     оказывают помощь национально-культурным автономиям в  создании
негосударственных  (общественных) учреждений национальной культуры,
частных  образовательных  организаций  по   подготовке   творческих
работников  и  иных  специалистов,  проведении  различных  массовых
мероприятий в области национальной культуры  (в  ред.  Федерального
закона  от  2  июля  2013  г.  N 185-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477);
     обеспечивают   сохранность   памятников  истории  и  культуры,
представляющих   ценность   для   граждан   Российской   Федерации,
относящих  себя  к  определенным этническим общностям, и являющихся
частью культурного наследия Российской Федерации;
     осуществляют   иные   мероприятия   по  созданию  условий  для
сохранения,   возрождения   и   развития   национальной   культуры,
реализации    национально-культурных    прав   граждан   Российской
Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям.

     Статья 15. Обеспечение органами государственной власти права
                национально-культурных автономий на освещение
                их деятельности в средствах массовой информации

     Государственные  аудиовизуальные  средства массовой информации
предоставляют   национально-культурным  автономиям  эфирное  время.
Периодичность,   продолжительность   передач  и  язык,  на  котором
ведутся   передачи,   определяются   договорами  с  учредителями  и
редакциями теле- и радиопрограмм.
     Органы  государственной  власти  Российской  Федерации, органы
государственной  власти субъектов Российской Федерации поддерживают
и   поощряют   негосударственные   средства   массовой  информации,
безвозмездно   предоставляющие   национально-культурным  автономиям
возможность освещения их деятельности.
     (Часть третья утратила силу на основании  Федерального  закона
от  22  августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание  законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607)
     В программах   субъектов  Российской  Федерации  финансовой  и
организационной поддержки средств массовой  информации  может  быть
предусмотрена      помощь     средствам     массовой     информации
национально-культурных автономий (в ред.  Федерального закона от 22
августа  2004  г.  N  122-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

              ГЛАВА V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
                       НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

     Статья 16. Финансирование и поддержка деятельности,
                связанной с реализацией прав
                национально-культурных автономий

     Финансирование деятельности,  связанной  с  реализацией   прав
национально-культурных  автономий,  осуществляется  за счет средств
национально-культурных  автономий,  их  учреждений  и  организаций,
частных   лиц,   а  также  за  счет  иных  не  запрещенных  законом
источников.
     Федеральные органы   исполнительной   власти  могут  оказывать
поддержку федеральным  национально-культурным  автономиям  за  счет
средств   федерального   бюджета   в   соответствии   с   бюджетным
законодательством Российской Федерации.
     Органы государственной  власти субъекта Российской Федерации в
соответствии с  законом  субъекта  Российской  Федерации  оказывают
поддержку  региональным и местным национально-культурным автономиям
за  счет  средств  бюджета  субъекта   Российской   Федерации   (за
исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета).
     Органы местного самоуправления в соответствии с муниципальными
правовыми     актами    вправе    оказывать    поддержку    местным
национально-культурным автономиям за счет средств  местного бюджета
(за исключением субвенций,  предоставляемых из федерального бюджета
и бюджета субъекта Российской Федерации).
     (Статья 16 в ред.  Федерального закона от 9 февраля 2009 г.  N
11-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,  2009, N 7,
ст. 779)

     Статья  17.  Собственность национально-культурных автономий

     Национально-культурные      автономии      обладают     правом
собственности   в   соответствии   с  законодательством  Российской
Федерации.

     Статья  18.  Имущество национально-культурных автономий

     Федеральные     органы     исполнительной    власти,    органы
исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации,  органы
местного  самоуправления  могут  передавать  национально-культурным
автономиям,    их   некоммерческим   учреждениям   и   организациям
государственное  и  муниципальное  имущество  в  собственность  или
аренду   в   порядке,  установленном  законодательством  Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
     Для    осуществления    уставных    целей    и    деятельности
национально-культурные  автономии,  их  некоммерческие учреждения и
организации   могут   использовать   помещения,  переданные  им  на
условиях договора аренды.
     Размер   платы  за  аренду  помещений  национально-культурными
автономиями,   их   некоммерческими  учреждениями  и  организациями
определяется    в   порядке,   установленном   для   некоммерческих
организаций  культуры  и образования на территории данного субъекта
Российской   Федерации,   а  также  в  соответствии  с  Гражданским
кодексом   Российской  Федерации,  другими  федеральными  законами,
законами   и   иными   нормативными   правовыми   актами  субъектов
Российской Федерации.

     Статья 19.  (Утратила силу на основании Федерального закона от
9 февраля 2009 г.  N 14-ФЗ - Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2009, N 7, ст. 782)

     Статья 20.  (Утратила силу на основании Федерального закона от
22 августа 2004 г.  N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607)

                ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

     Настоящий  Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования.

     Москва, Кремль
     17 июня 1996 года
     N 74-ФЗ