РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"

 

Принят Государственной Думой                              27 июня 2023 года

Одобрен Советом Федерации                                  5 июля 2023 года

 

Статья 1

 

Внести в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3434; 2008, № 18, ст. 1941; № 45, ст. 5141; 2009, № 29, ст. 3601; № 52, ст. 6450; 2011, № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; № 50, ст. 7343; 2013, № 30, ст. 4084; № 51, ст. 6695; № 52, ст. 6988; 2014, № 23, ст. 2928; 2015, № 29, ст. 4376; № 41, ст. 5629; 2016, № 27, ст. 4197; 2018, № 53, ст. 8440; 2019, № 29, ст. 3854; № 52, ст. 7803; 2020, № 9, ст. 1125; 2021, № 27, ст. 5103, 5171, 5180; 2022, № 8, ст. 1034, 1035; 2023, № 1, ст. 67) следующие изменения:

1) статью 4 дополнить пунктом 41 следующего содержания:

"41) сетевой эффект - свойство товарного рынка (товарных рынков), при котором потребительская ценность программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров (далее - цифровая платформа), изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей;";

2) статью 5 дополнить частью 81 следующего содержания:

"81. При проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке (товарных рынках), на котором совершение сделок между продавцами и покупателями осуществляется посредством использования цифровой платформы, антимонопольный орган устанавливает наличие сетевых эффектов и дает оценку возможности хозяйствующего субъекта, владеющего цифровой платформой и обеспечивающего посредством ее использования совершение сделок между иными лицами, выступающими продавцами и покупателями определенных товаров, оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в том числе за счет количества сделок, совершаемых посредством такой цифровой платформы.";

3) главу 1 дополнить статьей 92 следующего содержания:

 

"Статья 92. Экспертиза

 

1. При рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также в целях осуществления антимонопольным органом контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган или комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по ходатайству заявителей ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, или по собственной инициативе вправе назначить экспертизу и привлекать экспертов для ее проведения.

2. Заключение эксперта учитывается антимонопольным органом при принятии решения по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, а также при решении вопроса о надлежащем исполнении предписания, выданного в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.

3. Экспертом, привлекаемым антимонопольным органом или комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, является лицо, соответствующее квалификационным требованиям, которые определяются федеральным антимонопольным органом и должны обеспечивать привлечение в качестве эксперта лица, обладающего специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, или дела о нарушении антимонопольного законодательства. Информация о назначении экспертизы, привлечении экспертов для ее проведения и срок проведения экспертизы указываются при рассмотрении указанного ходатайства в решении антимонопольного органа, а при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в определении комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. По запросу эксперта срок проведения экспертизы может быть продлен.

4. Эксперт должен быть независимым по отношению к председателю и членам комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, лицам, участвующим в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, по отношению к работникам антимонопольного органа, рассматривающим соответствующее ходатайство, сторонам этой сделки и лицу, являющемуся объектом экономической концентрации, а также не должен состоять с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

5. Эксперт с письменного разрешения антимонопольного органа вправе знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, а при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства с письменного разрешения комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вправе знакомиться с материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе составляющими коммерческую тайну, при условии предоставления антимонопольному органу или комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства письменного обязательства о неразглашении сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Такие материалы передаются эксперту на основании акта приема-передачи, подписанного работником антимонопольного органа и экспертом.

6. Кандидатуры экспертов и вопросы, по которым требуется заключение эксперта, определяются антимонопольным органом или комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. При назначении экспертизы заявители ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, вправе предлагать антимонопольному органу или комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства кандидатуры экспертов и представителей экспертных организаций, а также вопросы, по которым требуется заключение эксперта.

7. Заявители ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, вправе заявить отвод эксперту, если имеются обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности. Решение об отводе эксперта принимается антимонопольным органом или комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, привлекшими к участию в деле о нарушении антимонопольного законодательства эксперта, в отношении которого заявлен отвод. Заявление о повторном отводе эксперта подлежит оставлению без рассмотрения, если в отношении данного эксперта по тем же основаниям ранее был заявлен отвод, решение по которому было принято.

8. В случае, если поставленные вопросы, по которым требуется заключение эксперта, выходят за пределы специальных знаний эксперта либо предоставленные ему материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения экспертизы и дачи заключения, эксперт обязан направить в антимонопольный орган или комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, назначившие экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение.

9. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

10. Эксперт осуществляет проведение экспертизы на возмездной или безвозмездной основе. Расходы на оплату услуг эксперта покрываются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или за счет средств заявителей ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства. Расходы на оплату услуг эксперта не могут быть возложены на заявителей ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, без их письменного согласия.";

4) дополнить статьей 101 следующего содержания:

 

"Статья 101. Запрет на осуществление монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой

 

1. Запрещаются действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, совершаемые хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой и обеспечивающим посредством ее использования совершение сделок между иными лицами, выступающими продавцами и покупателями определенных товаров, при наличии в совокупности следующих условий:

1) сетевой эффект дает такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, на котором совершение сделок между продавцами и покупателями осуществляется посредством цифровой платформы, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам;

2) доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями посредством цифровой платформы, превышает в стоимостном выражении тридцать пять процентов общего объема сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке;

3) выручка такого хозяйствующего субъекта за последний календарный год превышает два миллиарда рублей.

2. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (за исключением действий, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.";

5) часть 7 статьи 11 дополнить словами ", а также соглашений, предусмотренных пунктом 2 части 1 настоящей статьи";

6) абзац первый части 1 статьи 13 после слова "закона)," дополнить словами "координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, предусмотренная частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона,";

7) пункт 2 части 1 статьи 23 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:

"п) об определении эксперта в целях осуществления антимонопольным органом контроля за исполнением предписания, выданного в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона;";

8) в части 2 статьи 253 слово "познания" заменить словом "знания";

9) абзац первый части 1 статьи 28 после слов "восемьсот миллионов рублей," дополнить словами "либо в случае, если цена сделки превышает семь миллиардов рублей,";

10) в статье 32:

а) в части 9 первое предложение дополнить словами "с указанием сведений об участниках и о предмете сделки, иного действия, заявленных в ходатайстве (за исключением персональных данных физических лиц)";

б) дополнить частью 11 следующего содержания:

"11. В ходе рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган вправе запрашивать у органов государственной власти документы и сведения, необходимые для рассмотрения ходатайства, с одновременным предоставлением таким органам государственной власти необходимых для указанных целей сведений и информации, содержащихся в ходатайстве, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне.";

11) в статье 33:

а) в пункте 3 части 2 слова "месяцев. Такие" заменить словами "месяцев. В случае, если сделка, иное действие осуществляются на товарном рынке Российской Федерации и (или) оказывают на него влияние, а также оказывают влияние на товарные рынки зарубежных стран (трансграничные рынки), с согласия Правительства Российской Федерации антимонопольный орган вправе принять решение о продлении срока, указанного в настоящем пункте, на определяемый Правительством Российской Федерации срок, но не более чем на три года. Такие";

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Указанный в части 1 настоящей статьи срок может быть продлен решением, предусмотренным пунктом 2 части 2 настоящей статьи, не более чем на два месяца. В случае, если сделка, иное действие осуществляются на трансграничном рынке (трансграничных рынках) и (или) оказывают на него влияние, с согласия Правительства Российской Федерации антимонопольный орган вправе принять решение о продлении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, на срок, определяемый Правительством Российской Федерации, но не более чем на три года. В случае принятия указанных решений антимонопольный орган на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещает сведения о сделке, об ином действии, заявленных в ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, с указанием сведений об участниках и о предмете сделки, иного действия, заявленных в ходатайстве (за исключением персональных данных физических лиц). Заинтересованные лица вправе представить в антимонопольный орган сведения о влиянии на состояние конкуренции таких сделки, иного действия.";

в) дополнить частями 31 и 32 следующего содержания:

"31. В период до принятия антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, лица, представившие ходатайство, вправе представить в антимонопольный орган письменные обязательства об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции, которые учитываются антимонопольным органом при принятии решения по результатам рассмотрения ходатайства.

32. При назначении экспертизы и привлечении эксперта к рассмотрению ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, срок рассмотрения ходатайства приостанавливается на срок проведения экспертизы.";

г) часть 6 после слов "орган принимает" дополнить словами "предусмотренное пунктом 1 части 2 настоящей статьи", после слов "Федерального закона," дополнить словами "или решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, и об одновременной выдаче предписания, предусмотренного пунктом 4 части 2 настоящей статьи,";

д) дополнить частями 61 - 65 следующего содержания:

"61. В случае, если по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган придет к предварительному выводу о том, что сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции, перед принятием решения по результатам рассмотрения ходатайства антимонопольный орган направляет заявителю, а также иным лицам, участвующим в заявленных в ходатайстве сделке, ином действии, заключение об обстоятельствах ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю (далее - заключение об обстоятельствах ходатайства).

62. Заключение об обстоятельствах ходатайства оформляется в письменной форме, подписывается уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства, установленные антимонопольным органом по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, в том числе установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и информацию, полученную по запросам антимонопольного органа, а также описание доказательств, подтверждающих предварительные выводы антимонопольного органа о том, что сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции;

2) предлагаемые условия, которые могут быть установлены антимонопольным органом по отношению к заявителю, а также иным лицам, участвующим в заявленных в ходатайстве сделке, ином действии, в целях обеспечения конкуренции.

63. Антимонопольный орган рассматривает ходатайство о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, без вызова лиц, участвующих в заявленных в ходатайстве сделке, ином действии (заочное рассмотрение ходатайства). В случае принятия заключения об обстоятельствах ходатайства по заявлению лиц, участвующих в заявленных в ходатайстве сделке, ином действии, в том числе при представлении такими лицами письменных предложений о содержании обязательств об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции, либо по собственной инициативе антимонопольный орган назначает очное рассмотрение ходатайства, о чем принимается определение, которое направляется заявителю, а также иным лицам, участвующим в заявленных в ходатайстве сделке, ином действии. При этом дата очного рассмотрения ходатайства, указанная в определении, не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления указанным лицам заключения об обстоятельствах ходатайства.

64. Лица, участвующие в сделке, ином действии, заявленных в ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, вправе представлять в антимонопольный орган пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах ходатайства, до окончания рассмотрения ходатайства и принятия антимонопольным органом решения.

65. Порядок проведения очного рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, устанавливается федеральным антимонопольным органом.";

12) в статье 421:

а) части 2 и 3 признать утратившими силу;

б) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. Информация о порядке оплаты услуг переводчика и источник финансирования такой оплаты указываются в определении по делу о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которым переводчик привлекается к участию в рассмотрении дела.";

в) части 5 - 7 и 9 признать утратившими силу.

 

Статья 2

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

 

 

Президент Российской Федерации                              В.Путин

 

Москва, Кремль

10 июля 2023 года

№ 301-ФЗ