РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О налоге на сверхприбыль

 

Принят Государственной Думой                              21 июля 2023 года

Одобрен Советом Федерации                                  28 июля 2023 года

 

(В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ)

 

Статья 1. Общие положения

 

В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации настоящим Федеральным законом устанавливается налог на сверхприбыль (далее - налог), являющийся налогом разового характера.

 

Статья 2. Налогоплательщики налога

 

1. Налогоплательщиками налога признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, определяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 306 Налогового кодекса Российской Федерации. В целях настоящего Федерального закона к российским организациям приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном статьей 2462 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Организации, являвшиеся в 2022 году в соответствии со статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 году не входили организации, указанные в пунктах 4, 5, 6 части 4 настоящей статьи, признаются налогоплательщиками налога (только в отношении российских организаций, которые по состоянию на 31 декабря 2022 года являлись участниками соответствующей консолидированной группы налогоплательщиков).

3. Российские организации, являвшиеся по состоянию на 31 декабря 2022 года участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 году не входили организации, указанные в пунктах 4, 5, 6 части 4 настоящей статьи, исполняют обязанности налогоплательщика налога только в части, необходимой для его исчисления налогоплательщиками, указанными в части 2 настоящей статьи.

4. Не признаются налогоплательщиками:

1) организации, включенные по состоянию на 31 декабря 2022 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) российские организации, созданные после 1 января 2021 года, за исключением организаций, созданных в результате реорганизации организаций, действующих до 1 января 2021 года;

3) иностранные организации, начавшие осуществлять свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства после 1 января 2021 года;

4) организации, осуществлявшие в течение 2022 года добычу углеводородного сырья на участке недр, предоставленном таким организациям в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) организации, осуществлявшие в течение 2022 года добычу угля на участке недр, предоставленном таким организациям в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) организации, имевшие по состоянию на 31 декабря 2022 года свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и определявшие не менее чем в шести налоговых периодах по акцизам, приходящихся на 2022 год, величину КДЕМП, отличную от нуля, при расчете вычета сумм акциза в соответствии с пунктом 27 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации;

7) организации, являвшиеся в 2022 году участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 году входили организации, указанные в пунктах 4 и (или) 6 настоящей части;

8) организации, имевшие по состоянию на 31 декабря 2022 года свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и действующий договор об оказании услуг по переработке нефтяного сырья организации, отвечающей требованиям пунктов 4 и (или) 6 настоящей части;

9) организации, которые осуществляют деятельность по производству сжиженного природного газа и до 31 декабря 2022 года включительно осуществили экспорт хотя бы одной партии сжиженного природного газа на основании лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа в соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 117-ФЗ "Об экспорте газа";

10) российские организации, которые прямо участвуют в организации, указанной в пунктах 4 и (или) 6 настоящей части, и доля участия в такой организации составляла по состоянию на 31 декабря 2022 года не менее 75 процентов;

11) организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога непрерывно с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно;

12) организации, у которых за налоговые периоды по налогу на прибыль организаций за 2018 и 2019 годы отсутствовали доходы от реализации, определяемые в соответствии с положениями статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации;

13) кредитные организации и некредитные финансовые организации, в отношении которых по состоянию на 1 января 2023 года осуществлялись меры по предупреждению банкротства с участием Центрального банка Российской Федерации или государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов";

14) организации-застройщики, реализующие проекты с привлечением средств граждан - участников долевого строительства, размещенных на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которые в 2021 и 2022 годах не осуществляли выплату дивидендов.

5. В настоящем Федеральном законе понятия "углеводородное сырье", "уголь" используются в значении, применяемом для целей главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

Статья 3. Объект налогообложения

 

1. Объектом налогообложения налогом признается сверхприбыль, полученная налогоплательщиком.

2. Сверхприбыль определяется, если иное не установлено настоящей статьей, как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год.

3. С учетом особенностей, предусмотренных частями 4 - 12 настоящей статьи, прибыль для целей настоящего Федерального закона за соответствующий год исчисляется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций, определяемых в соответствии с положениями статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации за соответствующий год с учетом положений статьи 283 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом не учитываются налоговые базы по налогу на прибыль организаций, к которой применяются налоговые ставки, предусмотренные пунктами 16, 114, 3, 4, 41, 43, 44 и 5 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.

4. Прибыль по российским организациям, являвшимся по состоянию на 31 декабря 2022 года участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 году не входили организации, указанные в пунктах 4, 5, 6 части 4 статьи 2 настоящего Федерального закона, за соответствующий год исчисляется как сумма налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 2781 Налогового кодекса Российской Федерации и налоговых баз по налогу на прибыль организаций, которые не учитывались при исчислении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков. При этом не учитываются налоговые базы по налогу на прибыль организаций, к которой применяются налоговые ставки, предусмотренные пунктами 16, 114, 3, 4, 41, 43, 44 и 5 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.

5. Российские организации, являвшиеся по состоянию на 31 декабря 2022 года участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 году не входили организации, указанные в пунктах 4, 5, 6 части 4 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны представить налогоплательщику, являвшемуся в 2022 году ответственным участником соответствующей консолидированной группы налогоплательщиков, данные, необходимые ему для исчисления налоговой базы по налогу в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

6. В отношении налогоплательщика, являющегося стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, при определении прибыли за соответствующий год не учитывается налоговая база по налогу на прибыль организаций от осуществления деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, являющегося предметом соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

7. Для организаций, созданных в результате реорганизации в форме слияния, средняя арифметическая величина прибыли за соответствующие годы, предшествующие реорганизации, определяется исходя из данных реорганизованных организаций, правопреемником которых является вновь созданная организация.

8. Для организаций, созданных в результате реорганизации в форме разделения, средняя арифметическая величина прибыли за соответствующие годы, предшествующие реорганизации, определяется исходя из данных реорганизованной организации, правопреемником которой являются вновь созданные организации, в доле, определенной при разделении.

9. Для организаций, реорганизованных в форме присоединения, средняя арифметическая величина прибыли за соответствующие годы, предшествующие реорганизации, определяется с учетом данных присоединенной организации.

10. Для организаций, созданных в результате реорганизации в форме преобразования, средняя арифметическая величина прибыли за соответствующие годы, предшествующие реорганизации, определяется исходя из данных реорганизованной организации, правопреемником которой является вновь созданная организация.

11. В случае доначисления по результатам налоговой проверки налога на прибыль организаций (в связи с занижением налоговой базы), относящегося к налоговым базам по налогу на прибыль организаций, учитываемым при исчислении прибыли в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций за соответствующий год подлежит увеличению на величину, равную изменению налоговой базы по результатам налоговой проверки. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ)

12. В случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за налоговые периоды 2021 и (или) 2022 годов по налогу на прибыль организаций прибыль в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи исчисляется на основании показателей соответствующей уточненной налоговой декларации.

 

Статья 4. Налоговая база

 

1. Налоговой базой, если иное не установлено настоящей статьей, является денежное выражение сверхприбыли, определяемой в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

2. Налоговая база по налогоплательщикам, являвшимся по состоянию на 31 декабря 2022 года участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 году не входили организации, указанные в пунктах 4, 5, 6 части 4 статьи 2 настоящего Федерального закона, определяется в целом по такой консолидированной группе налогоплательщиков налогоплательщиком, являвшимся в 2022 году ответственным участником такой консолидированной группы налогоплательщиков в соответствии со статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. В случае, если средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась не более средней арифметической величины прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год, то налоговая база принимается равной нулю.

4. В случае, если средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась не более 1 миллиарда рублей, то налоговая база принимается равной нулю. Положения настоящей части не применяются при определении налоговой базы налогоплательщиков, являвшихся по состоянию на 31 декабря 2022 года участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 году не входили организации, указанные в пунктах 4 и (или) 6 части 4 статьи 2 настоящего Федерального закона.

5. Налоговая база по российским организациям, являвшимся в 2018, 2019, 2020, 2021 и (или) 2022 годах участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 году не входили организации, указанные в пунктах 4, 5, 6 части 4 статьи 2 настоящего Федерального закона, но не являвшимся по состоянию на 31 декабря 2022 года участниками указанной консолидированной группы налогоплательщиков, а также по российским организациям, являвшимся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 году входила организация, указанная в пункте 5 части 4 статьи 2 настоящего Федерального закона, определяется в соответствии с частью 1 настоящей статьи с учетом положений частей 2 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона.

6. В случае, если налоговая база, определенная налогоплательщиком, превысила половину исчисленной прибыли за 2022 год, то для налогоплательщиков, у которых отношение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год к средней арифметической величине прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год оказалось ниже отношения средней арифметической величины показателей балансовой стоимости активов на конец 2021 и 2022 годов к средней арифметической величине аналогичных показателей за 2018 год и 2019 год, налоговая база признается равной половине прибыли за 2022 год. Если средняя арифметическая величина прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год оказалась равна нулю, то для целей настоящей части ее значение признается равной 1. Положения настоящей части не применяются в отношении кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, организаций, которые осуществляли распределение прибыли за 2021 год и (или) за 2022 год, и российских организаций, являвшихся по состоянию на 31 декабря 2022 года участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 году не входили организации, указанные в пунктах 4, 5, 6 части 4 статьи 2 настоящего Федерального закона.

 

Статья 5. Налоговая ставка

 

Налоговая ставка устанавливается в размере 10 процентов.

 

Статья 6. Порядок исчисления налога

 

1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

2. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, на налоговый вычет с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

3. Размер налогового вычета определяется как сумма обеспечительного платежа по налогу, перечисленного в федеральный бюджет за период с 1 октября по 30 ноября 2023 года включительно. При этом размер налогового вычета не может превышать половину суммы налога, исчисленного в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи.

4. В целях подтверждения права на уменьшение суммы налога, исчисленного в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, на налоговый вычет, налогоплательщик одновременно с налоговой декларацией обязан представить в налоговый орган копию (копии) платежных документов, подтверждающих перечисление обеспечительного платежа по налогу, указанного в части 3 настоящей статьи.

5. В случае возврата до установленного статьей 7 настоящего Федерального закона срока уплаты налога полностью или частично налогоплательщику (правопреемнику налогоплательщика) на основании его заявления ранее перечисленного им обеспечительного платежа по налогу, указанного в части 3 настоящей статьи, размер налогового вычета принимается равным нулю.

6. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно.

7. При изменении налоговой базы по налогу в случаях, указанных в частях 11 и (или) 12 статьи 3 настоящего Федерального закона, сумма обеспечительного платежа по налогу, указанного в части 3 настоящей статьи, в целях определения налогового вычета уменьшается на сумму денежных средств, признанных единым налоговым платежом в связи с представлением налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога.

 

Статья 7. Сроки и порядок уплаты налога

 

1. Налог уплачивается не позднее 28 января 2024 года.

2. Сумма обеспечительного платежа по налогу со дня наступления установленного частью 1 настоящей статьи срока уплаты налога признается суммой уплаченного налога.

3. Сумма налога подлежит зачислению в федеральный бюджет.

 

Статья 8. Налоговая декларация

 

1. Налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию не позднее 25 января 2024 года, если иное не установлено частью 3 настоящей статьи.

2. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

3. Налогоплательщики, у которых сумма исчисленного в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона налога равна нулю, налоговую декларацию в налоговые органы не представляют.

 

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.

 

 

Президент Российской Федерации                              В.Путин

 

Москва, Кремль

4 августа 2023 года

№ 414-ФЗ