У К А З

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


          О мерах по реализации внешнеполитического курса
                       Российской Федерации

     В целях последовательной реализации внешнеполитического  курса
Российской  Федерации,  позволяющего  обеспечивать  ее национальные
интересы   на   основе   принципов   прагматизма,   открытости    и
многовекторности   в  условиях  формирования  новой  полицентричной
системы международных отношений,  п о с т а н о в л я ю:
     1. Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно
с другими федеральными органами исполнительной власти:
     а) содействовать  созданию  благоприятных  внешних условий для
долгосрочного  развития  Российской  Федерации,   модернизации   ее
экономики,  укреплению позиций России как равноправного партнера на
мировых рынках;
     б) добиваться  утверждения  верховенства права в международных
отношениях, твердо отстаивать центральную роль ООН в мировых делах,
основополагающие  принципы  Устава  ООН,  которые требуют развивать
дружественные отношения между государствами на основе  равноправия,
уважения  их  суверенитета  и территориальной целостности,  главной
ответственности   Совета   Безопасности    ООН    за    поддержание
международного  мира  и  безопасности,  расширять  вклад Российской
Федерации в миротворческие операции ООН;
     в) активно   задействовать   различные   формы  многосторонней
дипломатии,  включая БРИКС,  "Группу  двадцати",  "Группу  восьми",
Шанхайскую организацию сотрудничества;
     г) содействовать активизации коллективных международных усилий
по противодействию глобальным вызовам и угрозам,  включая опасность
распространения  оружия  массового  уничтожения   и   средств   его
доставки,   международный  терроризм,  наркотрафик,  организованную
преступность, региональные конфликты;
     д) в  отношениях  с  государствами  -  участниками Содружества
Независимых Государств:
     рассматривать развитие    многостороннего   взаимодействия   и
интеграционных процессов на  пространстве  Содружества  Независимых
Государств  как  ключевое  направление  внешней политики Российской
Федерации;
     последовательно проводить    курс   на   дальнейшее   развитие
разнопланового сотрудничества государств -  участников  Содружества
Независимых  Государств  в  социально-экономической,  гуманитарной,
правоохранительной и других сферах;
     содействовать вступлению  в  силу  и  практической  реализации
Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г.;
     продолжать активно   расширять  взаимодействие  с  Республикой
Белоруссия в рамках Союзного государства;
     способствовать углублению   евразийской  интеграции  в  рамках
Таможенного союза и Единого экономического пространства  Российской
Федерации,  Республики Белоруссия и Республики Казахстан и созданию
к 1 января 2015 г.  Евразийского экономического  союза,  исходя  из
открытости  этих  процессов  для  присоединения  других государств,
прежде  всего  членов  Евразийского  экономического  сообщества   и
участников   Содружества   Независимых   Государств,  содействовать
международному позиционированию новых интеграционных структур;
     укреплять Организацию Договора о коллективной безопасности, ее
механизмы оперативного реагирования на современные вызовы и  угрозы
и ее миротворческий потенциал,  совершенствовать внешнеполитическую
координацию в рамках этой организации;
     продолжать активно   участвовать   в   поиске   путей  решения
приднестровской   проблемы   на   основе   уважения   суверенитета,
территориальной   целостности  и  нейтрального  статуса  Республики
Молдова при определении особого статуса Приднестровья;
     продолжать последовательную  работу в интересах урегулирования
нагорно-карабахского  конфликта   во   взаимодействии   с   другими
государствами  -  сопредседателями  Минской группы ОБСЕ и на основе
принципов, изложенных в совместных заявлениях Президента Российской
Федерации,  Президента  Соединенных  Штатов  Америки  и  Президента
Французской Республики, сделанных в 2009-2011 годах;
     е) активно  содействовать  становлению  Республики  Абхазия  и
Республики Южная Осетия как современных демократических государств,
укреплению международных позиций, обеспечению надежной безопасности
и социально-экономическому восстановлению этих республик;
     ж) в отношениях с Европейским союзом:
     выступать за достижение стратегической цели - создание единого
экономического  и  человеческого  пространства от Атлантического до
Тихого океана;
     добиваться заключения   соглашения  с  Европейским  союзом  об
отмене виз при краткосрочных взаимных поездках граждан;
     отстаивать принципы равноправия и взаимной выгоды в работе над
новым базовым соглашением между Российской Федерацией и Европейским
союзом о стратегическом партнерстве;
     способствовать эффективной реализации  программы  "Партнерство
для модернизации";
     развивать взаимовыгодное энергетическое  партнерство  в  целях
создания   единого   энергетического  комплекса  Европы,  добиваясь
строгого  соблюдения  имеющихся   двусторонних   и   многосторонних
договорных обязательств;
     з) в Азиатско-Тихоокеанском регионе:
     наращивать участие  в  региональных интеграционных процессах в
целях  содействия  ускоренному  социально-экономическому   развитию
регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
     продвигать инициативы по формированию в Азиатско-Тихоокеанском
регионе новой архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной
на коллективных внеблоковых началах,  нормах международного права и
принципе равной и неделимой безопасности;
     разработать дополнительные   предложения   для   включения   в
повестки  дня  Восточноазиатских саммитов и диалогового партнерства
Россия - АСЕАН;
     углублять равноправное     доверительное     партнерство     и
стратегическое взаимодействие  с  Китайской  Народной  Республикой,
стратегическое  партнерство с Республикой Индией,  Социалистической
Республикой  Вьетнам,  развивать  взаимовыгодное  сотрудничество  с
Японией,  Республикой Корея,  Австралией, Новой Зеландией и другими
ключевыми государствами Азиатско-Тихоокеанского региона;
     и) в отношениях с Соединенными Штатами Америки:
     проводить курс на  поддержание  стабильного  и  предсказуемого
взаимодействия на основе принципов равноправия,  невмешательства во
внутренние дела и  уважения  взаимных  интересов,  ориентируясь  на
выведение  двустороннего  сотрудничества на подлинно стратегический
уровень;
     уделять приоритетное    внимание   качественному   наращиванию
торгово-экономического  сотрудничества,   расширению   деятельности
Российско-Американской    президентской    комиссии,    обеспечению
равноправного,  недискриминационного режима в двусторонней торговле
на постоянной и безусловной основе;
     вести активную   работу   в   целях    недопущения    введения
односторонних   экстерриториальных   санкций  Соединенными  Штатами
Америки против российских юридических и физических лиц;
     продвигать инициативы,   касающиеся  дальнейшей  либерализации
визового режима;
     обеспечивать последовательную    реализацию   Договора   между
Российской Федерацией и Соединенными Штатами  Америки  о  мерах  по
дальнейшему  сокращению и ограничению стратегических наступательных
вооружений от 8 апреля 2010 г.;
     исходить из  того,  что  переговоры  о  дальнейших сокращениях
стратегических  наступательных   вооружений   возможны   только   в
контексте   учета   всех   без  исключения  факторов,  влияющих  на
глобальную стратегическую стабильность;
     последовательно отстаивать   российские   подходы  в  связи  с
созданием глобальной системы  противоракетной  обороны  Соединенных
Штатов   Америки,  добиваясь  предоставления  твердых  гарантий  ее
ненаправленности против российских сил ядерного сдерживания;
     к) в Евро-Атлантическом регионе:
     продолжать работу  в  целях  создания  на   евро-атлантическом
пространстве   системы   равной   и   неделимой   безопасности   на
международно-правовой основе;
     развивать отношения    с   Организацией   Североатлантического
договора соразмерно ее  готовности  учитывать  интересы  Российской
Федерации  в  сфере  безопасности  и  стратегической стабильности и
уважать основополагающие принципы международного права;
     продвигать инициативы   по   реформированию   Организации   по
безопасности и сотрудничеству в Европе в  целях  превращения  ее  в
эффективный  механизм коллективного взаимодействия в интересах всех
государств-участников;
     поддерживать деятельность  Совета Европы по укреплению единого
для всех европейских государств правового пространства;
     л) продолжать   углублять   отношения  со  странами  Латинской
Америки и Карибского бассейна,  консолидировать позиции по повестке
дня    международных    форумов,   обеспечивать   реализацию   мер,
направленных на использование потенциала растущих рынков  Латинской
Америки   для   закрепления   российских   компаний   в   динамично
развивающихся  секторах   промышленности,   энергетики,   связи   и
транспорта,  а  также  расширять  сотрудничество  с многосторонними
объединениями в регионе;
     м) развивать   традиционно  дружественные  связи  со  странами
Африки  в   целях   дальнейшего   продвижения   геополитических   и
экономических  интересов Российской Федерации на базе многогранного
взаимовыгодного сотрудничества,  расширять контакты  с  Африканским
союзом  и субрегиональными объединениями в решении проблем развития
Африки;
     н) в отношении кризисных ситуаций:
     отстаивать безальтернативность       политико-дипломатического
урегулирования   региональных  конфликтов  на  основе  коллективных
действий   международного   сообщества   путем   вовлечения    всех
заинтересованных сторон в переговоры;
     содействовать всеобъемлющему урегулированию арабо-израильского
конфликта на общепризнанной международно-правовой базе;
     поддерживать создание на Ближнем Востоке  зоны,  свободной  от
оружия массового уничтожения и средств его доставки;
     выступать за  преодоление  внутригосударственных  кризисов   в
регионе  Ближнего  Востока  и  Северной  Африки  путем  прекращения
насилия,  откуда бы оно ни исходило, и проведения общенационального
диалога   без   предварительных   условий,   на   основе   уважения
суверенитета   и   территориальной   целостности    государств    и
невмешательства в их внутренние дела;
     на двусторонней основе и во  взаимодействии  с  партнерами  по
Организации  Договора  о  коллективной  безопасности  и  Шанхайской
организации сотрудничества,  а также в  рамках  проектов  по  линии
Совета  Россия  -  НАТО  оказывать  содействие Исламской Республике
Афганистан    в    деле    построения    мирного,     независимого,
демократического   государства,  способного  самостоятельно  решать
проблемы  борьбы  с  терроризмом,  наркотиками   и   организованной
преступностью;
     добиваться урегулирования  ситуации  вокруг  иранской  ядерной
программы исключительно политико-дипломатическими средствами, через
налаживание диалога, на основе поэтапности и взаимности;
     способствовать мирному    урегулированию    ядерной   проблемы
Корейского  полуострова  в  рамках  шестистороннего   переговорного
процесса  и  продолжению  работы  по  формированию механизма мира и
безопасности в Северо-Восточной Азии;
     о) продолжать    целенаправленную    работу   по   надлежащему
международно-правовому   оформлению   внешних   границ   Российской
Федерации,  включая  внешние  границы  континентального  шельфа,  и
разграничению  прилегающих  морских  пространств  при   безусловном
обеспечении  национальных  интересов  России,  прежде всего в сфере
безопасности и экономики,  исходя из задачи  укрепления  доверия  и
сотрудничества с сопредельными государствами;
     п) проводить    конструктивную     линию     на     укрепление
разноформатного  сотрудничества в Арктике при уважении суверенитета
и юрисдикции арктических государств;
     р) продолжать  работу  по  сохранению и расширению присутствия
Российской  Федерации  в  Антарктике,  в  том   числе   на   основе
эффективного  использования механизмов и процедур,  предусмотренных
системой Договора об Антарктике;
     с) содействовать  продвижению  и  защите интересов российского
бизнеса   на   внешних   рынках,    обеспечивать    дипломатическое
сопровождение  отечественных  деловых проектов,  противодействовать
дискриминации за рубежом российских участников  внешнеэкономической
деятельности;
     т) в сфере международных гуманитарных связей:
     проводить активную    работу    по   защите   прав   человека,
противодействовать попыткам использования правозащитных концепций в
качестве  инструмента  политического  давления  и  вмешательства во
внутренние дела государств;
     обеспечивать всестороннюю   защиту  прав,  свобод  и  законных
интересов российских граждан и  соотечественников,  проживающих  за
рубежом,   принять   меры   к  расширению  заграничных  консульских
учреждений  Российской   Федерации   и   к   увеличению   бюджетных
ассигнований  федерального  бюджета  на  соответствующие проекты по
линии Правительственной  комиссии  по  делам  соотечественников  за
рубежом  и некоммерческой организации "Фонд поддержки и защиты прав
соотечественников, проживающих за рубежом";
     активизировать усилия  по  созданию прочной юридической базы и
механизмов  для  эффективной  защиты  прав  и  законных   интересов
российских  детей,  усыновляемых  (удочеряемых)  за рубежом,  в том
числе заключение соответствующих межправительственных соглашений  и
подготовку   предложений   о   внесении   необходимых  изменений  в
законодательство Российской Федерации;
     расширять российское   культурное   присутствие   за  рубежом,
укреплять позиции русского языка в мире,  развивать сеть российских
центров науки и культуры;
     у) в интересах повышения результативности  российской  внешней
политики  эффективнее  использовать  ресурс  публичной  дипломатии,
вовлекать  гражданское  общество  во  внешнеполитический   процесс,
укреплять   взаимодействие   с   Общественной   палатой  Российской
Федерации,  некоммерческой организацией "Фонд  поддержки  публичной
дипломатии   имени   А.М.Горчакова",  другими  неправительственными
организациями внешнеполитической направленности,  содействовать  их
широкому  участию в деятельности мировых экспертно-политологических
диалоговых форумов, в международном гуманитарном сотрудничестве;
     ф) совершенствовать        информационное        сопровождение
внешнеполитической деятельности в интересах объективного восприятия
Российской Федерации на международной арене;
     х) обеспечивать  защиту  прав  Российской  Федерации   на   ее
дипломатическое  недвижимое  имущество  за  рубежом;  содействовать
урегулированию вопросов,  связанных с  размещением  дипломатических
представительств  иностранных  государств  на территории Российской
Федерации.
     2. Правительству  Российской  Федерации  разработать концепцию
укрепления ресурсного и кадрового потенциала  системы  Министерства
иностранных  дел Российской Федерации,  Министерства экономического
развития Российской Федерации и  Федерального  агентства  по  делам
Содружества Независимых Государств,  соотечественников, проживающих
за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
     3. Министерству иностранных дел Российской Федерации:
     а) представить в установленном  порядке  до  декабря  2012  г.
проект  Концепции  внешней  политики  Российской  Федерации в новой
редакции;
     б) обеспечить  координацию  работы,  связанной  с  реализацией
настоящего Указа.
     4. Настоящий  Указ  вступает  в  силу  со дня его официального
опубликования.


     Президент Российской Федерации                         В.Путин

     Москва, Кремль
     7 мая 2012 года
     N 605