начаются на должность представительным органом федеральной территории. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
13. Предложения о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетного органа федеральной территории вносятся в представительный орган федеральной территории:
1) председателем представительного органа федеральной территории;
2) членами представительного органа федеральной территории - не менее одной трети от установленного числа членов представительного органа федеральной территории;
3) руководителем исполнительно-распорядительного органа федеральной территории.
(Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
14. Предложения о кандидатурах на должности заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа федеральной территории вносятся в представительный орган федеральной территории в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
15. Представительный орган федеральной территории обращается в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа федеральной территории квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
16. Порядок рассмотрения кандидатур на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа федеральной территории устанавливается нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
Статья 7. Требования к кандидатурам на должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетных органов
(Наименование в редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
1. На должность председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации и контрольно-счетного органа федеральной территории назначаются граждане Российской Федерации, соответствующие следующим квалификационным требованиям: (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
1) наличие высшего образования;
2) опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее пяти лет;
3) знание Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, в том числе бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, конституции (устава), законов соответствующего субъекта Российской Федерации (устава соответствующей федеральной территории и иных нормативных правовых актов органов публичной власти соответствующей федеральной территории) и иных нормативных правовых актов применительно к исполнению должностных обязанностей, а также общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований, утвержденных Счетной палатой Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
(Часть в редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
11. Порядок проведения проверки соответствия кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации или контрольно-счетного органа федеральной территории квалификационным требованиям, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается Счетной палатой Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
2. На должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане Российской Федерации, соответствующие следующим квалификационным требованиям:
1) наличие высшего образования;
2) опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее пяти лет;
3) знание Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, в том числе бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, конституции (устава), законов соответствующего субъекта Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, устава соответствующего муниципального образования и иных муниципальных правовых актов применительно к исполнению должностных обязанностей, а также общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных Счетной палатой Российской Федерации.
(Часть в редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
21. Порядок проведения проверки соответствия кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования квалификационным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, в случае, предусмотренном частью 11 статьи 6 настоящего Федерального закона, устанавливается контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
3. Законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования соответственно для должностных лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, могут быть установлены дополнительные требования к образованию и опыту работы. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
4. Гражданин Российской Федерации не может быть назначен на должность председателя, заместителя председателя или аудитора контрольно-счетного органа в случае:
1) наличия у него неснятой или непогашенной судимости;
2) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение обязанностей по должности, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
4) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
5) наличия оснований, предусмотренных частями 5, 51 и 6 настоящей статьи. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.12.2018 № 559-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
5. Граждане, замещающие должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем законодательного органа субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, руководителями исполнительных органов субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации законодательный орган субъекта Российской Федерации, с руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 04.03.2014 № 23-ФЗ, от 27.12.2018 № 559-ФЗ, от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
51. Граждане, замещающие должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа федеральной территории, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с руководителями органов федеральной территории, созданных в соответствии с федеральным законом о федеральной территории и (или) уставом федеральной территории, в назначении которых на должность принимал участие в соответствии с уставом федеральной территории представительный орган федеральной территории, а также с руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на федеральной территории. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
6. Граждане, замещающие должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования. (В редакции федеральных законов от 04.03.2014 № 23-ФЗ; от 27.12.2018 № 559-ФЗ)
7. Председатели, заместители председателя и аудиторы контрольно-счетных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
8. Председатели, заместители председателя и аудиторы контрольно-счетных органов, а также лица, претендующие на замещение указанных должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 8. Гарантии статуса должностных лиц контрольно-счетных органов
1. Председатели, заместители председателя, аудиторы и инспекторы контрольно-счетных органов являются должностными лицами контрольно-счетных органов.
2. Воздействие в какой-либо форме на должностных лиц контрольно-счетных органов в целях воспрепятствования осуществлению ими должностных полномочий или оказания влияния на принимаемые ими решения, а также насильственные действия, оскорбления, а равно клевета в отношении должностных лиц контрольно-счетных органов либо распространение заведомо ложной информации об их деятельности влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.
3. Должностные лица контрольно-счетных органов подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Должностные лица контрольно-счетных органов обладают гарантиями профессиональной независимости.
5. Должностное лицо контрольно-счетного органа, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, досрочно освобождается от должности на основании решения законодательного (представительного) органа в случае:
1) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении его;
2) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда;
3) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
4) подачи письменного заявления об отставке;
5) нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа;
6) достижения установленного законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законом предельного возраста пребывания в должности;
7) выявления обстоятельств, предусмотренных частями 4 - 6 статьи 7 настоящего Федерального закона;
8) несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 03.04.2017 № 64-ФЗ)
6. Должностное лицо контрольно-счетного органа, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 286-ФЗ)
7. Должностное лицо контрольно-счетного органа федеральной территории, замещающее государственную должность Российской Федерации, досрочно освобождается от должности на основании решения представительного органа федеральной территории по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4, 7 и 8 части 5 настоящей статьи, а также в случае:
1) нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа членов представительного органа федеральной территории;
2) достижения установленного нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории предельного возраста пребывания в должности.
(Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
Статья 9. Основные полномочия контрольно-счетных органов
1. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия:
1) организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда, проверка и анализ обоснованности их показателей;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, об исполнении местного бюджета в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
4) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
5) оценка эффективности формирования государственной собственности субъекта Российской Федерации, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
7) экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации, приводящих к изменению доходов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также государственных программ (проектов государственных программ);
8) анализ и мониторинг бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
9) контроль за законностью и эффективностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
91) контроль за законностью и эффективностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам федеральных территорий, расположенных на территории субъекта Российской Федерации; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
10) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в законодательный орган субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 1